Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 07.07.2015

Статья просмотрена: 775 раз

Библиографическое описание:

Болгарина, Е. В. Формирование компетенции готовности к командной работе в процессе преподавания дисциплины «Программная инженерия» / Е. В. Болгарина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/235/ (дата обращения: 16.10.2024).

Одним из важнейших мотивов учебной деятельности студентов вуза является перспектива конкурентоспособности на рынке труда и гарантия успешного трудоустройства. С целью определения основных компетенций, которые хотят видеть работодатели в молодом выпускнике вуза, закончившем обучения по специальностям, связанным с информационными технологиями, автором исследования был проведён опрос тридцати представителей компаний-работодателей из различных регионов России: Екатеринбурга, Нижнего Новгорода, Краснодара и Самары. В опросе приняли участие как руководители подразделений, связанных с разработкой и внедрением программного обеспечения, так и сотрудники кадровых служб и HR-менеджеры кадровых агентств, занимающихся подбором кадров для ИТ компаний. Анализ ответов респондентов помогает выявить, какие компетенции они ценят в выпускниках вузов и насколько нынешние студенты соответствуют предъявляемым требованиям. Среди требований к базовым знаниям, абсолютно все работодатели указали на наличие у кандидата опыта работы в команде разработчиков. Это требование в большинстве вакансий стоит на 3–4-й позициях, что говорит о его высокой востребованности.

Одновременно с опросом работодателей производился и анализ профессиональных стандартов. Он послужил отправной точкой для выявления компетенций, недостаточная сформированность которых приводит к трудностям в начале производственной деятельности выпускников.

Под профессиональными компетенциями понимают стандарты рабочего поведения специалиста. Содержанием профессиональных компетенций является совокупность взаимосвязанных факторов: знания, навыки, способы профессионального общения, ресурсный потенциал личности специалиста, имеющих отношение к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для продуктивной деятельности. В большинстве стран механизмом, определяющим основные компетенции в определённой области профессиональной деятельности, являются профессиональные стандарты, поскольку они наиболее четко, прозрачно и понятно описывают профессиональную деятельность и, тем самым, определяют результаты образования и обучения.

Учитывая, что включённые в исследование профессиональные стандарты относятся к инновационной сфере, и ранее таких стандартов не существовало, в исследовании часть стандартов являются по сути проектами стандартов, и ещё не приняты Министерством труда и социальной защиты.

Разработка новых российских профессиональных стандартов в области ИТ ведётся под эгидой ассоциации предприятий компьютерных и информационных технологий (АП КИТ) в рамках федеральной программы, инициированной Указом Президента РФ № 597 от 7 мая 2012 г. В 2013 году в АП КИТ разработаны следующие профессиональные стандарты:

-          программист;

-          администратор баз данных;

-          архитектор программного обеспечения;

-          менеджер по информационным технологиям;

-          менеджер продуктов в области информационных технологий;

-          руководитель проектов в области информационных технологий;

-          руководитель разработки программного обеспечения;

-          системный аналитик;

-          специалист по информационным ресурсам;

-          специалист по информационным системам;

-          специалист по тестированию в области информационных технологий;

-          технический писатель (специалист по технической документации в области ИТ).

Так как в исследовании рассматривается вопрос компетенций, сформированных у выпускников-бакалавров, то из рассмотрения исключены профессиональные стандарты, требующие высокого уровня квалификации, соответствующего магистру и\или опыта работы более 3-х лет.

Особенностью профессиональных стандартов, в отличие от основных образовательных программ, является тот факт, что в стандарте не используется термин «компетенция», вместо этого отражены трудовые функции программистов, связанные с разработкой программных продуктов, отладкой и проверкой работоспособности программного продукта, интеграцией программных компонентов, участием в проектировании программных средств. в пояснительной записке к профессиональному стандарту для всех уровней подготовки особо отмечено, что на рынке труда востребованы программисты, умеющие работать в команде, владеющие инструментами коллективной разработки программного обеспечения. В связи с этим возрастает значение профессиональных компетенций коллективной разработки программного обеспечения, знание современных направлений, методов и технологий разработки программного обеспечения.

Умение работать в команде включено в профессиональные стандарты всех без исключения профессий ИТ-сферы.

В сложившейся практике обучения студентов преобладает индивидуальная деятельность. Курсовые и дипломные работы разрабатываются студентом единолично, под руководством научного руководителя. При такой организации обучения трудно сформировать компетенции, связанные с командной работой, обучить и закрепить на практике навык владения специальными инструментальными средствами коллективной разработки проектов. На производстве же молодой специалист сразу получает задание в составе группы. Особенно ярко это проявляется при реализации крупных проектов в области создания программного обеспечения. Ниже рассматриваются вопросы, связанные с выбором инструментария коллективной разработки и организации учебной деятельности, позволяющих формировать требуемые компетенции.

Профессиональная среда разработки — новая версия Visual Studio 2013 — является большим шагом вперёд в части поддержки командной разработки программ. Для этого используется отдельно инсталлируемый, интегрируемый с VS 2013 продукт — Team Foundation Server 2013. В нём поддерживаются все необходимые методы организации процесса разработки. Реализована концепция командного проекта, которая позволяет осуществить все этапы жизненного цикла и контролировать их выполнение. Для связи VS 2013 с TFS 2013 используется вкладка Team Explorer. Возможен выбор между использованием локально инсталлированного Team Foundation Server и его новейшим облачным аналогом — Visual Studio Online.

Одной из дисциплин, в рамках которой возможно формирование необходимой компетенции, а именно, готовности к командной работе, является «Программная инженерия». Цель данной дисциплины — систематизация знаний и навыков в области теории, методов, средств и технологий разработки программного обеспечения. Дисциплина «Программная инженерия» определяет профессиональную направленность специалистов в области разработки программного обеспечения (ПО), знакомит с принципами и методологиями, применяющимися при разработке и сопровождении программных систем.

Основная задача дисциплины — продемонстрировать применение систематического, упорядоченного и исчисляемого подхода к разработке, эксплуатации и сопровождению программного обеспечения, применение принципов инженерии по отношению к процессу разработки ПО.

Самая важная часть при изучении дисциплины — работа над индивидуальным коллективным проектом. Опыт показал, что студентам лучше предлагать реальные проекты, по которым у них имеются базовые знания, достаточные для получения ясного представления о конечных результатах и основных рабочих пакетах. Масштабные, сложные проекты непригодны, поскольку студенты воспринимают их как игру в большого руководителя. Надуманные учебные проекты приемлемого масштаба также нежелательны, поскольку обучающиеся относятся к ним, как к решению абстрактных задач из задачника. Использование таких проектов ведёт к снижению мотивации студентов и, зачастую — к исчезновению творческой составляющей работы над проектом.

С самого начала работы над проектом необходимо снять распространенное заблуждение относительно командной работы: она не означает совместного выполнения каждого этапа работы, но предполагает распределение ролей и координации действий во времени. Для эффективного использования общего ресурса времени команды групповая работа должна быть хорошо подготовлена и использоваться только при необходимости творческого участия всей команды. Одним из ключевых факторов эффективной работы команды является чётко налаженная коммуникация.

Важной составляющей в учебном проекте является мотивационная сторона. Поэтому очень важна формулировка задания. Большой интерес у студентов вызывает разработка мобильных приложений, web-приложений, приложений Windows Foundation Presentation. Выбирая вид разрабатываемого приложения, важно сохранить разумный баланс между количеством нового материала, который придётся освоить команде, соблюдением сроков разработки приложений и общей учебной загруженностью студентов. Оптимальным, из имеющегося опыта, можно считать проекты общей продолжительностью от четырёх до шести недель.

Существенно изменяется роль преподавателя в период проведения проектного практикума. Не следует полностью пускать работу студентов на самотёк. Использование инструментов RealtimeBoard поможет преподавателю быть в курсе работы команды. Как показала практика, успеха добиваются команды, в которых присутствует явно выраженный лидер, т. е. студент, который сможет управлять работой мини-коллектива. Неплохого результата добиваются группы равных по силе мотивированных на результат студентов. Апробация, проведенная в марте-апреле 2015 года в группе студентов 3-го курса показала, что в целом обучаемые справились с практикумом. Самостоятельная часть работы вызвала интерес, были выполнены интересные проекты мобильного приложения и WPF приложения, темы для которых были предложены самими студентами. Вместе с тем выявились и вполне ожидаемые негативные моменты. В частности, два студента не были приняты ни в одну из команд, т. к. зарекомендовали себя как крайне неответственные в отношении учёбы. Преподаватель не позволил себе навязать «балласт» ни одной из команд, в результате «отказники» сначала решили делать проект вместе. Но и это не увенчалось успехом. Проекты реализованы не были. Ещё одна закономерная неудача постигла команду, в которой не оказалось явного лидера, а знания в области программирования были недостаточно высокими для того, чтобы выполнить действительно творческое задание. В результате роль формального лидера и куратора взял на себя преподаватель. В целом, проект был завершен и формально задание было выполнено и презентовано в срок.

Командная разработка программ до сих пор остаётся серьёзной проблемой в силу ряда объективных причин. Наиболее современные методы организации командной разработки — Scrum, Agile Development, CMMI — требуют разработки и апробации различных методик применения в стандартном учебном процессе. Как бы то ни было, но коллективная командная работа в проекте должна стать реальностью при подготовке бакалавров ИТ-направлений.

 

Литература:

 

1.         Архипенков С. Лекции по управлению программными проектами [Электронный ресурс] / С. Архипенков. — Режим доступа: http://csc.sibsutis.ru/

2.         sites/csc.sibsutis.ru/files/courses/trpo/sw_project_management.pdf (дата обращения: 12.09.2014).

3.         Арчибальд Р. Управление высокотехнологичными программами и проектами [Текст] / Рассел Д. Арчибальд; пер. с англ. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Компания АйТи; ДМК Пресс, 2010. — 464 с.

4.         Боков Л. А. Технология группового проектирования обучения в вузе как составляющая методики подготовки инновационно-активных специалистов [Электронный ресурс] / Л. А. Боков, М. Ю. Катаев, А. Ф. Поздеева // Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 6. — Режим доступа: www.science-education.ru/113–11762 (дата обращения: 12.12.2014).

5.         Болгарина Е. В. Выявление общепрофессиональных компетенций бакалавров направления «Информационные технологии» [Текст] / Е. В. Болгарина // Обучение и воспитание: методики и практика 2013/ 2014 учебного года: сб. материалов VIII Междунар. науч.-практ. конф. 31 окт. 2013 г., г. Новосибирск / Центр развития науч. сотрудничества. — Новосибирск, 2013. — С. 161–166.

Основные термины (генерируются автоматически): программное обеспечение, проект, командная работа, компетенция, стандарт, студент, CMMI, коллективная разработка, командная разработка программ, профессиональная деятельность.

Похожие статьи

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Формирование компетенций при изучении дисциплины «Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Похожие статьи

Методика преподавания дисциплины «Прикладная механика» в рамках формирующейся формы тотального дистанционного образования

Использование модульно-рейтинговой технологии в преподавании дисциплин профессионального учебного цикла на примере преподавания учебной дисциплины «Электротехника и электроника»

Формирование компетенций при изучении дисциплины «Математические методы и модели в расчетах на ЭВМ»

Повышение профессиональной компетентности педагогов, обеспечивающих реализацию общеинтеллектуального направления внеурочной деятельности, через спецкурс «Технология учебной деятельности»

Активные методы обучения в учебном процессе по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности»

Теоретические вопросы управления качеством в системе «Бережливое производство»

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Методика преподавания курса «Информатика и информационные технологии» (для специальности «юриспруденция»)

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Задать вопрос