История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 06.08.2017

Статья просмотрена: 487 раз

Библиографическое описание:

Мохнина, М. В. История развития проблемы применения ГИС в биологических исследованиях и ее реализация в методологическом аппарате высшего педагогического образования / М. В. Мохнина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4 (10). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2676/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются теоретические аспекты проблемы применения ГИС в биологических исследованиях. Особое внимание уделяется историческому становлению геоинформатики как науки, ее интеграция в педагогическое пространство высшего образования.

Ключевые слова: географическая информационная среда (ГИС), геоинформатика, биологическая цифровая карта, образовательный стандарт высшего образования

На сегодняшний день технологический и информационный прогресс затронул все направления развития современного общества. Применение инноваций в научно-исследовательском обиходе предположил использование новых высокоспециализированных средств, для обеспечения интеграции большого объема разнородной информации. Одним из таких комплексов выступают геоинформационные системы (ГИС), имеющие значительное преимущество в обработке данных и глобализации различных объектов [1].

Географическая информационная среда представляет собой комплексную систему для обеспечения важнейших функций по работе с информацией, а именно ее сбор, хранение, анализ и визуализацию. Эта характерность дает уникальные возможности использования ГИС для решения широкого спектра задач, как в практической, так и научной деятельности людей [1].

В самом названии «географическая информационная среда» подразумевается тесная взаимосвязь двух фундаментальных наук: географии и информатики. Проследив исторический путь формирования данных дисциплин как наук, становится очевидным о разновременных рамках их развития. Зарождение географии уходит корнями к древнейшим цивилизациям, которые существовали еще до нашей эры. Именно тогда люди, мигрируя по территории, начали расширять свои знания об окружающем мире. Постепенно полученные «географические» знания увеличились, что дало толчок к составлению первых карт, с обозначением на них первичной и подлинной информации. Можно сказать, что в интеграцию ГИС включен лишь один раздел географии — картография [1].

Переход человечества на новый уровень информатизации ознаменовало собой развитие науки о методах и процессах сбора информации с использованием компьютерных технологий, которой стала информатика. Симбиоз двух глобальных наук возродил науку нового поколения — геоинформатику, где объектом изучения ее стала ГИС. Возможность сохранения и преобразования географической информации с помощью компьютера, дало альтернативу по созданию географических цифровых карт с внедрением в них большого количества атрибутивных данных. Стремление пользоваться новыми, мобильными видами карт дало широкое распространение среди пользователей [1].

Идеи создания геоинформационных систем датируется серединой века во многих зарубежных государствах, таких как Великобритания, Канада (Географическая Информационная Система Канады), Швеция и США (Гарвардская лаборатория компьютерной графики и пространственного анализа Массачусетского технологического института). Богатый опыт накопленных данных об топографических и тематических основ картографирования, а так же их успешное внедрение в компьютерные технологии ХХ послужило толчком в создании и развитии цифровых карт. На рубеже этого времени среда ГИС представляла собой чисто географически-информационную систему, в которой общая модель данных сводилась к набору содержания с привязкой географических координат. Спустя десятилетия вновь усовершенствованные ГИС стали ориентироваться на растровые структуры визуализации данных [1].

Конец ХХ — начало XXI века геоинформационные технологии завоевывают новые сферы науки, которые как, казалось бы, на первый взгляд никак не связаны с цифровым картографированием. В связи с этим на современном этапе развития, тематика ГИС охватывает все больше отраслей научной и хозяйственной деятельности человека. Новые модели ГИС стали ориентироваться на пользователя «многофункционального потребления», для облегчения их использования без затраты времени [5].

Развитие всех наук без исключения тождественно сопряжено с совершенствованием методов их изучения. Биология — одна из самых высокоспециализирующихся и развивающихся наук нашего времени. Для решения биологических задач применяют целый комплекс как традиционных, так и современных методов исследования, одним из которых выступает ГИС. Развитие ГИС в биологических исследованиях ознаменовало собой переход к новому уровню получения и апробации биологических знаний в науке [5].

В настоящее время для исследования экологической и биогеографической составляющей живой природы применяют данные дистанционного зондирования (ДДЗ), которые получают с помощью аэрокосмоснимков широкого масштаба. Именно с помощью такого рода информации передаются обновленные данные об окружающей среде, что впоследствии можно представить в виде различных цифровых карт с геопространственной привязкой. Однако анализ учета кадастра исходных данных проводится внешним диагностическим аппаратом с использованием различных методов исследования. На основе наложения таких данных и в зависимости от задач исследования создаются многопрофильные тематические карты, такие как: зоогеографические, зоологические, ботанические, экологические и многие другие. Создание таких карт позволит расширить знания о биологическом мире природы, отразить общую картину обилия на сегодняшний день, а так же давать прогнозы по эффективному использованию биологических ресурсов и внедрение их в практическую деятельность [5].

Большие затруднения у исследователя возникают в самом биологическом сборе исходных данных. Живые организмы мобильны по своей природе, и общая картина исследования может значительно поменяться в течение небольшого интервала времени на изучаемой территории. Поэтому интерполяция достоверных исходных данных в среду ГИС вызывает определенные трудности. Активное внедрение и применение биологической информации в системе ГИС направлена на использование готовой информации в сохраненном виде, на проведение ее анализа с получением новой предметной биологической информацией, а так же представление ее в виде картографической визуализации. Все это дает альтернативу работе по созданию таких карт и применению их не только в биологических, но и педагогических исследованиях [5].

Преподавание геоинформатики, как дисциплины, в России началось в конце XX века в одном из крупных Московских университетов. В настоящее время реализация ГИС в методической направленности сводится к цели ознакомления обучающихся с ГИС-технологиями и применения их в области структурирования и наглядного отображения различного вида информации, в том числе и биологической. Для преподавания такой дисциплины как геоинформатика нужен специалист широкого масштаба, который не только владеет информацией о ГИС, но и применяет свои знания на практике виде работы с ГИС-технологиями. В ряде вузов России геоинформатика изучается как самостоятельная дисциплина или входит в состав других наук как отдельный раздел. Тем не менее, знание геоинформационной базы необходимо студентам для проведения разного рода биологических исследований [3].

Активное внедрение ГИС в образовательную среду, дает широкие возможности к осуществлению ряда педагогических задач, а именно:

− сохранение первичного материала;

− анализ большого объема сведений о биологических объектах;

− модерация биоинформации;

− корректировка и внесения новых исходных данных;

− визуализация готового продукта.

Внедрение ГИС в педагогическое образование направлен на определенный тип профессиональной деятельности, к которому подготавливается будущий педагог при научно-исследовательских ресурсах вуза. В ФГОС высшего образования педагогического направления, строго определяется: какими видами деятельности должен овладеть студент по окончанию вуза. В числе такой деятельности обозначается исследовательская, подразумевающая под собой решение исследовательских задач с помощью методов научного исследования. Одним из таких методов при реализации двухпрофильного обучения (биология и география) в очной форме обучения выступает ГИС [4].

Эффективное внедрение ГИС в методологический аппарат педагогического образования возможно при включении данного метода к использованию обоих профилей обучения, как биологии, так и географии. Тесное взаимодействие двух дисциплин даст толчок к пониманию географически-информационной основы в среде биологии. Продуктивность работы будет осуществляться при реализации различных модулей (дисциплин) программы, а также практической деятельности студентов. По итогам такого вида работы обучающимся осваиваются компетенции, которые они смогут применить в дальнейшей научной и педагогической деятельности [2].

Немаловажным фактором при проведении геоинформационного биологического исследования выступает технические ресурсы организации. Вузу необходимо предоставить студентам информационно-электронный источник доступа к сети Интернет, т. к. применение геоинформационного метода осуществляется при непосредственном контроле свободной спутниковой информации [4].

Таким образом, географическая информационная среда на сегодняшний день является одним из приоритетных методов исследования, которая активно совершенствуется и реализуется не только в географических дисциплинах, но и в ряде других наук, как биология. Использование ГИС в учебно-образовательном процессе дает возможность расширить традиционные формы обучения, а значит и сам учебный процесс. Работа обучающихся по разноплановым биологическим исследованиям с помощью внедрения ГИС усилит направленность на получение новых результатов, являющихся наиболее эффективными при реализации развивающего потенциала [2].

Литература:

  1. Журкин И. Г. Геоинформационные системы / И. Г. Журкин, С. В. Шайтура, И.А. — М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2009. — 272 с.
  2. Качалов Я. Н. Использование геоинформационных систем в профессиональной подготовке студентов современного вуза / Я. Н. Качалов, В. М. Ростовцева // Вестник ТГПУ. — 2011. — № 10 (112). — С. 60–63.
  3. Манухов В. Ф. Новые информационные технологии в учебном процессе / В. Ф. Манухов, С. А. Тесленок // Интеграция образования. — 2010. — № 1. — С. 30–34.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Уровень высшего образования бакалавриат. Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
  5. Юдкин В. А. Особенности интеграции зоологических данных в среду ГИС / В. А. Юдкин // Экология и природопользование. — 2012. — № 6. — С. 102–105.
Основные термины (генерируются автоматически): высшее образование, географическая информационная среда, данные, наука, активное внедрение, вид работы, дисциплина, знание, Канада, педагогическое образование, широкий масштаб.

Ключевые слова

географическая информационная среда (ГИС), геоинформатика, биологическая цифровая карта, образовательный стандарт высшего образования

Похожие статьи

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Этапы развития картографических систем в сфере здравоохранения

В публикации представлен историко-логический анализ развития картографических систем в сфере здравоохранения. Рассмотрены этапы и основные тенденции внедрения картографических систем. Практическая значимость исследования заключается в том, что матери...

Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета)

Рассматривается проблема формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете путем изучения преподавания дисциплины «Экология» и ее междисциплинарная связь со специальными дисциплинами

Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются способы формирования пространственных представлений при использовании географических карт в курсе социально-экономической географии, и также при формировании экономико-географических компетенций у студентов среднего профессио...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»

В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Похожие статьи

Дидактические аспекты использования интернет-ресурсов при изучении иностранных языков

В данной статье рассматриваются особенности развития интернет-технологий в обучении иностранному языку. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния методик и различных факторов на развитие лингвистики и образования.

Этапы развития картографических систем в сфере здравоохранения

В публикации представлен историко-логический анализ развития картографических систем в сфере здравоохранения. Рассмотрены этапы и основные тенденции внедрения картографических систем. Практическая значимость исследования заключается в том, что матери...

Значение дисциплины «Экология» для формирования экологической образовательной среды в техническом вузе (на примере морского университета)

Рассматривается проблема формирования экологической образовательной среды в морском техническом университете путем изучения преподавания дисциплины «Экология» и ее междисциплинарная связь со специальными дисциплинами

Работа с картой в процессе формирования экономико-географических компетенций у студентов средних профессиональных образовательных учреждений

В статье рассматриваются способы формирования пространственных представлений при использовании географических карт в курсе социально-экономической географии, и также при формировании экономико-географических компетенций у студентов среднего профессио...

Особенности развития мотивационной сферы у будущих педагогов в период обучения в вузе

В данной статье представлена попытка изучения и выявления особенностей процесса мотивации студентов в вузах и путей ее формирования, рассмотрены трактовки понятие «мотив» разных ученых, представлены группы мотивов, представлены результаты исследовани...

О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования

В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.

Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма

Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....

Некоторые аспекты проблемного обучения бакалавров специальности 5В011600 «География»

В статье раскрываются актуальные проблемы обучения бакалавров, активизации учебного процесса бакалавров-географов и применения аспектов проблемного обучения.

Информатизация учебного процесса во время преподавания юридических дисциплин

Рассмотрены информационные аспекты использования учебных автоматизированных информационных систем для обеспечения преподавания правовых дисциплин. Доказана целесообразность использования таких инновационных образовательных технологий для повышения по...

Формирование информационно-образовательной среды вуза

В статье рассматриваются теоретические вопросы и предпосылки развития электронного обучения. Проблемы и перспективы развития информационной составляющей в вузах.

Задать вопрос