Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 24.10.2017

Статья просмотрена: 554 раза

Библиографическое описание:

Наумова, С. И. Модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО / С. И. Наумова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4 (10). — С. 31-35. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2774/ (дата обращения: 16.11.2024).



В настоящее время Российская система дополнительного профессионального образования находится в ситуации поиска содержания и методов обучения, выполняющих функции формирования инновационного сознания и модели деятельности современного специалиста, в том числе и педагогического работника. Очевидно, что предметная и монопрофессиональная организация образования уже неадекватна потребностям рынка труда и современному специалисту нужны приемы и способы работы в условиях полипредметной и полипрофессиональной модели.

Для обеспечения эффективного решения указанных проблем уже недостаточно использовать традиционные механизмы. Необходимо внедрять инновационные подходы, которые позволят повысить эффективность непрерывного образования педагогических работников системы образования СПО и укрепить кадровый потенциал преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО [1].

Для эффективной организации профессиональной деятельности современного педагога необходимо устранение дефицита знаний, умений и навыков, вызванных стремительным устареванием информации, что обуславливает необходимость существенного обновления содержания процесса повышения квалификации, как на федеральном, так и на региональном уровнях. Важную роль в этом процессе могут сыграть электронные ресурсы и дистанционное образование, которое со временем будет приобретать все больший удельный вес в системе повышения квалификации. В этом плане в процессе повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, важная роль должна отводиться самообразованию как методу культурного и профессионального самосовершенствования личности.

Задача организации непрерывного, гибкого и одновременно высококачественного повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, может быть эффективно решена посредством использования в процессе обучения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), которые характеризуются целенаправленной и контролируемой интенсивной самостоятельной работой обучающегося по индивидуальной образовательной траектории независимо от места и времени [2]. Это особенно значимо в условиях решения задачи профессиональной подготовки и повышения квалификации «без отрыва от производства».

Целью статьи является создание многоуровневой модели повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.

Повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, следует рассматривать как процесс непрерывного обучения и обогащения творческого потенциала в течение всей профессиональной деятельности, который обеспечивается созданием условий для формирования и корректировки индивидуальной образовательной траектории в соответствии с профессиональными и личностными потребностями, уровнем начальной подготовки и современными требованиями.

Методологической основой построения многоуровневой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды являются:

– непрерывность образования;

– открытость образовательных систем;

– личностно ориентированная парадигма образования;

– компетентностный подход к разработке профессионального портрета специалиста;

– деятельностный и практико-ориентированный подход в организации процесса обучения и др.

Принципами модели являются:

Принцип современности предполагает установление порядка на основе «абсолютной самостоятельности» индивида, понимание того, что любое образовательное событие зависит от каждого в отдельности и от участников общности, где преодоление незнания осуществляется не за счет адаптации к новым условиям старых профессиональных ценностей, а производством новых. Такое понимание современности задает определенные требования к развитию человеческих способностей: умения «самостоять» и быть личностью, быть способным к выстраиванию собственной образовательной траектории и нести ответственность за сделанный выбор.

Принцип профессионального развития. Под профессиональным развитием понимается способность профессионала (человека, владеющего определенной технологией деятельности) изменять собственною деятельность (ломать прежнюю и строить новую) за счет смены средств деятельности, и/или ее перефункционализации. Профессионально развивается тот, кто имеет способы изменения собственного мышления и деятельности, что, в конечном счете, расширяет жизненные шансы человека.

Принцип непрерывности образования предполагает, в первую очередь, овладение обучающимися способами самообразования (способы проблематизации и актуализации, способы составления индивидуального образовательного маршрута, умение войти в образовательную сеть и т. д.).

Принцип сетевого характера повышения квалификации проявляется не только при возможности реализации образовательных потребностей на рабочем месте и без отрыва, но и образовательных возможностей слушателей (передаваться, в первую очередь, должны не академические знания, а способы деятельности, управленческие практики), а также в гармонизации трех процессов: образования, профессиональной рефлексии и профессиональной практики.

Принцип событийности основывается на понимании эффекта воздействия события на личность. В событии развивается способность личности к самоопределению, происходит целе- и ценностно-ориентированная встреча профессионалов.

Предлагаемая многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды включает систему организации повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, на федеральном, региональном, муниципальном, институциональном уровнях, а также предусматривает учет образовательных потребностей педагогов на основе входной диагностики (рисунок 1).

Основное целевое предназначение модели: формирование специалиста определенного профиля, адаптированного к потребностям образовательных организаций, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, мотивированного строить свою профессиональную карьеру по избранной специальности и обладающего уровнем профессиональных компетенций, позволяющим решать актуальные и перспективные задачи современной СПО Российской Федерации.

Рис. 1. Многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды

Основные элементы многоуровневой модели повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды:

Субъекты — участники взаимодействия:

  1. Федеральные государственные органы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, и органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, созданные ими консультативные, совещательные и иные органы.
  2. Организации дополнительного профессионального образования (организации дополнительного профессионального образования; иные организации образования, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования; иные организации, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования; индивидуальные предприниматели, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующие образовательные программы дополнительного профессионального образования).
  3. Профессиональные сообщества преподавателей русского языка и литературы (в том числе, сетевые).
  4. Подготовленные тьюторы-преподаватели по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации.
  5. Преподаватели русского языка и литературы ОО, реализующие образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.
  6. Потребители образовательных услуг (обучающиеся, их родители (законные представители)).

Функциями органов государственной власти, как института выработки стратегий, целей и политики, планирования, являются:

– определение стратегии развития системы образования Российской Федерации;

– организация и проведение мониторинговых мероприятий, анализ и обобщение его результатов;

– инициация разработки материалов для повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; материалов для профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; программы повышения квалификации тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– использование результатов реализации Модели при оценке качества профессионального образования, формировании рекомендаций по ФГОС и образовательным программам (входит в функции Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, органы управления образованием (Рособрнадзора)).

Функциями организаций дополнительного профессионального образования являются:

– реализация программ повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– реализация программ профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– реализация программы повышения квалификации тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий [3].

Функциями тьюторов-преподавателей по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации, являются:

– обеспечение процесса профессиональной подготовки специалистов в области непрерывного образования в субъектах Российской Федерации в соответствии с многоуровневой моделью повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы образовательных организаций на основе современной единой информационно-образовательной среды;

– консультация педагогических и управленческих работников СПО по вопросам реализации дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– помощь в решении проблем приобретения компетенций, необходимых в связи с реализацией дополнительных профессиональных программ для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО в субъектах Российской Федерации с использованием дистанционных образовательных технологий;

– координация и направление деятельности организаций, предоставляющих образовательные модули для преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО, по программам повышения квалификации (дополнительного образования) в части создания образовательных программ (является навигатором образовательной программы);

– формирование совместно с преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО, персонифицированных (индивидуальных) программ обучения.

Функциями профессиональных сообществ преподавателей русского языка и литературы являются:

– представление интересов образовательного пространства преподавателей русского языка и литературы, задействованных в СПО, вместе с заинтересованными лицами (родителями, представителями общественности);

– осуществление общественной экспертизы профессионализма преподавателей русского языка и литературы, задействованных в СПО (система рейтингования, оценки разработок и опыта и др.);

– поддержка новых образовательных инициатив на всероссийском уровне;

– предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам и сервисам (в рамках единой информационно-образовательной среды), методическая поддержка участников взаимодействия.

Функциями профессиональных образовательных организаций являются:

– осуществление эффективной кадровой политики (в том числе, стимулирование преподавателей образовательной организации к непрерывному профессиональному росту, направление работников (преподавателей русского языка и литературы) для освоения содержания образовательных программ дополнительного профессионального образования);

– содействие мониторинговым мероприятиям в рамках реализации механизма эффективного повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды.

Представленная многоуровневая модель повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, основанная на использовании информационно-коммуникационных технологий, представляет собой многоуровневую систему, состоящую из пяти организационно-содержательных компонентов: академический, очно-дистанционный, накопительный, сетевой, тьюторский.

Функциональное предназначение модели включает: анализ социального заказа переподготовки педагогических кадров (преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды) на основе комплексного профессионально-педагогического мониторинга факторов внешней среды; формирование многоуровневых образовательных программ переподготовки (повышения квалификации) преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; разработку нормативно-правового, организационно-педагогического, научно-методического, кадрового обеспечения реализации многоуровневой модели повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды; реализацию образовательных программ переподготовки (повышения квалификации); оценку эффективности реализации образовательных программ переподготовки (повышения квалификации) на основе комплексного профессионально-общественного мониторинга [4].

Разработанная многоуровневая модель повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, разработана с учетом:

– государственных стратегических ориентиров и приоритетов в области развития кадрового потенциала преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО;

– современных подходов к повышению квалификации и профессиональной переподготовке преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО;

– использования практики образовательных организаций разного уровня, научных центров в области русского языка, а также музеев, библиотек и иных учреждений культуры.

ВЫВОДЫ.

Предложенная многоуровневая модель повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, обеспечивает решение следующих задач:

– изучение спроса на профессиональную переподготовку и повышение квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, с целью приобретения ими новых компетенций, прогнозирование потребностей данной целевой аудитории в повышении квалификации;

– постоянное обновление содержания образовательных программ повышения квалификации преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, обеспечение многообразия, вариативности и гибкости учебных планов и учебных программ, их оперативный отклик на потребности рынка образовательных услуг;

– обеспечение потребностей СПО по обучению преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды иностранным языкам, инновационным образовательным, компьютерным технологиям;

– разработка и реализация программ опережающего обучения преподавателей русского языка и литературы ОО, реализующих образовательные программы СПО на основе современной единой информационно-образовательной среды, находящихся под риском сокращения (увольнения) или занятых неполное рабочее время;

– развитие практики опережающего обучения выпускников образовательных организаций ― будущих преподавателей русского языка и литературы, имеющих риск быть нетрудоустроенными по окончании их учебы;

– широкое использование новых образовательных технологий, в том числе технологий «открытого образования», интерактивных форм обучения, проектных и других методов, стимулирующих активность обучающихся, формирующих навыки анализа информации и самообучения, увеличение роли самостоятельной работы обучающихся;

– поддержка общедоступных образовательных электронных ресурсов и диверсификация форм получения дополнительного образования.

Литература:

  1. Рытов А. И. Концептуальные подходы к повышению квалификации педагогических работников в условиях инновационных преобразований / А. И. Рытов // новые технологии. ― 2011. ― № 1.
  2. Ройтблат О. В. Формальное образование взрослых в системе повышения квалификации средствами неформального образования / О. В. Ройтблат // Мир науки, культуры, образования. ― 2009. № 7 (19). ― С. 211‑213.
  3. Муштавинская И. В. Современные подходы к повышению квалификации: рефлексивные технологии / И. В. Муштавинская // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. ― 2011. ― № 4 (1). ― С. 25‑30.
  4. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса среднего профессионального образования: метод. рекомендации / [сост. С. Е. Лузгин]; Саран. кооп. ин‑т РУК. ― Саранск, 2011. ― 68 с.
Основные термины (генерируются автоматически): русский язык, современная единая информационно-образовательная среда, программа, литература, профессиональная переподготовка преподавателей, Российская Федерация, дополнительное профессиональное образование, повышение квалификации, повышение квалификации преподавателей, многоуровневая модель повышения квалификации.

Похожие статьи

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Комплект учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по технологии

Формирование языковых компетенций у учащихся основной общеобразовательной школы через технологию дифференцированного обучения для успешной сдачи итоговой государственной аттестации по русскому языку

Похожие статьи

Методические условия формирования и развития общекультурных компетенций у бакалавров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Система оценивания результатов учебной деятельности с использованием возможностей электронных образовательных ресурсов

Методическое обеспечение подготовки магистра-исследователя педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Возможности использования программного продукта «Психология в школе» для психологической диагностики результатов освоения основной общеобразовательной программы в рамках реализации ФГОС

Характеристика методической компетентности в структуре профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС основного общего образования

Применение заданий в тестовой форме для организации самостоятельной работы студентов технических специальностей при обучении профессионально-ориентированному иностранному языку

Цели и задачи экспериментальной программы формирования интегративной и инструментальной мотивации обучения иностранному языку девушек и юношей – студентов технического ВУЗа

Комплект учебных заданий для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов освоения образовательной программы по технологии

Формирование языковых компетенций у учащихся основной общеобразовательной школы через технологию дифференцированного обучения для успешной сдачи итоговой государственной аттестации по русскому языку

Задать вопрос