Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 967 раз

Библиографическое описание:

Волкова, Н. В. Программа внеурочной деятельности «Фармацевтическая химия» для учащихся старших классов профильного уровня обучения / Н. В. Волкова, С. А. Опарина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 80-82. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2894/ (дата обращения: 16.10.2024).



Представленная программа внеурочной деятельности предполагает знакомство учащихся профильных классов с основами фармацевтической химии, качественного химического анализа лекарственных средств, позволяет расширить и обобщить знания учащихся по химии, приобрести специальные медицинские умения и навыки, необходимые для будущей профессии.

Ключевые слова: фармацевтическая химия, лекарственные вещества, химический эксперимент.

Одним из приоритетных направлений развития промышленной политики государства на сегодняшний день является фармацевтика, поэтому эффективная работа с учащимися, увлеченными химией, становится важнейшим этапом подготовки школьников к профессиональной деятельности в старших классах и формированию у них устойчивой мотивации к изучению предмета на новом вузовском уровне.

В этой связи в опыте деятельности МБОУ «СШ № 16» с углубленным изучением отдельных предметов города Арзамаса накоплен значительный опыт разработки авторских программ, в том числе и внеурочной направленности по различным аспектам более глубокого освоения естественных наук. Нами была разработана и в текущем учебном году проходит апробацию программа внеурочной деятельности учащихся 10 классов «Фармацевтическая химия».

Данная программа предусматривает наличие базового уровня знаний в области химии и биологии. Программа рассчитана на 34 часа в 10 или 11 классах.

Цель программы – показать основные пути развития химии лекарственных веществ, познакомить учащихся с основными методиками анализа лекарственных препаратов, с профессией фармаколога.

Задачи программы:

 знакомство с лекарственными веществами, применяемыми в медицине, их физико-химическими свойствами; областями и способами применения; правилами использования и хранения лекарственных средств; мерами безопасности при работе с ними;

 воспитание осознанной потребности в труде, совершенствование трудовых умений и навыков, подготовка к сознательному выбору профессии;

 формирование умений обращаться с химическими веществами, простейшими приборами, оборудованием; соблюдать правила техники безопасности; учитывать химическую природу вещества для предупреждения опасных для человека явлений (пожаров, взрывов, отравлений и т.п.); наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в природе, в лаборатории, на производстве и в повседневной жизни; фиксировать результаты опытов; делать соответствующие сообщения;

Изучение программы создает основу для дальнейшего профессионального самоопределения выпускников. Программой предусмотрено знакомство учащихся с историей развития фармацевтической химии, с разрядами лекарств; знакомство с рядом практических работ на качественный и количественный анализ фармацевтических препаратов; изучение основных лекарственных растений, правила их заготовки и др.

Практические работы учащиеся могут выполнять индивидуально или парно. Опыты в вытяжном шкафу выполняет учитель при отсутствии необходимых экспериментальных навыков школьников. Приступая к практической работе, учащиеся должны четко представлять себе цель, результаты и ход работы. Такая организация создает предпосылки для творческого подхода к выполнению практической работы, будет способствовать повышению интереса учащихся к рассматриваемой проблеме, развитию у учащихся интереса к химическому эксперименту прикладного характера и овладению школьниками более сложными экспериментальными умениями. Занятия могут проводиться в школьном химическом кабинете на основе типового школьного оборудования или в специализированной лаборатории ВУЗа.

Ожидаемые педагогические результаты: профессиональная ориентация в области химии; развитие умений организации практических работ; развитие системного мышления.

Способы оценивания достижений учащихся: защита рефератов, исследовательских работ; конкурс презентационных работ; защита проектов

Среди различных форм работы с учащимися преобладают практические занятия и экскурсии.

Требования к результатам усвоения материала программы:

1. Требования к усвоению теоретического учебного материала.

Знать историю развития фармацевтической химии, природные источники здоровья, растения – целители, растения, занесенные в Красную книгу. Знать, что такое фармацевтическая служба, фитотерапия.

2. Требования к усвоению фактов.

Знать строение растений, свойства химических препаратов, которые изготавливают из растений, биологическую особенность лекарств, микроэлементы, макроэлементы. Знать функции гормонов, ферментов, витаминов, антибиотиков, местные лекарственные растения.

3. Требования к выполнению химического эксперимента.

Знать технику безопасности и правила работы с химическими реактивами. Уметь собирать лекарственные растения, заготавливать растительное сырье, уметь проводить анализ качественный и количественный лекарственных веществ. Практически доказывать свойства фармацевтических препаратов.

Тематическое планирование программы «Фармацевтическая химия» представлено в таблице.

Таблица

Тематическое планирование программы «Фармацевтическая химия»

урока

Тема

Кол-во часов

1.

Понятие и история развития фармацевтической химии

1

2.

Развитие химии лекарственных веществ и поиск новых препаратов

2

3.

Профессия фармацевта. Знакомство с разрядами лекарств

2

4.

Экскурсия в аптеку.

2

5.

Знакомство с методами анализа лекарственных веществ: качественный и количественный анализ

2

6.

Губительное действие алкоголя и табака на организм. Забота о здоровье человека. Химия и медицина в борьбе с алкоголизмом, курением, токсикоманией

1

7.

Растения – целители. Растительное сырье. Бережное отношение к лекарственным растениям

1

8.

Ареалы и ресурсы лекарственных растений. Местные лекарственные растения.

1

9.

Создание гербария лекарственных растений.

2

10.

П/р «Качественный и количественный анализ лекарственных веществ.

2

11.

П/р «Качественный и количественный анализ витаминов»

2

12.

П/р «Анализ неорганических лекарственных веществ»

2

13.

П/р «Анализ органических лекарственных веществ»

2

14.

П/р «Влияние ферментативных лекарственных препаратов на гидролиз пищевых продуктов»

2

15.

П/р «Сбор лекарственного сырья. Сушка. Хранение.

2

16.

П/р «Оценка доброкачественности сырья по физическим показателям и способам его заготовки

2

17.

П/р «Качественны реакции по определению подлинности лекарственных веществ. Фармакопейные реакции»

2

18.

П/р «Статистическая обработка полученных результатов»

2

19.

Заключительное занятие

2

Литература:

  1. Куприянова Н. С. Лабораторно-практические работы по химии. 10-11 класс / Н. С. Куприянова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  2. Опарина С. А. Школьный практикум по анализу лекарств / С. А. Опарина // Химия в школе. – 2017. – № 4. – С.50-54.
  3. Хахина Т. И. Аналитическая химия: учебн. Пособие / Т. И. Хахина – М.: Высшее образование, 2012.
Основные термины (генерируются автоматически): фармацевтическая химия, вещество, растение, история развития, количественный анализ, химический эксперимент, знакомство учащихся, практическая работа, растительное сырье, тематическое планирование программы.

Ключевые слова

химический эксперимент, фармацевтическая химия, лекарственные вещества

Похожие статьи

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Похожие статьи

Формирование информационной компетенции обучающихся на уроках химии в условиях дистанционного образования

В статье автором рассматривается методика преподавания химии в 10–11 классах в условиях дистанционного образования, используя современные технологии с целью формирования информационной компетенции обучающихся.

Подготовка старшеклассников химико-биологического профиля к выбору профессии

В данном исследовании рассматривается проблема отсутствия качественной подготовки к выбору профессии старшеклассников в общеобразовательном учреждении. Также предлагается программа профориентационных занятий для учеников 10-х классов химико-биологиче...

Внеурочная деятельность по курсу «Основы маркетинга» в общеобразовательной школе

В статье авторов представлена Рабочая программа «Основы маркетинга» для обучающихся 10–11 классов среднего общего образования. Цель курса является ознакомление студентов с целями и задачами маркетинга, а также с особенностями его практического примен...

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Значение лабораторных занятий для повышения эффективности обучения в профессионально-технических училищах

В статье рассмотрено повышение эффективности организации лекционных и лабораторных занятий по предмету «Электротехника в профессионально-технических колледжах».

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Опыт внедрения аудиоматериалов в самостоятельную работу учащихся 7–8 классов по ОБЖ

В статье рассматривается вопрос об организации самостоятельной работы учащихся 7–8 классов по дисциплине «Основы безопасности жизнедеятельности» путем решения творческих заданий по совместному созданию аудиоматериалов и их практическому применению в ...

Содержательные аспекты обучения будущих техников-программистов обработке отраслевой информации в системе среднего профессионального образования

В статье раскрываются содержательные аспекты обучения студентов СПО специальности «Прикладная информатика (по отраслям)» с целью формирования у них группы профессиональных компетенций «Обработка отраслевой информации». Приводится перечень разделов уч...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Задать вопрос