Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Волкова, С. И. Обобщение опыта организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами ЕГФ / С. И. Волкова, Э. Ю. Сироткина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 43-45. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2895/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье обобщается опыт организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся студентами естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ.

Ключевые слова: анатомо-физиологические исследования, здоровый образ жизни учащихся, здоровьесберегающее обучение, эксперимент.

Анатомо-физиологические исследования являются неотъемлемой частью формирования основ здорового образа жизни учащихся и здоровьесберегающего обучения.

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов» [5].

Современное образование имеет тенденцию усложнения требований к содержанию и результатам обучения, что не однозначно сказывается на состоянии здоровья школьников. В свою очередь, учащиеся недостаточно четко осознают зависимость здоровья от образа жизни, слабо владеют навыками самооценки состояния своего организма. Недостаточная двигательная активность большинства школьников усугубляет данную проблему. При этом в поддержании и укреплении здоровья важнейшую роль играет самостоятельная деятельность человека, основанная на знании закономерностей организации здорового образа жизни. Одним из главных подходов в современной системе образования считаем интеграцию содержания предметов о человеке для убеждения учащихся в ценностной ориентации на здоровый образ жизни.

Механизм интеграции предусматривает изучение проблем, связанных со здоровьем, что будет способствовать, на наш взгляд, не только формированию у учащихся научного мировоззрения, но и целостной системы знаний о себе и окружающем мире. В связи с этим представляется целесообразным комплексный подход к реализации межпредметных связей дисциплин естественнонаучного цикла посредством согласования в преподавании материала о здоровом образе жизни.

Использование на уроках биология традиционных и инновационных методов обучения (система вопросов для повторения с возрастающей степенью сложности, решение проблемных вопросов и задач, работа с литературой, таблицами, анализ фактов, взятых из жизни, эксперимент, обсуждение мер оказания первой помощи в разных жизненных ситуациях и др.) активизирует самостоятельную деятельность школьников, а также способствует осознанию ими того факта, что здоровый образ жизни – наиболее доступный и продуктивный путь укрепления здоровья.

Таким образом, задачами организации анатомо-физиологических исследований и формирования основ здорового образа жизни учащихся являются:

- формирование личностной ориентации преподавателей, студентов и школьников на знаниях об организме и закономерностях его развития;

- усвоение норм и правил здорового образа жизни и трансформирование их в привычки;

- повышение интереса студентов к межпредметным занятиям, связанным с укреплением здоровья;

- улучшение состояния здоровья учащихся;

- передача полученных студентами знаний, умений и навыков формирования культуры здорового образа жизни школьникам и их родителям.

Будущий педагог, воспитатель должен иметь представление об особенностях функционирования организма ребенка на разных этапах онтогенеза. «Первое, что должен знать педагог – это строение и жизнь человеческого тела – его анатомию и физиологию и его развитие» [4, с. 494]. С первого курса студенты естественно-географического факультета знакомятся не только с этими вопросами, но также изучают критические периоды развития детей и подростков и периоды наибольшей восприимчивости к воздействию тех или иных факторов (сенситивные периоды), рассматривают вопросы адаптации систем организма учащихся к различным факторам окружающей среды. При этом большое внимание уделяется вопросам влияния вредных факторов на организм человека (курения, алкоголя, стрессовых факторов и т.п.). Студенты знакомятся с большим объемом литературы, защищают рефераты по проблемам возрастной анатомии и физиологии.

Различные формы научного знания можно отнести к двум основным уровням его организации: эмпирическому и теоретическому. Различие этих уровней касается средств исследования, специфики методов и характера предмета исследования. Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическом взаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществление наблюдений и экспериментов. В теоретическом же исследовании отсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектом. Наши студенты начинают заниматься эмпирическим исследованием с первых курсов, но особенно глубоко – после приобретения необходимого багажа знаний на старших курсах.

Одной из важнейших проблем современного образования является рациональная организация учебно-трудовой деятельности учащихся в зависимости от их биологического возраста. Так, например, знание особенностей индивидуального развития подростков необходимо педагогам и родителям для того, чтобы бережно относиться к организму подростка, учитывать его психику, которая в пубертатном периоде проявляется весьма характерно. Развитие центральной нервной системы (ЦНС), эндокринная перестройка, смена преимущественного функционирования одних желез внутренней секреции другими влияют на психическую сферу подростка и его поведение. Усиленная деятельность щитовидной и половых желез повышают возбудимость высших отделов ЦНС, в связи с чем подросток легко возбудим и порой груб. У него отмечается рассеянность, временное снижение работоспособности, снижение требований к себе, ослабление воли. В этот период наблюдается повышенная чувствительность, маскируемая намеренной грубостью. Появляются большие трудности во взаимоотношении с семьей, педагогами, друзьями.

В рамках общеинститутского научного направления «Экологические исследования и проблемы экологического образования, воспитания и культуры» Арзамасского филиала ННГУ нами совместно со студентами в течение ряда лет проводились исследования в области социальной экологии [1-3]. Так, у школьников общеобразовательных учреждений города, а также у учащихся коррекционной школы 8-го вида были изучены сердечно-сосудистые и глазодвигательные реакции в процессе учебной деятельности. Влияние учебной нагрузки на висцеральные системы изучались также у учащихся сельских школ, медицинского училища, педагогического и технического вузов, воспитанников дошкольных образовательных учреждений города Арзамаса. Оказалось, что вместе с повышенным нервным возбуждением у школьников гимназических и лицейских классов повышается тренированность и адаптированность их организма к постоянным высоким нагрузкам. Напротив, дети коррекционных групп детских дошкольных учреждений и коррекционных классов школ адаптируются к учебным нагрузкам хуже.

Большое значение в привлечении интереса школьников к биологическим дисциплинам вообще, и к воспитанию культуры здорового образа жизни, в частности, играет физиологический эксперимент. При этом учитывается широкий спектр межпредметных связей таких дисциплин, как анатомия, физиология, химия, психология и др. Школьный эксперимент позволяет не только лучше познать теорию, но и расширяет информацию по изучаемой теме, вызывает интерес к теме и предмету в целом, являясь, таким образом, частью профориентационной работы.

В период педагогической практики студентами 4 и 5 курсов проводятся демонстрационные эксперименты в рамках изучения разных тем дисциплины «Человек»: «Кровообращение» (определение пульса и кровяного давления, изучение влияния физической нагрузки на сердечно-сосудистые реакции и др.), «Дыхательная система» (измерение жизненной емкости легких с помощью спирометра, изучение влияния физической нагрузки на жизненную емкость легких, обнаружение углекислого газа во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе с помощью клапанов Мюллера), «Пищеварительная система» (переваривание белков желудочным соком, расщепление крахмала слюной, эмульгирование жиров с помощью желчи) и др.

Как показала практика проведения студентами демонстрационных экспериментов на уроках и факультативных занятиях, даже слабые ученики с огромным интересом воспринимали данный учебный материал, готовы были не только наблюдать, но и сами участвовать в эксперименте. Большой интерес вызывали также наблюдения и самонаблюдения за деятельностью своего организма.

Таким образом, комплексный подход к организации здоровьесберегающих технологий школьного обучения, интеграция знаний, полученных на уроках биологии, физической культуры, безопасности жизнедеятельности, в беседах с медицинскими работниками и т.п. позволит убедить учащихся в ценностной ориентации на здоровый образ жизни. Значительную роль в этом играют наблюдения, самонаблюдения, практические занятия и эксперимент по разделу биологии «Человек». Именно поэтому вопросам методики проведения эксперимента студентами-практикантами методисты Арзамасского филиала ННГУ уделяют большое внимание.

Литература:

  1. Волкова С. И. Исследование реакций сердечно-сосудистой системы школьников на умственные и физические нагрузки / С. И. Волкова // Физическая культура, спорт и здоровье. – Йошкар-Ола. – 2017. – №29. – С. 82–84.
  2. Волкова С. И. Сердечно-сосудистые реакции как один из показателей адаптации выпускников к сдаче пробных ЕГЭ / С. И. Волкова, Э. Ю. Сироткина // Новые исследования (Институт возрастной физиологии РАО). –2014. – №2. – С. 35 – 40.
  3. Здоровьесберегающие и здоровьеразвивающие технологии в образовательном процессе: мнография / Л. В. Кузьмина, Л. Н. Эйдельман, А. А. Курбанова [и др.]; под общ. ред. Н. В. Лалетина; Сиб. Федер. Ун-т; краснояр. Гос. Пед. Ун-т им. В. П. Астафьева [и др.]. – Красноярск: ООО «Центр информации», ЦНИ «Монография», 2013.  208 с.
  4. Крупская Н. К. Детское коммунистическое движение. Пионерская и комсомольская работа. Внешкольная работа с детьми. / Н. К. Крупская. – М.: Директ-Медиа, 2014. – 558 с.
  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Здоровье
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровый образ жизни учащихся, Арзамасский филиал, формирование основ, естественно-географический факультет, комплексный подход, непосредственное практическое взаимодействие, современное образование, укрепление здоровья, ценностная ориентация.

Ключевые слова

эксперимент, анатомо-физиологические исследования, здоровый образ жизни учащихся, здоровьесберегающее обучение

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)

В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, авторами обосновывается особая роль кафедры м...

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Результаты эмпирического исследования функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации. Описана диагностика Р. Белбина.

Похожие статьи

Создание компьютерного электронного учебного пособия по онкогинекологии

Статья посвящена вопросам усовершенствования учебного процесса при помощи электронного учебного методического пособия для организации самостоятельной работы студентов, в то же время пригодного для использования в учебном процессе кафедры акушерства и...

Формирование метапредметных естественнонаучных компетенций обучающихся посредством организации лабораторных исследований (на примере изучения санитарного состояния столового инвентаря)

В статье рассматривается опыт работы учителей биологии по организации цикла лабораторных работ по теме «Оценка санитарного состояния столового инвентаря» с применением оборудования экспресс-лаборатории «СПЭЛ». Данная работа развивает у учащихся навык...

Мастер-класс «Использование системы схем-алгоритмов в работе педагогов с целью развития познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»

В статье авторы представляют систему работы по развитию познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в ходе использования педагогами ДОУ системы схем-алгоритмов при организации опытно-экспериментальной деятельности.

Анализ вопроса организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении раздела «Человек»

В статье рассматриваются вопросы анализа организации психофизиологических исследований учащихся во внеурочной деятельности при изучении биологии 8 класса. В результате проведенного исследования выявлены рабочие программы школьных кружков по биологии ...

Из опыта медико-валеологического образования студентов педагогического университета

В статье, на основании многолетнего опыта обучения студентов педагогического вуза основам медицинских знаний, принципам здорового образа жизни и методам профилактики наиболее распространённых заболеваний, авторами обосновывается особая роль кафедры м...

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

Методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся в процессе изучения основ безопасности жизнедеятельности

В статье представлены методические основы самостоятельной работы учащихся. Особое внимание отводится рассмотрению организации этого вида деятельности в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» на примере темы «Безопасность доро...

Организационно-педагогические условия формирования готовности учителей начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в учебном процессе

В статье автор пытается определить условия формирования готовности педагогов начальной школы к использованию здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе.

Результаты эмпирического исследования функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации

В статье представлены результаты эмпирического исследования по выявлению функционально-ролевых позиций педагогов дошкольной образовательной организации. Описана диагностика Р. Белбина.

Задать вопрос