Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 80 раз

Библиографическое описание:

Иванова, Е. А. Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию / Е. А. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2898/ (дата обращения: 16.10.2024).



В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектной деятельности обучающихся МБОУ «Красносельская СШ».

Ключевые слова: социальное проектирование, программа научно-методического сотрудничества, методики проектной деятельности, социальное партнерство.

Одна из задач современного учителя состоит в воспитании активной личности, способной работать в команде и принимать командное решение, несущую ответственность за себя и за то дело, которое она выполняет.

Решению данной задачи полностью отвечает социально-проектная деятельность экологической направленности. Социальное проектирование «погружает» ученика в реальное социоприродное окружение, в жизненный мир и жизненные проблемы. Активный личностный поиск будет способствовать формированию гражданской позиции по отношению к родному краю, его природе и экологическому состоянию.

Немаловажным фактором социального проектирования является практическая направленность. Работа над социальным проектом, как правило, осуществляется в группе. Взаимодействие с партнерами в ходе разработки проекта предоставляет отличные возможности для социализации обучающихся – формирование способности учиться самостоятельно. Ученик, проектируя, получает опыт добывания необходимых ему знаний, самостоятельно мыслит, обдумывает и принимает решение, четко планирует свои действия.

В своей деятельности школьного учителя географии, биологии и экологии, имея 20-летний стаж работы, при организации проектной деятельности школьников мы руководствуемся тезисом А. С. Макаренко о необходимости проектировать в человеке хорошее и обязанности педагога это делать.

В 2003 году нами был осуществлен мониторинг выполненных учениками Красносельской СШ в предшествующие годы исследовательских работ экологической направленности, что позволило выявить ряд экологических проблем на территории своего села. Перед нами встал вопрос: Как можно изменить данную ситуацию? Что могут сделать ученики? Выход нами был найден в разработке социального проекта. Данная форма работы, по нашему мнению, дает возможность выйти на социальное окружение: учеников школы, родителей, общественности и предложить конкретные действия по решению проблем.

Рабата над проектной деятельностью была положена в основу реализации программы научно-методического сотрудничества с ГОУ ВПО «Арзамасский государственный педагогический институт им. А. П. Гайдара» (ныне Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета) «Организация здоровьесберегающей среды школы средствами исследовательской деятельности учащихся» (научный руководитель – к.п.н., доцент А. В. Марина).

Основной целью опытно-экспериментальной работы являлась создание экологически здоровьесберегающей и здоровьеформирующей социально-образовательной среды как интегрирующего фактора сохранения и укрепления физического, психического, нравственного здоровья участников образовательного процесса.

Результатом данной работы стало создание системы проектной и исследовательской деятельности школьников, направленной на формирование экологически безопасной здоровьесберегающей среды школы, способствующей реализации развивающего обучения в процессе преподавания дисциплин естественнонаучного цикла, в физкультурно- оздоровительной работе.

Программа реализовывалась пять лет и включала следующие этапы:

Диагностический (2010-2011 год) заключался в выработке концептуальных подходов к обоснованию содержания и структуры организации здоровьесберегающей среды школы средствами исследовательской и проектной деятельности учащихся. Результаты этапа:

 овладение методиками исследовательской работы, связанной с выявлением разнообразных рисков социально-образовательной среды;

 на основе проведенных исследований выявлена специфика экологически безопасной социально-образовательной среды школы, села, факторов риска школьной среды, в том числе на основе результатов эколого-валеологической паспортизации школьных помещений, проведенной в результате организации исследовательской и проектной деятельности учащихся;

 выработан комплекс мер по преодолению имеющихся факторов риска образовательной среды.

В ходе реализации исследовательско-экспериментального (2011-2013 годы) этапа программы получены следующие результаты:

 разработана учебно-воспитательная программа деятельности школы по охране, укреплению и формированию здоровья школьников в сотрудничестве с медицинскими, спортивно-оздоровительными, просветительскими учреждениями, родителями;

 разработана методика учебной, внеучебной, внеклассной экологически здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности.

В ходе экспериментального этапа (2013-2015 годы) внедрены:

 методика экологически здоровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности в учебно-воспитательный процесс;

 комплексная программа, в соответствии с которой в школе создается экологически безопасная здоровьесберегающая среда и формируется экологически безопасная здоровьеформирующая деятельность.

В рамках реализации данной программы был осуществлен значительный комплекс работ, связанных с поиском и овладением современными методиками проектной и исследовательской работы. Нами взят на вооружение ряд методик, рекомендованных учеными естественно-географического факультета АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского [1, 5-8, 10]. Их использование позволило продолжить работу в настоящее время в условиях внеурочной деятельности, которой в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе. Занимаясь проектной деятельностью, мы приобщаем школьников к социальному партнерству, добровольному участию учеников школы к изменению к лучшему экологической ситуации своего родного села, микрорайона школы.

В качестве основных достижений в проектной работе приведем тематику некоторых проектов, получивших наиболее значимые результаты за последние годы.

Проект «Чистая вода» стал лауреатом областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» (Нижний Новгород, 2010 г.), седьмой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2011 года (Нижний Новгород) в рамках XIII международного научно-промышленного форума «Великие реки», дипломантом областного конкурса исследователей окружающей среды «Мы и Земля» (Нижний Новгород, 2010 г.), областного конкурса исследовательских и проектных работ «Юный исследователь» (Нижний Новгород, 2010 г.), лауреатом районной учебно-практическая конференция школьников «Исследовательская работа учащихся школ Арзамасского района» (2010 г.). Материалы проекта опубликованы [2].

Проект «Сравнительный анализ нитратов в продуктах растениеводства» получил звание лауреата III региональных юношеских чтении им. В. И. Вернадского (Москва, 2012 г.), был признан лучшей работой в области здоровьесберегающих технологий на этом форуме. Стал лауреатом восьмой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2012 года (Нижний Новгород) в рамках XIV международного научно-промышленного форума «Великие реки», областной конференции школьных исследовательских проектов «Молодежный мониторинг природных объектов» (Нижний Новгород, 2012 г.). Материалы проекта опубликованы [11].

Проект «Экзотические фрукты» признан победителем Всероссийского открытого летнего марафона «Знание – Сила!», лауреатом восьмой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2012 года (Нижний Новгород) в рамках XIV международного научно-промышленного форума «Великие реки», районной конференции «Исследовательская деятельность обучающихся школ Арзамасского района» (2012 г.). Материалы проекта опубликованы [4].

Социальный проект «Твое здоровье – в твоих руках!» был назван лауреатом седьмой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2011 года (Нижний Новгород) в рамках XIII международного научно-промышленного форума «Великие реки», завоевал 1 место в районном конкурсе социальных проектов 2011 года, опубликован [9].

Проект «Топонимика села Красного Арзамасского района» – лауреат областной конференции школьных исследовательских проектов (2014 г.), лауреат десятой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2014 года (Нижний Новгород) в рамках XVI международного научно-промышленного форума «Великие реки», призер всероссийского конкурса учебно-исследовательских экологических проектов школьников «Человек на Земле» (2016 г.), опубликован [3].

Проект «Живительная вода помещика Стобеуса» – лауреат областной конференции школьных исследовательских проектов (2016 г.).

Проект «Использование дождевых червей для выявления антропогенной нагрузки на почву» – лауреат одиннадцатой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2015 года (Нижний Новгород).

Проект«Использование комнатных растений для санации воздушной среды школьных помещений» – лауреат девятой детско-юношеской экологической Ассамблеи 2013 года (Нижний Новгород), участник VI региональных юношеских чтений им. В. И. Вернадского (2014 г.). Принимал участие в международном конкурсе исследовательских проектов «Край, в котором мы живем» (2017 г.), лауреат областной конференции школьных исследовательских проектов (2017 г.).

Приведенные результаты свидетельствуют об успешности использования опыта социального проектирования организации проектной деятельности экологического содержания в деятельности МБОУ «Красносельская СШ».

Литература:

  1. Бусарова Н. В. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости/Н. В. Бусарова, А. В. Марина, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. – 2011. – № 3. – С. 14-22.
  2. Вяльдина Т. Растения семейства рясковых как биоиндикаторы водной среды/ Т. Вяльдина, А. Серова, М. Шашина // Экология глазами молодежи. Материалы VII детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XIII Международного научно-промышленного форума «Великие реки», 2011. – Нижний Новгород: Изд. НОО «КЭЦ», 2011. – С. – 74-75.
  3. Иванова Е. Топонимика села Красного Арзамасского района / Е. Иванова, Н. Полякова // Экология глазами молодежи. Материалы X детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XVI Международного научно-промышленного форума «Великие реки», 2016. – Нижний Новгород: Изд. НОО «КЭЦ», 2016. – С. 120.
  4. Иванова Е. Экзотические плоды / Е. Иванова, А. Луконина, Е. Спирина, А. Киселева // Экология глазами молодежи. Материалы VIII детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XIV Международного научно-промышленного форума «Великие реки», 2012. – Нижний Новгород: Изд. НОО «КЭЦ», 2012. – С. 157-158.
  5. Марина А. В. Биоиндикационные исследования состояния окружающей среды: методика флуктуирующей асимметрии/ А. В.Марина, Е. Ф.Малафеева // Биология в школе. – 2010. – № 6. – С. 39-46.
  6. Марина А. В. Возможности использования растений рода Клевер при изучении экологического состояния почв/А. В.Марина, Т. А. Кончина // Биология в школе. – 2010. – №7. – С. 38-45.
  7. Марина А. В. Колорадский жук как объект изучения фенетической изменчивости популяций /А. В. Марина, Н. В.Бусарова, Д. М.Кривоногов // Биология в школе. – 2011. – № 1. – С. 43-55.
  8. Марина А. В. Организация биоиндикационных исследований загрязнения окружающей среды по реакции пыльцы цветковых растений/ А. В. Марина, Т. А. Кончина, Л. В. Вершинина // Биология в школе. – 2010. – №9. – С. 43-48.
  9. Маслова С. Твое здоровье – в твоих руках! / С. Маслова, Е. Пасютина // Экология глазами молодежи. Материалы VII детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XIII Международного научно-промышленного форума «Великие реки», 2011. – Нижний Новгород: Изд. НОО «КЭЦ», 2011. – С. 118-119.
  10. Сидорская В. А. О методах генетических исследований человека для составления «фамильного портрета» населенного пункта/ В. А. Сидорская, А. В. Марина // Биология в школе. – 2010. – №8. – С. 3-11.
  11. Шашина М. Сравнительный анализ нитратов в продуктах растениеводства/ М. Шашина, И. Фунтова, М. Метнева // Экология глазами молодежи. Материалы VIII детско-юношеской экологической Ассамблеи в рамках XIV Международного научно-промышленного форума «Великие реки», 2012. – Нижний Новгород: Изд. НОО «КЭЦ», 2012. – С. 141-142.
Основные термины (генерируются автоматически): Нижний Новгород, Великое, детско-юношеская экологическая Ассамблея, международный научно-промышленный форум, областная конференция, проект, проектная деятельность, материал проекта, социальное проектирование, социальный проект.

Ключевые слова

Социальное партнерство, социальное проектирование, программа научно-методического сотрудничества, методики проектной деятельности

Похожие статьи

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Похожие статьи

Бинарный урок как одна из форм реализации межпредметных связей, интеграции дисциплин и внедрения практико-ориентированных технологий в образовательный процесс

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Раскрыто значение б...

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в соответствии с ФГОС: новые вызовы и решения

Современное дошкольное образование акцентирует большое внимание проблемам семьи, семейного воспитания, сотрудничества семьи и образовательного учреждения. Освоение инновационных форм взаимодействия педагогов с семьей является приоритетным в совершенс...

Проектно-исследовательская деятельность как условие формирования гражданской идентичности студенческой молодежи профессионального образования (региональный аспект)

В статье рассматриваются результаты реализации потенциала проектной деятельности студентов для формирования гражданской идентичности. Представлен опыт участия обучающихся профессионального образования в инициации и внедрении технических, исследовател...

Организация и проведение проектно-исследовательской деятельности обучающихся — одна из важных тем для семинаров

Одной из главных задач развития познавательной активности обучающихся в процессе образования является организация и проведение проектно-исследовательской деятельности. В данной статье предлагается рассмотреть проведение семинаров как эффективный вари...

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в рамках решения задач ФГОС ДОУ (из опыта работы)

В данной статье предлагается опыт работы по реализации инновационных технологий в экологическом воспитании детей дошкольного возраста. Представлен проект «Экологическое воспитание через использование инновационных технологий».

Профилактика нарушений адаптации в 5 классе

В статье рассмотрен вопрос о значимости превентивных мер в работе по профилактике нарушений адаптации, представлен опыт работы автора. Предложены формы сотрудничества участников образовательной деятельности позволяющие создать условия для успешной ад...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Особенности внедрения психолого-педагогической модели вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ как условие реализации задач ФГОС ДО

Данная статья посвящена результатам совместной деятельности ДОО и семьи в вопросе вовлечения родителей в образовательный процесс МБДОУ, как условия социально-эмоционального развития детей раннего возраста.

Роль проектной деятельности в социализации детей с ОВЗ

В статье прослеживается связь между влиянием проектной технологии на социализацию детей с ОВЗ, приводятся примеры краткосрочных и долгосрочных проектов, выполненных ученицей 4 класса совместно с родителями и старшеклассниками МБОУ «СОШ № 15» г.Калуги...

Задать вопрос