Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Малафеева, Е. Ф. Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области / Е. Ф. Малафеева, Т. А. Кончина, В. А. Сидорская, С. Н. Трифонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 28-31. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2906/ (дата обращения: 16.11.2024).



Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с учащейся молодежью Нижегородской области.

Ключевые слова: Молодежный экологический центр, Дружина охраны природы, партнеры, конкурсы, научные исследования учащейся молодежи.

Важной составляющей деятельности естественно-географического факультета является организация профориентационного и научного сотрудничества с образовательными учреждениями Нижегородской области, традиции которого были заложены на бывших кафедрах зоологии и ботаники Арзамасского государственного педагогического института имени А. П. Гайдара (ныне Арзамасский филиал ННГУ имени Н. И. Лобачевского) в научных студенческих кружках, деятельности Дружины охраны природы, организованной на факультете в 1971 году, в студенческих экспедициях по изучению видового разнообразия беспозвоночных и позвоночных животных Нижегородской области.

Сегодня на факультете работает лаборатория «Экологические исследования и проблемы экологического образования, воспитания и культуры», цельдеятельности которой – мониторинг состояния окружающей среды и реализация экологического образования и научных исследований учащейся молодежи.

Партнерами лаборатории в проведении научных исследований являются Керженский государственный биосферный заповедник, детско-юношеский экологический центр «Зеленый парус» города Нижний Новгород, Нижегородская общественная организация «Компьютерный экологический центр», станции юных натуралистов городов Арзамаса и Сарова.

Наш факультет широко известен за пределами города как организатор экологических лагерей и конкурсов научно-исследовательских и творческих работ учащихся. Начиная с 1996 года, Дружина охраны природы совместно с Молодежным экологическим центром города Арзамаса, созданном на факультете в рамках реализации проекта «Организация эколого-краеведческой деятельности учащейся молодежи», сектором экологии и охраны природы Департамента ЖКХ администрации города Арзамаса проводила социологические опросы по наиболее актуальным проблемам экологии родного края, организовывала круглые столы, работала со средствами массовой информации и образовательными учреждениями города и района по пропаганде природоохранных знаний и воспитанию экологической культуры населения.

Молодежный экологический центр, объединивший в своей деятельности все общеобразовательные учреждения, отдельные учреждения дополнительного образования, ряд учебных заведений среднего профессионального образования, общественные объединения учащейся молодежи экологической направленности ряда учебных заведений города, определил как основные направления работы – научно-исследовательскую, природоохранную и просветительскую деятельность. Научные исследования учащихся, выполненные под руководством или при консультации наших преподавателей, неоднократно были отмечены дипломами лауреатов на международных, всероссийских и областных конкурсах, в том числе и на одном из самых престижных Всероссийском открытом конкурсе юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.

В 2009 году региональное Нижегородское отделение Межрегионального общественного движения творческих педагогов «Исследователь», созданное по инициативе преподавателей нашего факультета, получило право проведения региональных туров этого конкурса. В декабре 2017 года региональный Нижегородский тур будет проведен в 9 раз.

Ежегодно на предварительную экспертизу бывают представлены от 90 до 100 работ по двум направлениям: естественнонаучному и гуманитарному. Всего за эти годы экспертизу прошли более 900 работ учащейся молодежи. В качестве экспертов и руководителей секций мы привлекаем не только преподавателей факультета, но и высококвалифицированных педагогов всех факультетов нашего филиала. На каждую из присланных работ представители экспертной комиссии пишут рецензии, которые передаются руководителям работ для ознакомления в ходе очного тура, где проходит публичная защита. Самые интересные работы заслушиваются на пленарном заседании. К примеру, в 2015 году такими работами были: «Изучение поведения остромордой лягушки (Rana arvalis) и чесночницы обыкновенной (Pelobates fuscus)» ученика МБОУ Гимназия г. Арзамаса Харитонова Льва Сергеевича (научный руководитель – учитель биологии Емельянов Александр Александрович); «Лексические средства создания образа Родины в лирике С.А. Есенина» ученицы МБОУ Гимназия г. Арзамаса Кураевой Анны Дмитриевна (научный руководитель – учитель русского языка и литературы Балова Нина Сергеевна); «Демографический анализ ценопопуляций одуванчика лекарственного на урбанизированных территориях г. Сарова» ученицы МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Сарова Базыль Елены Михайловны(научный руководитель – заведующая зоолого-ботаническим отделом Габдулина Галина Алексеевна); «История железной дороги в Арзамасе. Вчера, сегодня, завтра» ученицы НОУРО «Арзамасская православная гимназия» Борисовой Алены Романовны (научный руководитель – учитель истории Шерстнева Ольга Геннадьевна). Все четыре работы удостоены высшей награды конкурса, а авторы – званий лауреатов.

На секционных заседаниях (11-12 секций ежегодно) эксперты определяют лучшие доклады. Их авторы получают звание лауреатов и возможность представления данной работы на заключительный тур конкурса, который проходит в Москве в апреле каждого года.

Рецензирование работ проходит с учетом следующих критериев:

 наличие краткого введения в проблему исследования, ясное изложение темы исследования;

 формулировка цели, задач и (желательно) гипотезы исследования;

 описание корректных методов исследования, оформленное в соответствие с правилами, применимыми для научных текстов;

 раздельное изложение собственных результатов наблюдений и экспериментов и их обсуждения и анализа;

 наличие иллюстративного материала, выявляющего главные этапы и составляющие проведенного исследования.

Кроме того, каждая работа обязательно проверяется на плагиат, а работы лауреатов – в 3-х разных системах Антиплагиат. Тематика работ разнообразна. Живую дискуссию вызывают, как правило, проблемные, актуальные работы, такие как: «Как найти свое призвание в огромном мире профессий?», «Проблема психологической безопасности в современной информационной среде», «Психологическая готовность учащихся к сдаче ЕГЭ», «Отражение национального характера в английских и русских пословицах», «Позитивное и негативное влияние заимствованных слов из английского языка в русскую речь» и «Фразеологизмы в рекламе» и др.

В естественнонаучном направлении очень интересные работы представляют учащиеся станции юных натуралистов города Сарова. Наибольший интерес по химии – исследования учащихся МБОУ СШ №16 города Арзамаса. Среди них – «Изучение процесса биодеструкции и антибактериальных свойств пектин-хитозановых комплексов». Высокий уровень исследований традиционно представляют работы учащихся МБОУ Березовская СШ Арзамасского района, организации «Зеленый парус» города Нижний Новгород, выполненные при научной консультации к.б.н. Р.Д.Хабибуллина.

При отборе работ на Всероссийскую часть конкурса организаторы руководствуются определенными критериями. Среди них: работа должна быть лауреатом, а автор иметь финансовые возможности для организации поездки в Москву. Квота участия в заключительной (Всероссийской) части конкурса для Нижегородского регионального отделения, как правило, составляет 10 работ. Уровень научных работ, представляемых в Москву, неоднократно был отмечен экспертами московского тура как очень высокий. Ежегодно 1-2 работы бывают отмечены лауреатством. Все остальные получают грамоты разного рода. За весь период участия в московском туре авторы 4 работ были удостоены президентских премий.

В 2015 году для усиления профориентационной работы факультета был впервые организован конкурс творческих работ учащихся «Я – биолог», который в 2017 году был проведен в четвертый раз.

За четыре года в конкурсе приняли участие более 2000 учащихся из школ и средних профессиональных учебных заведений городов Арзамаса, Саранска, 24 районов Нижегородской области. География конкурса ежегодно расширялась, и в 2017 году мероприятие вышло за пределы Нижегородской области. Участники конкурса представляли на суд экспертов свои авторские работы в 5 секциях: фотографий, буклетов, рисунков, видеороликов, выставки «Природа и творчество». Наиболее популярными секциями были секции фотографий и рисунков (только в 2017 году на них было представлено 275 и 230 работ соответственно).

В рамках очного этапа Конкурса проходили выставки в каждой из секций, где все желающие смогли познакомиться с творческими работами учащихся, а также почувствовать себя в роли экспертов, проголосовав за работу на приз зрительских симпатий.

Фото 1. Выставка «Природа и творчество» конкурса «Я-биолог» 2017

Фото 2. Секция буклетов «Особо охраняемые природные территории» конкурса «Я-биолог» 2017

Конкурс традиционно включает проведение разнообразных мастер-классов: «Живой рисунок» (организатор – педагог МОУ ДОД «Зелёный парус» город Нижний Новгород Г.Н. Зимина), интеллектуально-познавательная игра «Будущее в наших руках » (организаторы – педагог дополнительного образования МБУ ДО «Центр внешкольной работы» города Арзамаса Н.А. Зайцева, методист МБУ ДО «Центр внешкольной работы» города Арзамаса И.В. Рябова), «Дрессура домашних животных» (организатор – сотрудник межрайонной ветеринарной лаборатории города Арзамаса Т.А. Олейник), «Выставка минералов» (организатор – доцент кафедры биологии, географии и химии АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского А. П. Мельникова), «Великая муха науки» (организаторы – доцент кафедры биологии, географии и химии АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского В. А. Сидорская, студентка 1 курса магистратуры естественно-географического факультета И. Красноярова), «Занимательная химия» (организаторы – доцент кафедры биологии, географии и химии АФ ННГУ им. Н. И. Лобачевского С. А. Опарина, студентки 5 курса естественно-географического факультета Т. Фролова, М. Трушкова, Н. Киселёва), «Технологии изготовления микропрепаратов» (организаторы – к.б.н. доцент С. Н. Трифонова, студентки 3 курса естественно-географического факультета А. Петрунина, В. Седова). По итогам Конкурса приводится награждение победителей и призеров каждой секции. Они получают дипломы трех степеней, сертификаты участников и памятные подарки.

Фото 3. Мастер класс «Занимательная химия» конкурса «Я-биолог» 2017

Образовательными партнерами данного Конкурса традиционно являются детско-юношеский экологический центр «Зеленый Парус» (город Нижний Новгород), Нижегородская областная общественная организация «Компьютерный экологический центр» (город Нижний Новгород), МБУ ДО «Центр внешкольной работы», структурное подразделение «Юные натуралисты» (город Арзамас).

В течение четырех лет спонсорами мероприятий выступали Нижегородский филиал ПАО «Ростелеком», ООО «Промгражданстрой» города Арзамаса, ОАО «Арзамасский приборостроительный завод», ООО Загородный Комплекс «Кипячий ключ» районного поселка Шатки Нижегородской области. Дипломы победителей и призеров конкурса позволяют выпускникам получать дополнительно к результатам ЕГЭ от 3 до 5 баллов при поступлении в ННГУ им. Н. И. Лобачевского.

Совместно с сектором по экологии и охране природы Департамента ЖКХ администрации города Арзамаса естественно-географический факультет проводит ко Дню охраны окружающей среды ежегодные конференции научно-исследовательских работ учащейся молодежи города «Экология города глазами молодых» с последующим изданием сборника лучших работ [1-5]. Студенты факультета принимают активное участие в разнообразных экологических акциях, организуемых сектором: в защиту особо охраняемых территорий города (дендрария и Смирновского пруда) по посадке деревьев, очистке от мусора.

Положительным моментом таких профориентационных мероприятий является активное привлечение к их проведению не только преподавателей, но и студентов факультета, которые могут быть как участниками этих мероприятий сами, так и помощниками организаторов. В дальнейшие планы факультета входит расширение географии и численности участников мероприятий такого ранга.

Литература:

  1. Экология города глазами учащихся: материалы городской конференции / Отв. ред. Е. Ф. Малафеева, Г. Е. Стрижова, Е. В. Кротова. – Арзамас: Формат, 2012. – 96 с.
  2. Экология города глазами учащихся: материалы III городской конференции / Администрация г. Арзамаса, Арзамасский филиал ННГУ / Отв. ред. Е. Ф. Малафеева, Г. Е. Стрижова, Е. В. Кротова. – Арзамас: АФ ННГУ, 2013. – 99 с.
  3. Экология глазами молодых. Материалы регионального тура Всероссийского конкурса им. В. И. Вернадского / Отв. ред. Е. Ф. Малафеева, Г. Е. Стрижова, Е. В. Кротова. – Н.Новгород: Формат, 2014. – 97 с.
  4. Экология глазами молодых. Сборник научных исследований учащейся молодежи / Отв. ред. Е. Ф. Малафеева, Г. Е. Стрижова, Е. В. Кротова. – Ижевск, 2015. – 99 с.
  5. Экология глазами молодых. Сборник научных исследований учащейся молодежи / Отв. ред. Е. Ф. Малафеева, Г. Е. Стрижова, Е. В. Кротова. – Арзамас, 2016. – 116 с.
Основные термины (генерируются автоматически): естественно-географический факультет, Нижегородская область, работа, учащаяся молодежь, Арзамас, научный руководитель, Нижний Новгород, город Арзамаса, молодежный экологический центр, Москва.

Ключевые слова

конкурсы, партнеры, Молодежный экологический центр, Дружина охраны природы, научные исследования учащейся молодежи

Похожие статьи

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии

В статье дан обзор международной деятельности естественно-географического факультета Арзамаского филиала ННГУ. Показано, что за последние 5-7 лет были установлены и развивались партнерские отношения между естественно-географическим факультетом и иниц...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек

В статье говориться о том, что публичные библиотеки постепенно превращаются в центры культурно-досуговой деятельности. Целью статьи является описание сотрудничества студентов психолого-педагогического факультета с Центральной городской библиотекой им...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию

В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...

Похожие статьи

Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла

В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...

Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии

В статье дан обзор международной деятельности естественно-географического факультета Арзамаского филиала ННГУ. Показано, что за последние 5-7 лет были установлены и развивались партнерские отношения между естественно-географическим факультетом и иниц...

Волонтерская деятельность студентов психолого-педагогического факультета в просветительской деятельности библиотек

В статье говориться о том, что публичные библиотеки постепенно превращаются в центры культурно-досуговой деятельности. Целью статьи является описание сотрудничества студентов психолого-педагогического факультета с Центральной городской библиотекой им...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Реализация межпредметных связей при проведении уроков по экологии и биологии в 6-м классе

Развитие волонтерского движения, добровольчества в г. Новый Уренгой

Представлены итоги городского семинара по добровольческой деятельности, выявлены основные проблемы добровольческого движения на базах образовательных организаций. Приводятся результаты социологического исследования среди организаторов/координаторов в...

Читательские интересы студенческой молодежи и их роль в формировании мировоззрения

В данной статье представлен теоретический обзор проблемы чтения современной молодежи. Изучены читательские интересы студентов на основе эмпирического исследования, проведенного в С(А)ФУ им. М. В. Ломоносова.

Проектная деятельность во взаимодействии дошкольной образовательной организации с семьей

В статье рассматриваются вопросы привлечения родительской общественности к эффективному сотрудничеству с педагогическим коллективом. Представлен опыт использования проектной деятельности в работе с семьями воспитанников ДОУ.

Содействие укреплению гражданской идентичности обучающихся московских школ через проект «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим государственным университетом мероприятий, направленных на содействие формированию гражданской идентичности обучающихся, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Социальное проектирование – деятельностный подход к экологическому образованию

В данной статье рассматриваются вопросы научно-методического сотрудничества вуза и школы в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарт общего образования. Проанализированы результаты работы в сфере организации проектно...

Задать вопрос