55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского
Автор: Марина Антонина Васильевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 300 раз
Библиографическое описание:
Марина, А. В. 55-летний юбилей естественно-географического факультета Арзмасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского / А. В. Марина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 8-13. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2909/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен материал, раскрывающий историю становления и развития естественно-географического факультета Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского. Показан вклад педагогов-основателей факультета в решение кадровой политики, создание материально-технической базы, формирование научных направлений исследовательской деятельности факультета. Раскрыт современный период жизни факультета, представлена деятельность студенческих организаций (Дружины охраны природы, Молодежного экологического центра), охарактеризован спектр направлений подготовки бакалавров и магистров, которая осуществляется кафедрами факультета в наши дни.
Ключевые слова: биолого-химический факультет Арзамасского государственного педагогического института имени А. П. Гайдара, естественно-географический факультет Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, 55-летний юбилей, история создания, основные направления деятельности, достижения и результаты.
Летом 2017 года исполнилось 55 лет естественно-географическому (ранее биолого-химическому) факультету Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского (ранее Арзамасского государственного педагогического института им. А. П. Гайдара).
Этот юбилей связан не с датой его создания, а с официальным возрождением факультета, состоявшегося в 1962 году.
Дело в том, что факультет в виде географического отделения был открыт еще в 1934 году в Арзамасском краевом двухгодичном педагогическом институте, с апреля 1935 года – Арзамасском государственном учительском, а с 10 апреля 1952 года – Арзамасском государственном педагогическом институте.
Первый официальный прием на географическое отделение был объявлен в августе 1934 года. На отделение принимались преимущественно выпускники средних учебных заведений – педагогических техникумов и педрабфака, учителя начальных классов. На отделение было зачислено 33 студента. В сентябре этого года была создана кафедра геологии и географии, которую возглавил Б. Н. Фирфаров. Работой отделения руководил доцент В. Г. Гниловский. Первоначально отделение располагалось в здании бывшего реального училища (ныне – Администрация города Арзамаса).
В последующие годы структура географического отделения неоднократно менялась.
В сентябре 1935 года кафедра геологии и географии была реорганизована в кафедру географии и биологии, которую возглавил Л. И. Колесниченко. В 1937 году кафедра была преобразована в кафедру географии и естествознания, во главе которой был поставлен Н. Ф. Ершов.
В июне 1938 года географическое отделение было разделено на два факультета – географический и факультет естествознания. Деканом географического факультета был назначен Л. И. Колесниченко. Факультет естествознания возглавил Н. Ф. Ершов. Заведующим кафедрой ботаники и зоологии стал кандидат сельскохозяйственных наук В. Н. Ржавитин, кафедры географии – Б. Н. Фирфаров. По окончании Великой Отечественной войны В. Н. Ржавитин стал профессором Саранского государственного педагогического университета, одним из основателей Саранского ботанического сада.
В 1938-1939 учебном году набор студентов осуществлялся на естественное отделение, где отдельными потоками осуществлялась подготовка учителей биологии и географии.
В ноябре 1938 года на естественном факультете были созданы две самостоятельные кафедры – ботаники (заведующий – В. Н. Ржавитин) и зоологии (заведующий – Н. Ф. Куркчи).
Осенью следующего года факультеты были объединены в один – естественно-географический. Его деканом был назначен Н. Ф. Куркчи. Факультет был переведен в здании педрабфака (ул. Урицкого, д. 15), где имелось необходимое учебное оборудование.
В июне 1940 года на факультете произошло объединение кафедр ботаники и зоологии в кафедру естествознания, которую возглавил Н. Ф. Куркчи, освобожденный от должности декана. Новым деканом факультета снова стал Л. И. Колесниченко.
С первых лет существования естественно-географического факультета на нем стала складываться система учебных практик. Уже в конце мая 1938 года студенты-географы под руководством П. Н. Лебедева овладевали практическими навыками картографических съемок местности. С 1938 года на факультете началась планомерная научно-исследовательская работа.
Преподаватели факультета закреплялись за крупными научными учреждениями страны для подготовки и защиты диссертаций. В основу исследовательской работы были положены методы академиков И. В. Мичурина, Т. Д. Лысенко, Н. В. Цитиана и др. Студенты и сотрудники факультета вели работы по вегетативной гибридизации георгинов, баклажанов, томатов, картофеля, паслена.
Уже в 1939 году в Самарканде впервые в истории института О. А. Гашкова защитила кандидатскую диссертацию на соискание ученой степени кандидата биологических наук.
Первый выпуск факультета состоялся в июле 1936 года. Географическое отделение окончили 25 человек. В последующие годы численность выпускников непрерывно росла.
В июне 1937 года состоялся первый выпуск экстернатов, окончивших годовые курсы. Численность выпускников, получивших дипломы по специальности «учитель географии», составила 49 человек. Работой с данной категорией обучающихся на факультете руководил Л. И. Колесниченко. С сентября 1937 года экстернат был преобразован в двухгодичные курсы подготовки учителей географии по заочной форме обучения.
С первых лет своего создания естественно-географический факультет принимал активное участие в культурной жизни города. С 1938 года преподаватели факультета стали участвовать в деятельности Арзамасского лекционного бюро ВКП (б). Преподаватели факультета выступали перед жителями города с научными лекциями на темы «Происхождение Вселенной», «Происхождение жизни на Земле», «Происхождение человека», «Дарвинизм и религия» и др.
Послевоенный период в истории естественно-географического факультета, как и всего института в целом, был ознаменован серьезными реформами, которые привели к преобразованию в 1952 году учительского института в педагогический.
В мае 1945 года деканом естественно-географического отделения была назначена Т. К. Подкососова. В октябре 1945 года факультет возглавил Б. Н. Фирфанов. В сентябре 1946 года – вновь Н. Ф. Куркчи, в декабре 1946 года – снова Б. Н. Фирфанов. В сентябре 1946 года вместо кафедры естествознания и географии были созданы две отдельные кафедры, которые возглавили Н. Ф. Куркчи и Б. Н. Фирфанов.
В августе 1952 года произошло новое объединение этих кафедр с кафедрой физического воспитания. Заведующим новой кафедры был назначен Н. Ф. Куркчи. После реорганизации, в сентябре 1952 года, естественно-географическое отделение было сокращено, а кафедра физического воспитания снова стала самостоятельной кафедрой.
В послевоенные годы на отделении работали многие талантливые педагоги. Среди них – М. Н. Голенков (география), В. В. Головин (география), Е. А. Воронцова (ботаника), П. Н. Лебедев (картография), А. П. Либерман (методика географии), Е. Д. Мельниченко (зоология), А. А. Мочалова (химия), А. А. Тюмина (ботаника), Н. И. Тюрин (химия), П. Н. Скворцова (ботаника), Е. С. Стрегулина (ботаника), В. И. Обидина (география) и другие.
Возрождение факультета произошло в июле 1962 года, когда в Арзамасском государственном педагогическом институте им. А. П. Гайдара спустя десятилетие был возобновлен прием на дневную форму обучения на агробиологический факультет.
Открытие факультета произошло в июле 1962 года, когда школы страны испытывали острую потребность в квалифицированных учителях биологии, владеющих научными знаниями, соответствующими уровню развития биологии того периода. Приоритетность этой задачи во многом была обусловлена реальным положением дел в области биологической науки, связанной с засильем так называемой «лысенковшины» [1]. В этот период шло становление современной структуры школьного биологического образования, включившей завершающий курс «Общая биология» средней школы только к 1966 году с появлением первого одноименного школьного учебника и соответствующей ему программы.
Создание нового факультета связано с именами кандидатов наук, доцентов Е. В. Воробьева – ректора института, А. Д. Мельниковой, назначенной на должность декана факультета, Н. Г. Еркиной, ставшей первым заведующим кафедрой зоологии, А. А. Калеганова, назначенного заведующим кафедрой ботаники. Своим энтузиазмом, творческой энергией, жизнелюбием, оптимизмом они прокладывали факультету путь в будущее.
Открытие на факультете в 1963 году кафедры химии, заведующим которой был назначен А. Г. Сидорский, привело к переименованию агробиологического факультета в биолого-химический.
Руководство института и факультета смогло создать команду единомышленников, заложившую славные факультетские традиции. Это И. А. Волкова, А.С . Гормаш, Е. И Гуляева, Ю. И. Горшков, В. Н. Кемарский, А. В. Леванова, Р. М. Пузевская, С. И. Рыбакова, Э. Ю. Сироткина (кафедра зоологии), Н. Д. Ашарин, В. И. Борисов, К. А. Борисов, А. Н. Борисова, Т. И. Касаткина, Н. Н. Киндерова, А. И. Красникова, Ю. С. Палицын, В. В. Правдин, А. З. Сафиуллин, К. И. Тихонравова (кафедра ботаники), М. М. Бестужева, Ю. И. Булавин, Ш. Д. Заалишвили, А. П. Киндеров, А. А. Осипов, Л. С. Палицына, Э. А. Сидорская, Т. Ф. Ставицкая, В. П. Шитова (кафедра химии).
Под началом Е. В. Воробьева и А. Д. Мельниковой педагогами факультета были сформированы научная и учебно-методическая базы, позволяющие готовить специалистов широкого профиля в области биологического образования. В первое десятилетие становления факультета были созданы специализированные лаборатории и кабинеты, оборудованные современными приборами, укомплектованные необходимыми материалами, реактивами. На окраине города Арзамаса в районе реки Теша заложена агробиологическая станция, ставшая базой проведения многих учебных практик и научно-исследовательской работы преподавателей и студентов.
На карстовых озерах Пустынского заказника Арзамасского района была открыта биологическая станция «Золотой мыс», на которой проводились выездные полевые практики по зоологии беспозвоночных, зоологии позвоночных, морфологии растений, систематике растений. Здесь под руководством декана А. Д. Мельниковой была начата экспедиционная научная работа студентов факультета. Первая экспедиция была организована в 1969 году в бассейн реки Сережа, вторая – в 1970 году – в бассейн реке Алатырь. Участниками первых экспедиций были студенты А. Сабурцев, А. Каменецкий, Ю. Антонов, Д. Баринов, А. Титов, Л. Назаров.
В последующие годы организация многочисленных студенческих экспедиций связана с именем кандидата биологических наук, доцента А. Г. Сидорского. Под его руководством ежегодно в течение 20 лет (1975–1995 годы) было организовано и проведено 20 научных экспедиций, исследовательскую школу которых прошли десятки студентов факультета. Среди них С. Деев, Е. Антонов, В. Родионов, Н. Афанасьев, Н. Хрычев, И. Киров, С. Абрамов, О. Азизов, В. Сандалкин, А. Зинин, А. Шаветов, С. Кунтенков, А. Булгачев, А. Емельянов, С. Баранов, А. Беспалов, А. Бурденков, А. Терзян, А. Копосов, В. Шеманаев, Г. Баранов, О. Копеин, С. Корнилов, А. Лепилов, Ю. Якимов, А. Фатин, С. Беспалов, О. Галанин, А. Афиногенов, С. Вершинин, О. Яшин, А. Ракушин, В. Костин, В. Ершов, Д. Голованов, В. Самсонов, А. Журавлев, А. Кладов. В рамках экспедиций велись исследования по использованию биоиндикаторов для оценки экологического состояния рек, изучение особенностей половой дифференциации стрелолиста обыкновенного в различных ареалах Волжской популяции [16-17].
В более поздние годы научно-исследовательская экспедиционная работа проводилась под руководством старшего преподавателя кафедры химии Е. А. Моховой. В настоящее время она возрождается усилиями декана факультета Д. М. Кривоногова. Эта работа осуществляется в рамках научного сотрудничества с Институтом проблем экологии и эволюции им. А. Н. Северцова РАН [3-4, 18].
По инициативе заведующей кафедрой зоологии А. Д. Мельниковой в 1971 году на факультете была создана Дружина охраны природы. В разные годы наиболее активными членами Дружины были А. Сабурцев, А. Каменецкий, Ю.Антонов, Д.Баринов, А.Титов, Л.Назаров, С. Деев, А. Булгачев, А.Смирнов, Р.Фандо, С.Чанова, Д.Казаков, Е. Шкарова, Д. Мудрилова. Кураторами Дружины были доценты кафедры зоологии Мельникова А. Д., Кулибанов С. К., Суханова М. В., Малафеева Е. Ф. Члены Дружины вели научно-исследовательскую работу по изучению видового разнообразия беспозвоночных и позвоночных животных Нижегородской области, активную природоохранную деятельность. Дружина тесно сотрудничала с Керженским государственным заповедником. Студенты входили в областной отряд по противодействию браконьерству, принимали активное участие в зимних и весенних рейдах по борьбе с правонарушениями в области охотничьего законодательства. В более поздние годы основным направлением в деятельности Дружины стало просветительское. Дружина была организатором и координатором многочисленных разнообразных природоохранных акций «Марш парков», «Операция «Ель», «Поможем реке!», «Первоцветы», «Родники земли Нижегородской», «Великие реки» и многих других.
Все годы своего существования руководство факультета уделяло серьезное внимание подготовке педагогических кадров для кафедр факультета. В разные годы доцентами факультетских кафедр, успешно защитившими диссертации на соискание ученой степени кандидата наук, стали выпускники факультета разных лет Малинина И.А., Сабурцев А.И., Малафеева Е.Ф., Трифонова С.Н., Малочкина Ю.М., Широкова Н.П., Гришина Г.М., Литвиненко О.И., Бестужева М.М., Марина А.В., Сидорская В.А., Недосеко О.И., Сабурцев С.А., Сабурцев А.А. , Суханова М.В., Волкова С.И., Кончина Т.А., Железнова Т.А., Кривоногов Д.М., Опарина С.А., Бусарова Н.В., Жиженина Л.М., Шеманаев В.А., Калюжный Е.А., Помелова М.А., Коршунов М.С., Беляев А.В..
Три выпускника факультета – Акутина С.П. (девичья фамилия Балаева), Фандо Р.А., Шалашова М.М. (девичья фамилия Пичугина) – защитили диссертации на соискание ученой степени доктора наук.
В 1993 году на факультете было открыто географическое отделение, что и обусловило переименование факультета в 1995 году в естественно – географический. На факультете была создана кафедра географии и экологии, заведующим которой был назначен кандидат биологических наук А. Г. Сидорский. Состав кафедры формировался путем приглашения высококвалифицированных специалистов из других вузов страны. Так в числе педагогов кафедры появились супруги, кандидаты географических наук А. П. Мельникова и Е. К. Баков, приехавшие в АГПИ из Академии наук Киргизии. В разные годы с кафедрой была связана деятельность Фридмана Б. И., Копосовой Н. Н., Захаровой Н. В., Терентьева А. А., Диких А. Н., Деньгина Д. Д. – педагогов Нижегородского государственного педагогического (ныне Мининского) университета.
Кадровый состав кафедр факультета в разные годы был усилен привлечением к работе специалистов из разных областей биологических медицинских, химических, географических, педагогических наук. На факультете работали доктора наук Ануфриев Г.А., Крылов В.Н., Лавров А.А., кандидаты наук Мошенцев Н.И., Звездин В.Л., Пиотровский А.С., Ростунов А.А., Бестужева М.М., преподаватели Симагаева М.И., Половникова Е.А., Букин М.С., Козаков Р.А., Савотченко Л.С., Мохова Е.А., Шеманаева Н.И., Сухова Л.И., Новаева Т.В., Платонов С.В., Борисова С.В., Лебедева М.В., Фимина В.А., Канатьева Н.П., Кошелева Т.М., Семенова Н.А., Крюкова Н.П., Акимова Е.Н., Пасютина Е.А., Наганов В.В., Петров А.А., Вершинина Л.В., Шошкин А.А. и др.
Факультет всегда отличала дужная и сплоченная команда лаборантов: Госькова В., Семочкина М., Криушкина Н., Ставицкая Е., Облетова Л., Булатова В., Борисова Н., Зеленкина И., Ванюшина Т., Плохова А., Борисова О., Фимина В., Гаскарова Н., Галеева Е., Хлынова Т., Пазина Т., Кочетова О., Сурина Н., Маринина А., Пахутина Ю., Кантова О., Чанова С., Клокова Н., Харитонова С., Букина Т., Минеева Н.. Сегодня на кафедре работают Пантелеева С. Селезнева Л., Лебедева М., Клокова Т. Методистами деканата в разные годы были Сорокина Е.С., Пантелеева С.В. Баринова И.Е., Селезнева Л.В.
Создание такого сплоченного коллектива факультета – заслуга его деканов. В разные годы факультет возглавляли кандидаты биологических наук, профессор Сидорский А.Г, доценты Мельникова А.Д., Борисов В.И., Сабурцев А.И., Трифонова С.Н. В настоящее время деканом является выпускник факультета 2001 года, кандидат биологических наук, доцент Д.М.Кривоногов.
Обязанности заместителей декана выполняли Малинина И.А., Бестужева М.М., Касаткина Т.И., Мохова Е.А., Сабурцев С.А., Любов М.С., Волкова С.И., Борисова С.В., Опарина С.А., Акимова Е.Н., Селивончик Г.И., Горшков Е.А., Юденкова И.В., Фимина В.А., Жиженина Л.М., Бусарова Н.В., Шеманаев В.А. Они курировали основные направления деятельности факультета – учебную, воспитательную работу, отделение заочного обучения.
За долгие годы существования факультета на нем сложились свои династии. Это династии Сидорских и Сабурцевых. Выпускники разных лет со словами глубокого уважения вспоминают основателей династии Сидорских – А.Г.Сидорского, читавшего не одному поколению студентов генетику, и Э.А. Сидорскую – прекрасного знатока биохимии. Их дочь – Виола Анатольевна, выпускница факультета 1986 года, пошла по стопам отца и, защитив кандидатскую диссертацию, несколько лет возглавляла кафедру ботаники факультета.
Сыновья А. И. Сабурцева, основателя династии Сабурцевых, любимого декана не одного поколения студентов – Сергей и Алексей, выпускники факультета 1993 и 1997 годов – также пошли по стопам отца. Сергей Александрович – доцент кафедры, защитив кандидатскую диссертацию по физиологии человека и животных, сегодня продолжает работу над докторской диссертацией. Младший сын – Алексей Александрович, защитил кандидатскую диссертацию по экологии, несколько лет работал на кафедре зоологии, анатомии и физиологии человека и животных, возглавлял межрегиональную агрохимическую лабораторию.
За 55 лет своей деятельности факультет подготовил более 5600 выпускников. Подавляющее большинство из них – школьные педагоги, учителя биологии, химии, географии. Выпускники факультета трудятся по всей стране и далеко за ее пределами. Они с гордостью несут звание выпускника естественно – географического факультета, подтверждая это высоким уровнем профессионализма, любовью своих учеников, готовностью пожертвовать ради них своей жизнью, что и сделал выпускник 2007 года Кириллов Андрей Николаевич, учитель географии школы № 263 города Москвы, заслонив собой на уроке географии учеников своего класса от пуль одноклассника.
В апреле 2014 года в условиях повсеместной оптимизации разных сфер деятельности, образования в том числе, три ранее существовавшие на факультете кафедры – зоологии, анатомии, физиологии человека и животных, общей биологии и химии, географии – были объединены в одну – кафедру биологии, географии и химии. Исполняющей обязанности заведующего кафедрой был назначен кандидат биологических наук, доцент Малафеева Е. Ф.
В этом же году с началом реализации основной профессиональной образовательной программы «Менеджмент в сфере физической культуры» в состав факультета вошла кафедра физической культуры, возглавляемая кандидатом педагогических наук, доцентом Сидоровой Т.В.
В настоящее время естественно-географический факультет является базой для подготовки бакалавров и магистров различных предметных областей.
Бакалавриат представлен следующими программами:
Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), профили Биология и География (очная форма обучения);
Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль Биология (заочная форма обучения);
Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль Физическая культура (заочная форма обучения);
Педагогическое образование (с одним профилем подготовки), профиль Химия (заочная форма обучения);
Физическая культура, профиль Менеджмент в сфере физической культуры (заочная форма обучения).
Магистратура (очная и заочная формы), представлена в виде магистерской программы «Биология в новой образовательной практике».
Профессиональные компетенции, формируемые в процессе освоения данных программ, позволяют выпускникам факультета организовывать учебный процесс в области биологического, химического, географического, физкультурного образования в образовательных учреждениях разных типов, а также быть востребованными в учреждениях физической культуры и спорта, метеорологической службы, ландшафтного дизайна, химических производств, медицинских учреждений.
В настоящее время обучение студентов на факультете осуществляют две кафедры, на которых работают 25 преподавателей, из которых 80% имеют научную степень и звание. Преподаватели факультета активно повышают свой научно-педагогический опыт, работая над кандидатскими и докторскими диссертациями по различным аспектам биологических, географических, химических, педагогических наук. Тематика их научных исследований весьма разнообразна и представлена такими темами, как: «Мониторинг состояния окружающей среды», «Скрининг физиологического состояния и антропометрия школьников разных типов образовательных учреждений и взрослого населения», «Особенности работы школьного учителя в условиях перехода на ФГОС основного общего образования», «Филогеографическая структура и генетическая изменчивость лесных млекопитающих Русской равнины», «Теоретические и практические аспекты формирования основ здорового образа жизни студентов в условиях интенсификации учебного процесса».
Результаты научных исследований преподавателей факультета публикуются в различных изданиях, в том числе и в журнале «Биология в школе» [2, 5-15].
На протяжении всей своей 55-ти летней истории факультет осуществлял тесную связь с образовательными учреждениями Нижегородской области. На факультете работает лаборатория «Экологические исследования и проблемы экологического образования», цельдеятельности которой – мониторинг состояния окружающей среды и реализация экологического образования и научных исследований учащейся молодежи.
Партнерами лаборатории в проведении научных исследований являются Керженский государственный биосферный заповедник, Центр здоровья среды при ИБР РАН, Нижегородский экологический центр «Дронт», детский компьютерный центр «Зеленый парус» города Нижний Новгород и многие другие.
В 1997 году в рамках реализации проекта «Организация эколого-краеведческой деятельности учащейся молодежи» на факультете был создан Молодежный экологический центр города Арзамаса, объединивший в своей деятельности все общеобразовательные учреждения, учреждения дополнительного образования, ряд учебных заведений среднего профессионального образования, общественные объединения учащейся молодежи экологической направленности отдельных учебных заведений города. Программа деятельности Центра стала победителем II-го Всероссийского конкурса экологических разработок в области экологического образования. Центр неоднократно становился лауреатом Всероссийского экологического форума, организуемого Фондом Р. Быкова, экологического форума, организуемого Центром экологической политики и культуры России и ряда других.
В этой работе активно участвуют студенты факультета. Сегодня их численность составляет 440 человек.
Славные традиции студенческой науки, заложенные педагогами прошлых лет, достойно продолжает нынешнее поколение студентов. Так, в 2014 году команда факультета заняла 3 командное место на Международной биологической универсиаде в МГУ, в 2015 году – 2 командное место.
Студенты факультета ежегодно участвуют в областных студенческих олимпиадах по биологии, экологии и химии, становясь победителями и призерами в командном зачете и личном первенстве (таблица).
Таблица
Результаты участия студентов факультета в областных студенческих олимпиадах за последние 5 лет
Год |
Биология |
Экология |
Химия |
|||
Командный зачёт |
Личный зачёт |
Командный зачёт |
Личный зачёт |
Командный зачёт |
Личный зачёт |
|
2013 |
1 место |
2 место 3 место |
2 место |
3 место |
3 место |
|
2014 |
1 место |
1 место |
3 место |
3 место |
3 место |
|
2015 |
3 место |
2 место |
2 место 3 место |
2 место |
3 место |
|
2016 |
1 место |
3 место |
2 место |
2 место 3 место |
||
2017 |
1 место |
2 место 3 место |
не участвовали |
не участвовали |
не участвовали |
не участвовали |
Факультет реализует программы международного сотрудничества, активно взаимодействует со специалистами немецко-российской инициативно-проектной группы «Кессельберг» (Эркнер – Берлин). В рамках международного молодежного обмена более 20 студентов факультета в последние годы прошли инициативную стажировку «Варианты решения природоохранных и глобальных экологических проблем» в Германии. Ряд преподавателей факультета (доценты Кончина Т.А., Волкова С.И., Сидорская В.А., Опарина С.А.) также прошли инициативную стажировку по теме «Образование для устойчивого развития и глобальное изменение климата» в Берлине. В мае 2015 года немецкая делегация, посетившая наш вуз, организовала и провела семинар «Образование для устойчивого развития»
В год своего юбилея факультет полон новых планов, замыслов, надежд, к реализации которых приглашает будущих абитуриентов, партнеров, единомышленников.
Хочется пожелать родному факультету новых достижений, научных свершений, процветания, развития, всех благ. Педагогам факультета – инициативных, творческих, увлеченных студентов, достойного финансирования, укрепления материальной базы научных исследований, новых партнеров и единомышленников. Студентам – достойно нести по жизни звание выпускника естественно-географического факультета
Литература:
- Александров В. Я. Трудные годы советской биологии: записки современника/ В.Я. Александров. – М.: Наука, 1993. – 263 с.
- Бусарова Н. В. Использование клопа-солдатика в качестве объекта изучения фенетической изменчивости / Н. В.Бусарова, А. В. Марина, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. –2011. –№ 3. – С. 14-22.
- Генетическая структура популяций обыкновенной бурозубки Sorex araneus L. 1758 (Mammalia, Lipotyphla) на сплошных и фрагментированных участках ареала / Григорьева О. О., Борисов Ю. М., Стахеев В. В. и др. // Генетика. – 2015. – том 51. – № 6. – С. 711–723.
- К вопросу о стабильности и изменчивости кариотипа полёвки-экономки (Microtus oeconomus, Rodentia, Arvicolinae): анализ новых находок из Восточной Европы / М. И. Баскевич, Л. А. Хляп, Т. А. Миронова и др. // Зоологический журнал. – 2016.– том 95.– № 4.–С. 476–483.
- Кончина Т. А. Возможности использования растений рода Клевер при изучении экологического состояния почв / Т. А. Кончина, А. В. Марина // Биология в школе. – 2010. – №7. – С. 38-45.
- Кончина Т. А. Организация биоиндикационных исследований загрязнения окружающей среды по реакции пыльцы цветковых растений/ Т. А. Кончина, А. В. Марина, Л. В. Вершинина // Биология в школе. – 2010. –№9. – С. 43-48.
- Малафеева Е. Ф. Биоиндикационные исследования состояния окружающей среды: методика флуктуирующей асимметрии/ Е. Ф. Малафеева, А. В. Марина// Биология в школе. – 2010. – № 6. – С. 39-46.
- Марина А. В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС/ А. В. Марина, С. Н. Трифонова, Т. В. Наваева //Биология в школе. – 2014. – №5. – С. 16- 23.
- Марина А. В. Всероссийский съезд учителей биологии: новые вопросы и поиск ответов/ А.В. Марина // Биология в школе. – 2011. – №9. – С. 49-51.
- Марина А. В. Знакомство с трутовыми грибами: школьная экскурсия / А. В. Марина, С. Н. Трифонова, И. А. Кузнецова // Биология в школе. –1997. – № 5. – С. 46-51.
- Марина А. В. Исследовательская работа при изучении раздела « Человек е его здоровье»/ А. В. Марина, С. И. Волкова // Биология в школе. – 2013. – №3. – С. 54-69.
- Марина А. В. Колорадский жук как объект изучения фенетической изменчивости популяций / А. В. Марина, Н. В. Бусарова, Д. М. Кривоногов // Биология в школе. –2011. – № 1. – С. 43-55.
- Марина А. В. О методах генетических исследований человека для составления «фамильного портрета» населенного пункта / А. В. Марина, В. А. Сидорская // Биология в школе. – 2010. – №8. – С. 3-11.
- Марина А. В. Размышления вузовского методиста/ А. В. Марина //Биология в школе. – 2009. –№4. – С. 29-34.
- Марина А. В. Роберт Эдвардс – ученый, разработавший технологию искусственного оплодотворения/ А. В. Марина, Л. М. Жиженина //Биология в школе. – 2014. – №5. – С. 10-15.
- Многолетнее использование биоиндикатора для оценки экологического состояния рек / А. Г. Сидорский, Г. Г. Баранов, А. В. Лепилов и др. // Экология. –1991. – № 4. – С. 15-19.
- Особенности половой дифференциации стрелолиста обыкновенного в различных ареалах Волжской популяции / А. Г. Сидорский, А. Г. Копосов, А. С. Терзян и др. // Ботанический журнал. – 1989. – Т.74. – № 6. – С. 816-825.
- Резкое сокращение ареала садовой сони (Eliomys quercinus, Myoxidae, Rodentia) и вероятность утраты внутривидового таксономического разнообразия / В. Н. Орлов, Д. М. Кривоногов, Е. В. Черепанова и др. // Зоологический журнал. – 2013. – том 92.– № 11. – С. 1349-1358.
Ключевые слова
биолого-химический факультет Арзамасского государственного педагогического института имени А. П. Гайдара, естественно-географический факультет Арзамасского филиала Национального исследовательского Нижегородского государственного университета имени Н. И. Лобачевского, 55-летний юбилей, история создания, основные направления деятельности, достижения и результатыПохожие статьи
Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла
В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...
История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского
В статье приведены исторические материалы становления и развития кафедры физической культуры Арзамасского государственного педагогического института (ныне АФ ННГУ). Описаны исторические события, сообщаются сведения о людях, внесших значительный вклад...
Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ
В статье раскрыты основные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского
В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.
Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби
В статье авторы ведут обзор одной из сильнейших кафедр самого крупного университета Казахстана — Казахского национального университета имени Аль-Фараби, кафедры теплофизики и технической физики, физико-технического факультета.
Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области
Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с учащейся молодежью Нижегородской области.
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете
В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.
Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии
В статье дан обзор международной деятельности естественно-географического факультета Арзамаского филиала ННГУ. Показано, что за последние 5-7 лет были установлены и развивались партнерские отношения между естественно-географическим факультетом и иниц...
Формирование мотивации студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
В статье представлены результаты исследования по формированию мотивации у студентов вуза к научно-исследовательской деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования на примере опыта работы И...
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»
В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».
Похожие статьи
Педагогическое сотрудничество школы и вуза в реализации совместной проектной деятельности по дисциплинам естественнонаучного цикла
В статье рассмотрены вопросы организации совместного педагогического сотрудничества МБОУ СШ № 16 города Арзамаса и естественно-географического факультета (ЕГФ) Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского (АФ ННГУ) по реализации проектной деятель...
История становления кафедры физической культуры естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ имени Н.И. Лобачевского
В статье приведены исторические материалы становления и развития кафедры физической культуры Арзамасского государственного педагогического института (ныне АФ ННГУ). Описаны исторические события, сообщаются сведения о людях, внесших значительный вклад...
Современные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава МордГПИ
В статье раскрыты основные подходы к организации дополнительного профессионального образования профессорско-преподавательского состава вуза на примере ФГБОУ ВПО «Мордовский государственный педагогический институт имени М. Е. Евсевьева».
История становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ имени А. И. Лобачевского
В статье рассматривается история становления географического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ им. А. И. Лобачевского.
Наши возможности и перспективы. Обзор деятельности кафедры теплофизики и технической физики Казахского национального университета имени аль-Фараби
В статье авторы ведут обзор одной из сильнейших кафедр самого крупного университета Казахстана — Казахского национального университета имени Аль-Фараби, кафедры теплофизики и технической физики, физико-технического факультета.
Организация профориентационного и научного сотрудничества факультета с образовательными учреждениями Нижегородской области
Статья посвящена организации профориентационной и научно-исследовательской работы естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с учащейся молодежью Нижегородской области.
Содержание географической подготовки студентов-бакалавров на естественно-географическом факультете
В статье рассматриваются содержание и традиции высшего педагогического образования на естественно-географическом факультете Арзамасского филиала ННГУ. Делается акцент на проблемах подготовки бакалавров в области естественнонаучного образования.
Международное сотрудничество естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ с эколого-образовательными организациями Германии
В статье дан обзор международной деятельности естественно-географического факультета Арзамаского филиала ННГУ. Показано, что за последние 5-7 лет были установлены и развивались партнерские отношения между естественно-географическим факультетом и иниц...
Формирование мотивации студентов вуза к научно-исследовательской деятельности
В статье представлены результаты исследования по формированию мотивации у студентов вуза к научно-исследовательской деятельности в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования на примере опыта работы И...
Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»
В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».