Организация научно-познавательных краеведческих экскурсий по Нижегородской области для студентов естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 146 раз

Библиографическое описание:

Мельникова, А. П. Организация научно-познавательных краеведческих экскурсий по Нижегородской области для студентов естественно-географического факультета Арзамасского филиала ННГУ им. Н. И. Лобачевского / А. П. Мельникова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2911/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлена краткая характеристика природных объектов области, а также даны разработки двух научно-познавательных краеведческих экскурсий (содержание и пояснение к ним).

Ключевые слова: экскурсии, разработка и проведение экскурсий со студентами, маршрут, краеведческий характер экскурсий.

Знания о ближайшем природном окружении, истории геологического развития, социально-экономическом положении своего региона и области являются наиболее важными географическими знаниями, необходимыми в повседневной деятельности каждого человека и, в особенности, учителя географии и биологии.

Важным звеном в профессиональной подготовке будущего учителя географии являются учебные экскурсии, поскольку материал, усвоенный в процессе эмпирических наблюдений, наиболее осознан и лежит в основе формирования компетентности.

В процессе преподавания курсов «Общее землеведение» и «Геология» на естественно-географическом факультете нами накоплен значительный опыт организации и проведения экскурсионной работы со студентами.

По своему содержанию разработанные нами экскурсии являются научными и познавательными. Они сочетают данные о происхождении, состоянии основных объектов маршрута, новые научные сведения, ещё не вошедшие в вузовские и школьные учебники по географии, а также информацию о других достойных внимания объектах (природных, хозяйственных или исторических), встреченных по пути маршрута.

Целями экскурсий является знакомство студентов с наибольшим количеством природных объектов Нижегородской области в естественной обстановке.

Мы считаем, что изучать местные природные объекты, явления и процессы, реализовывать практическую и исследовательскую направленность в образовании, формировать географическое и экологическое мышление наилучшим образом можно во время экскурсий по родному краю. Опыт, приобретённый студентами в процессе экскурсионной поездки, будет востребован при организации школьного краеведческого туризма.

Экскурсии проводятся со студентами второго или третьего курса, завершившими или завершающими изучение дисциплин «Общее землеведение» и «Геология», знание которых является необходимым условием для понимания динамики процессов, запечатленных в изучаемых объектах, отложениях, рельефе и формах рельефа. Студенты уже знакомы с геологическим строением земной коры, тектоникой, литологией, рельефообразующими процессами и формами рельефа, почвами, основными природно-территориальными комплексами области, по которым проходят составленные маршруты.

Всего нами разработано шесть маршрутов экскурсий, проходящих по территории Нижегородской области. В данной статье в качестве примера приведём разработки двух научно-познавательных краеведческих экскурсий — в Старопустынский природный комплекс в долине реки Сережа и Ичалковский карьер и Ичалковский бор Перевозского района. Предлагаемые маршруты включают большой набор разнообразных по происхождению ландшафтов и объектов, некоторые из которых являются хозяйственными и историческими памятниками. Экскурсии совершаются на автобусе.

Кратко охарактеризуем объекты и достопримечательности этих экскурсий.

В Нижегородской области в силу уникальности географического положения и геологического строения нет недостатка в самых разнообразных природных объектах. Из-за значительной протяженности области с севера на юг её ландшафты расположены в четырех природных зонах. Самая северная часть лежит в южной тайге. Смешанные леса занимают левобережье Волги и правобережье Оки, а широколиственные — правобережье. На крайнем юге и юго-востоке области в лесостепной зоне встречаются значительные участки луговых степей [2].

Возвышенное Правобережье резко отличается от низменного Заволжья тектоническими движениями, геологическим строением, литологией горных пород, рельефом, климатическими условиями. Сочетание разнообразных условий обусловило формирование широкого спектра типичных, редких, реликтовых и уникальных ландшафтов, объектов и памятников природы, чрезвычайно интересных для организации научных познавательных краеведческих экскурсий.

К типичным природно-территориальным комплексам и объектам относятся леса южной тайги, смешанные и широколиственные леса, болота в понижениях зандровых равнин, пойменные луга, старичные озера, сосновые леса на песчаных дюнах Заволжской низменной зандровой равнины, карстовые формы рельефа.

К редким и уникальным объектам природы можно отнести самый высокий тектонический уступ на Русской равнине, достигающий 100 м высоты и проявившийся в высоком крутом правом коренном береге реки Волги. Именно здесь, в пределах широтного участка течения рек Волги и Оки их правые берега осложнены гигантскими оползнями. В стенках срыва обнажаются слои пермского периода и мезозоя, сложенные различными горными породами и минералами с комплексом морской фауны [3]. Благодаря тектоническим движениям положительного знака южной половины области мы можем наблюдать на дневной поверхности отложения пермского периода и мезозоя.

К редким и уникальным объектам относятся и реликты ледниковой эпохи: болота с карликовой березой в Володарском районе, участки тундро-степей в Борском, горные виды папортников в Ичалковском бору. Реликты межледниковой эпохи — водяной орех, сальвиния плавающая, распространенные в некоторых озерах области [1].

В северо-западной части Нижегородской области на территориях Ковернинского, Семеновского и Городецкого районов расположена одна из самых интересных кольцевых структур. Это уникальный геологический объект. По мнению одних ученых — это непрорвавшийся вулкан, трубка взрыва. По современным представлениям — древний кратер, образовавшийся в результате удара астероида о поверхность и носящий имя «Воротиловский выступ» или «Пучеж-Катунская астроблема» [3].

В области немало природных памятников: овеянное легендой озеро Светлояр, удивительные по красоте и происхождению Пустынские озера, известные Ичалковские и Борнуковские карстовые пещеры в известняках и гипсах, река Пьяна с необычно извилистым руслом, россыпи крупных ледниковых валунов разного петрографического состава на левобережье Волги, принесенные ледником с Балтийского щита. Многие геологические обнажения также отнесены к памятникам природы.

К интересным промышленным объектам относятся Горьковский гидроузел как инженерное сооружение, которое включает плотину, общей протяженностью около 11 км, здание ГЭС с турбинным залом, двухкамерный шлюз; гипсовая шахта и образованный при ней минералогический музей в окрестностях села Пешелань Арзамасского района. Заслуживают внимания Ичалковский карьер по добыче строительного камня с великолепным обнажением осадочных горных пород пермского возраста, песчаный карьер в районе села Слизнево Арзамасского района с множеством слоев разнозернистого промытого песка различных пород, принесённых сюда мощными реками с тогда ещё высоких Уральских гор.

Немало в области исторических и культурных объектов. Это Пушкинский музей-усадьба в селе Болдино; музей легендарного летчика В.Чкалова в городе Чкаловске; Дивеевский, Макарьевский монастырские комплексы; краеведческие музеи, старинные поместья, мемориалы и мн. др.

Одной из первых разработанных нами экскурсий стала экскурсиявСтаропустынский природный комплекс (Пустынский заказник).

Старопустынский природный комплекс расположен в долине реки Сережа. Уникальные возможности этого живописного заказника определяются обилием ландшафтов на сравнительно небольшой территории. Это лесные, озерные, болотные, карстовые, дюнные ландшафты. Их разнообразие обязано сочетанию и многообразию геологических, рельефообразующих процессов, литологических разностей, форм рельефа, создающих разнообразные сочетания экологических условий для обитания живых организмов [1].

Основная достопримечательность Пустынского природного комплекса — восемь глубоководных (до 14 метров) карстовых озер (Великое, Свято, Глубокое, Кругленькое, Паровое, Долгое, Нарбус и Карасево), связанных в единую систему руслом и протоками реки Сережа. Озера привлекают внимание необычностью своего происхождения даже для карстовых озёр, исключительной живописностью, богатством животного и растительного мира. Здесь много различных и редких объектов, форм рельефа:

— карстовые озера с реликтовыми растениями межледниковой эпохи;

— карстовые воронки;

— карстовые озера, заросшие сплавиной;

— болота в карстовых воронках;

— дюны, дюнные гряды из флювиогляциальных (водно-ледниковых) песков;

— водно-ледниковые пески с обилием гальки, гравия и редких теперь валунов различного петрографического состава;

— сосняки-беломошники на древних дюнных буграх;

— трещины срыва на берегах Пустынских озер;

— подзолистые почвы с мощным горизонтом вымывания под сосняками на эоловых буграх.

План экскурсии:

1. Знакомство с отложениями пермского возраста в обнажении около села Пустынь.

2. Рассматривание среднеплейстоценовой песчаной толщи, прислоненной к глинам, и накопившихся в приледниковом озере во время деградации оледенения.

3. Осмотр свежего карстового провала, старых карстовых воронок и логов в окрестностях села Чернуха.

4. Осмотр трещин срыва, заложенных в плотных известняках при образовании карстовых провалов Пустынских озёр, на берегу протоки из озера Свято в озеро Великое.

5. Посещение карстовой воронки с озером, заросшим сплавиной.

7. Осмотр дюн и дюнных гряд с сосняками-беломошниками.

8. Изучение слоёв подзолистой почвы рядом сселом Старая Пустынь.

9. Знакомство и сбор коллекции минералов и горных пород в песчаных водно-ледниковых отложениях на северной оконечности села Старая Пустынь (в 150 метрах к западу от водонапорной башни).

Содержание экскурсии и пояснения:

1. Начало экскурсии пролегает по шоссе Арзамас — Нижний Новгород до поворота долину реки Сережа. На этом участке дороги хорошо прослеживается зависимость рельефа местности от тектоники. Днища долин и их водоразделы простираются в широтном направлении согласно положению основных тектонических структур (блоков, разломов), поэтому дорога идущая, перпендикулярно их направлению, то резко опускается в долины, то круто поднимается на водоразделы.

2. В обнажении отложений пермского периода около села Пустынь вскрываются пестроцветные глины с прослоями палыгорскита, включениями кристаллов кальцита и гипса. Эти отложения накапливались в лагунных условиях жаркого климата более 200 млн. лет назад. Наша территория (и в целом, Восточно-Европейская равнина) в составе единого материка Пангея располагалась в тропических широтах. Отсюда и ярко рыжий цвет глин, окрашенных оксидами железа — показателя жарких условий. Глины и минералы исследуем 10 % раствором соляной кислоты. Их активное вскипание — доказательство жарких и сухих климатических условий времени формирования отложений.

3. Слева к исследованному обнажению прислонена толща слоистых песков, высотой 25 м над уровнем современных Пустынских озёр. Они очень молодые. Накопились во второй половине плейстоцена. Накопление песков происходило в древнем приледниковом Пра-Пустынском озере, которое образовалось перед ледяной плотиной в период распада Днепровского оледенения. Толщина песков превышает современный уровень воды Пустынских озёр на 25–30 метров. Пра-Пустынское озеро возникло в результате карстового процесса в долине реки Сережа на месте обширных приледниковых озер. Почти неминерализованная вода тающих льдов способствовала интенсивному растворению неглубоко залегающих здесь известняков. Пра-Пустынское озеро расширяющимся клином выходило за пределы западных границ области на месте нижнего течения Тёши. Образование и существование Пра-Пустынского озера отвечает по времени существованию гигантским приледниковым озерам Заволжья и Мещеры, на месте которых впоследствии сформировались обширные зандровые равнины. В результате прорыва озера накопившиеся пески были размыты, особенно на дне долины Серёжи [4–5].

Пески зандровых равнин перевевались, формируя эоловый рельеф (дюнные холмы, дюнные гряды и котловины выдувания). Мы их увидим далее по маршруту в селе Старая Пустынь. Дюнные холмы впоследствии поросли сосновыми борами, а котловины выдувания сначала были заняты озёрами, затем болотами.

4. На восточных берегах Пустынских озер много трещин срыва и небольших пещер. В них обнажаются плотные известняки пермского времени. Трещины образовались попутно при формировании крупных карстовых провалов, которые впоследствии заполнились водой.

5. Сразу за мостом справа от дороги, ведущей в село Старая Пустынь, осматриваем несколько болот, сформировавшихся в карстовых воронках. Их особенность состоит в том, что лежат они среди дюн и дюнных гряд. Высота некоторых дюн и дюнных гряд составляет 7–11 метров. Поверхность некоторых болот — сплавина, состоящая из корней современных и отмерших растений. Фактически некоторые болота можно назвать озерами со сплавиной. Она настолько мощная, что по ней можно ходить (для страховки по выстланной гати). Помимо болотных растений в растительном покрове сплавины присутствуют и чахлые деревья.

6. Во время движения по берегам озера Великое и Кругленькое обращаем внимание на округлую форму некоторых заливов и их крутые склоны, что свидетельствует о продолжающемся карстовом процессе и молодости карстового рельефа.

7. Несколько глубже толщи навеянных песков в какой-либо выемке (например, вдоль дороги) или на распаханном поле в песчаных водно-ледниковых отложениях встречается большое количество гальки и небольших валунов различных минералов и горных пород, принесенных сюда ледником со Скандинавии. Имея при себе небольшую лопатку или совок для рыхления песков, можно собрать небольшую коллекцию.

При необходимости во время экскурсии студенты могут выполнять следующие задания: сделать фото обнажения; определить глубину карстовой воронки, трещин срыва; измерить высоту дюны; подсчитать количество и мощность почвенных горизонтов в подзолах; измерить толщину сплавины; собрать небольшую коллекцию минералов и горных пород и др.

Большой популярностью среди наших студентов пользуется другая разработанная нами экскурсия — экскурсия в Ичалковский бор (заказник) и Ичалковский карьер.

Ичалковский бор находится в 1,5 км от села Ичалки Перевозского района. Это живописный и своеобразный уголок нашей области. Его еще называют горно-таежным островом в степной оправе. Этот уникальный ботанико-геологический памятник природы находится в Сергачском степном районе (Межпьянье). Лесной массив со скалистыми обнажениями известняка, как будто перенесен на Русскую равнину из горных стран [1].

Ботанико-географический анализ флоры бора позволяет предположить, что он возник в позднеледниковое время и обязан своим происхождением положению на Межпьянской возвышенности и сильной закарстованности территории (до 65 %) с пещерами, подземными озерами, провалами, длинными трещинами срыва, обнажениями известняков, поросших в тенистых местах редкими таежными и горными видами папоротников — реликтами последней ледниковой эпохи. Сильная закарстованность территории связана с близостью к поверхности растворимых горных пород карбонатного ряда [1].

Известно более тысячи карстовых провалов. Вертикально обрывающиеся скалистые стенки придают Ичалковскому бору экзотический вид.

Здесь произрастают лесостепные и дубравные, таежные и горные реликтовые, редчайшие и редкие представители флоры. Наряду с обитателями дубрав, такими как дуб, липа, копытень европейский и др., встречаются таежные виды — ель, кислица, брусника, черника. И рядом с ними — южные растения лесостепи: вишня степная, живучка женевская, ластовень степной. В Ичалковском бору найдены типичные горные виды папоротников, несколько редких мхов, представителей северных и горных видов.

План экскурсии:

1. Знакомство в Ичалковском карьере со строением осадочного чехла земной коры у поверхности.

2. Посещение Ичалковского бора и знакомство с его природными достопримечательностями.

3. Поиск кристаллов розового гипса в глинах пермского возраста в старом Ичалковском карьере.

Содержание экскурсии и пояснения:

1. По пути в карьер и заказник из окна автобуса обращаем внимание студентов на смену типов почв по мере продвижения на юг. Осматриваем долину реки Пьяна, её извилистое русло, множество балок. Последние особенно впечатляют крутыми бортами и глубиной вреза в устьевой части при выходе в пойму реки Пьяна. Ещё в автобусе ведётся рассказ о происхождении реки, её названии. Протекая по закарстованному району, Пьяна изначально зародилась как водоток, соединявший своим руслом многочисленные карстовые провалы, озёра с переливающейся за борта водой во время половодий, образуя многочисленные крутые извилины. Первоначально река выглядела как серия карстовых озёр, соединённых водотоком. За такую исключительную извилистость она и получила своё название. Со временем, когда карстовый процесс перешёл в зрелую стадию, образование новых провалов на днище долины закончилось или резко сократилось.

2. По пути маршрута недалеко от села Сосновка Вадского района делаем остановку на краю поля у памятного знака — постамента с установленным на нём пропеллером самолета. Здесь в годы Великой Отечественной войны размещался запасной аэродром женского авиаполка под командованием Героя Советского Союза В. Гризодубовой. Отважные лётчицы летали на ночные бомбометания по врагу. Многие из них были удостоены звания Герой Советского Союза.

3. Знакомимся в Ичалковском карьере со строением осадочного чехла. Здесь вскрываются следующие слои пермского возраста: ярко-рыжие глины с прослоями гипса, кальцита, возможно палыгорскита мощностью 10–14 (сейчас уже до 38 м), ниже залегают плотные серые доломитизированные известняки, известняки — ракушечники, доломиты мощностью до 15–17 м, а еще ниже — белые гипсы и голубые ангидриты (они вскрываются на дне карьера, их не добывают).

В пермском периоде Восточно-Европейская равнина в составе гиперматерика Пангея располагалась в тропических широтах. Известняки-ракушечники накапливались на дне мелководного тёплого тропического моря. При высоких температурах в мелководном обширном заливе накапливались и гипсы, выпадая в осадок из насыщенного раствора.

В карьере добывают строительный камень из доломита и известняка. Из них можно изготавливать также доломитовую муку для повышения плодородия кислых подзолистых почв. В карьере работают мощные экскаваторы и самосвалы. Карьер являет собой образец рационального природопользования. Здесь обязательной является рекультивация отработанных площадей.

4. В 200 метрах от карьера расположен старый карьер, где в ярко-оранжевых глинах пермского возраста (230–240 млн. лет) встречаются кристаллы оранжево-розового гипса весьма редкой формы в виде двойных лепешкообразных сростков диаметром от 5–7 см до 30–35 см. Форма кристаллов в разрезе напоминает хризантему. Гипсовые кристаллы выросли в глинах, насыщенных солями гипса за много миллионов лет.

5. Экскурсия по Ичалковскому бору включает посещение пещер, осмотр трещин срыва, карстовых логов, воронок, вертикальных скальных (известняковых) стенок. Сильная закарстованность территории Ичалковского бора обусловлена отсутствием бронирующего глинистого горизонта сверху и выходом на дневную поверхность карстующихся известняков и гипсов. Прежде, чем объяснить этот факт, студентам предлагается ответить на вопрос: Почему на небольшом расстоянии (около 2–2,5 км) между Ичалковским карьером и бором такая разница? В первом случае нет карста, в другом -- сильное его проявление? Ответ студентов: «Карстующиеся породы вышли на дневную поверхность в результате подъёма локального участка земной коры тектоническими движениями и последующего сноса покрывающих глин водной и ледниковой эрозией во время первых плейстоценовых оледенений».

Во время посещения (с большими предосторожностями) «Ледяной пещеры» обращаем внимание на иней на стенках и лёд на дне пещеры даже летом. Объяснения должны быть сделаны студентами.

6. На обратном пути (в Арзамас возвращаемся другой дорогой) пересекаем Межпьянскую возвышенность, с которой открывается великолепная панорама на долину Пьяны и перспективу.

Во время этой экскурсии студенты могут выполнять следующие задания: сделать фото обнажения, карьера или карстового ландшафта; собрать небольшую коллекцию известняков-ракушечников; определить глубину карстового провала и др.

Считаем, что экскурсионная форма работы со студентами, организуемая нами, весьма эффективна. Об этом свидетельствуют их многочисленные положительные отзывы, высокая результативность сдачи зачетов и экзаменов. Многие выпускники, став учителями географии, также организуют учебные экскурсии со своими учениками.

Литература:

  1. Баканина Ф. М. Заповедные места Нижегородской области / Ф. М. Баканина, Е. В. Лукина и др.– Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991.– 230 с.
  2. География Нижегородской области. — Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1991.– 207 с.
  3. Кулинич Г. С. Геологические путешествия по Горьковской земле / Г. С. Кулинич, Б. И. Фридман.– Горький: Волго-Вятское издательство, 1990. — 192 с.
  4. Мельникова А. П. Об особенностях образования самых крупных карстовых озёр Нижегородской области // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. Сборник материалов 12 Международной научно-практической конференции.– Новосибирск. 2014. — С. 8–12.
  5. Мельникова А. П. О границе Днепровского оледенения на территории Нижегородской области /А. П. Мельникова // Актуальные проблемы современной географии: научные и образовательные аспекты. — Нижний Новгород, 2010.– С. 30–35.
Основные термины (генерируются автоматически): Ичалковский бор, Ичалковский карьер, озеро, пермский возраст, экскурсия, долина реки Сережа, Нижегородская область, пермский период, Старая Пустынь, форма рельефа.

Ключевые слова

экскурсии, маршрут, разработка и проведение экскурсий со студентами, краеведческий характер экскурсий

Похожие статьи

Методика организации курса краеведения в школе: о природно-рекреационном потенциале Алакольского района Казахстана

В данной статье проанализированы методические особенности и потребности организации курса краеведения в школах, отмечена значимость и педагогические и практические особенности этого курса для нашей страны, даны научно обоснованные теоретические опред...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...

Рекреация и развитие туризма в селе Аношкино

В статье приведено углубленное изучение своей местности с целью оценивания туристическо-рекреационных ресурсов для привлечения туристов и отдыхающих, на основе собранных данных изучения определенных объектов, входящих в туристко-рекреационный маршрут...

Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей

В данной статье приведены методические рекомендации по организации и проведению лекционных занятий. Также в статье даётся краткая характеристика проведения лекции с применением технических средств обучения и комплекта слайдов.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Первые зоологические экспедиции студентов факультета (в статье использованы воспоминания Ю. М. Антонова и А. Л. Каменецкого)

В статье представлены воспоминания участников первых экспедиций студентов биолого-химического факультета на реках Алатырь и Сережа, состоявшихся в 1969 и 1970 годах.

Организация исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района Нижегородской области

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности. Проводился анализ реализации пр...

Похожие статьи

Методика организации курса краеведения в школе: о природно-рекреационном потенциале Алакольского района Казахстана

В данной статье проанализированы методические особенности и потребности организации курса краеведения в школах, отмечена значимость и педагогические и практические особенности этого курса для нашей страны, даны научно обоснованные теоретические опред...

Методика проведения курса по выбору «Решение задач с экономическим содержанием» для учащихся 10-го класса

В статье освещаются общие вопросы постановки математических курсов по выбору; рассматриваются такие аспекты как история возникновения и развития школьных факультативных занятий; цели проведения таких занятий; приведены критерии отбора содержания тако...

Математический кружок «Наглядная геометрия» для учащихся 7 класса как средство привития интереса к изучению курса геометрии

В статье рассматриваются вопросы, связанные с организацией и проведением математического кружка для семиклассников по теме: «Наглядная геометрия». Рассматриваются цели и задачи кружка, представлено календарно-тематическое планирование.

От первых наблюдений к большим открытиям: организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся разных возрастных групп на Станции юных натуралистов

В статье представлен опыт организации непрерывного естественнонаучного и экологического образования детей в условиях учреждения дополнительного образования с акцентом на исследовательскую и проектную деятельность.

Методические аспекты проведения экологических экскурсий в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматриваются возможности организации экскурсий в учебно-воспитательном процессе по «Основам безопасности жизнедеятельности» на примере проведения экологической тропы; представлены результаты констатирующего эксперимента; методические аспе...

Рекреация и развитие туризма в селе Аношкино

В статье приведено углубленное изучение своей местности с целью оценивания туристическо-рекреационных ресурсов для привлечения туристов и отдыхающих, на основе собранных данных изучения определенных объектов, входящих в туристко-рекреационный маршрут...

Организация и проведение лекционных занятий для энергетических специальностей

В данной статье приведены методические рекомендации по организации и проведению лекционных занятий. Также в статье даётся краткая характеристика проведения лекции с применением технических средств обучения и комплекта слайдов.

Дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания

В данной статье рассмотрены дидактические возможности начального естествознания в процессе эколого-краеведческого воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эколого-краеведческого воспитания на уроках «Окружающий...

Первые зоологические экспедиции студентов факультета (в статье использованы воспоминания Ю. М. Антонова и А. Л. Каменецкого)

В статье представлены воспоминания участников первых экспедиций студентов биолого-химического факультета на реках Алатырь и Сережа, состоявшихся в 1969 и 1970 годах.

Организация исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района Нижегородской области

В статье проводится оценка организации исследовательской деятельности краеведческой направленности в практике работы школ Ардатовского района. Были проанкетированы учителя школ по вопросам краеведческой направленности. Проводился анализ реализации пр...

Задать вопрос