Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС
Авторы: Новикова Марина Алексеевна, Воронцова Наталья Ивановна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 341 раз
Библиографическое описание:
Новикова, М. А. Использование ситуативного подхода к построению урока биологии по ФГОС / М. А. Новикова, Н. И. Воронцова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 57-58. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2915/ (дата обращения: 19.12.2024).
Психологи отмечают, что ситуативное обучение является начальным моментом мышления, источником творческого искания. Мотивация или познавательная потребность возникает у учащихся в том случае, когда они не могут достичь цели с помощью известных им способов действия, знаний. Эта познавательная потребность является «двигателем» в обучении. В нашей школе мы используем ситуативный подход обучения, который становится современным в наше время. Актуальность данной проблемы возрастает, и с этой проблемой возрос спрос научно-методического сопровождения реализации естественнонаучного образования в школе.
Ключевые слова: цель образования, организационная структура, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обучения.
Цель российского образования на современном этапе развития школы заключается в формировании и развитии знаний учащихся, умений самостоятельно ставить учебные задачи, формировать пути их решения, следить за процессом и оценивать полученные результаты.
В результате изменений целей в обучении поменялись задачи и профессионально-педагогической деятельности учителя. В разряд наиболее важных функций деятельности учителя в области естественнонаучного образования вышла функция проектирования, связанная с разработкой индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся.
Разработка индивидуальных маршрутов дает возможность расширить поле образовательного выбора каждого ученика, выбрать формы освоения знаний, по-другому сгруппировать полученные знания. Это требует от учителя использования новой организационной структуры процесса бучения, в основе которого лежит ситуативный подход. Суть данного подхода заключается в обучении через практику, построении урока на основе полноценного разноуровневого диалога, который строится на анализе собственных наблюдений, выводов обучающихся [3].
Его использование предполагает изменение организационной структуры урока, в которой более четко расставляются акценты на изменение постановки цели урока, к формулировке которой обязательно привлекаются ученики. При этом серьезной переработки требует содержание изучаемого материала, предполагающее существенное расширение фактического материала и придания ему проблемно-поисковой направленности. С учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования к структуре современного урока особо тщательно должны быть прописаны результаты и качество обучения учащихся [2]. По мере возможности задания для оценки достижения предметных, метапредметных и личностных результатов изучения темы урока должны быть дифференцированы.
Каждый компонент урока строится индивидуально и может меняться в зависимости от содержания урока, уровня учебных возможностей учащихся конкретного класса. Использование данного подхода позволяет учителю выбрать различные технологии, разнообразное сочетание методов и приемов формирования универсальных учебных действий, адресно развивать способности учеников, формировать у них умения самостоятельного принятия решения, свободу его выбора.
Ситуативный подход обеспечивает возрастание роли и значения мотивации учеников на учение. Мы в опыте нашей деятельности учителей биологии МБОУ СШ № 3 города Арзамаса исходим из того, что знания каждого ученика должны быть востребованы им сразу же после окончания урока, а не когда-либо, по истечении определенного времени. Поэтому стремимся к тому, чтобы у каждого из наших учеников была личная мотивация к изучению темы каждого урока. Для кого-то — это знания, необходимые для сохранения и укрепления собственного здоровья, для кого- то — знания, нужные при уходе и содержании разнообразных домашних питомцев (у многих наших учеников дома есть кошки, собаки, попугайчики, рыбы, кролики, мыши, улитки. Многие ученики занимаются комнатным цветоводством). Кто-то из учащихся интересуется живописью и по окончании урока делает эскизы изученных биологических объектов. Многих учеников мотивирует на изучение нового материала физические возможности изучаемых объектов.
Ситуативное обучение мы реализуем при работе с учениками 7–9 классов. В этих классах мы организуем, как правило, командную работу. При изучении нового материала класс делится на 4 группы. При этом состав каждой группы не превышает 7–8 человек. Такое количество учеников в каждой группе оптимально при организации их познавательной деятельности. В каждой группе учителем назначается старший. Впоследствии это делают сами ученики. Каждая команда получает общее задание, суть которого заключается в выдвижении своих гипотез в решении ключевых вопросов урока. При выполнении этого задания мы используем разнообразные приемы ситуативного обучения.
1 прием — диалог, побуждающий к выдвижению гипотез.
Пример по биологии 8 класса по теме «Ткани и органы»: Можно ли сказать, что строение органа зависит от его функции? Что образуют органы, выполняющие общую функцию?
2 прием — столкновение различных мнений.
Учитель сталкивает разные мнения своих учеников, а не предлагает детям чьи-то чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Пример задания по биологии на тему: «Анализаторы слуха и равновесия»: Предложите схему, как исправить близорукость и дальнозоркость.
3 прием — практическое задание не сходное с предыдущими.
Учитель дает практическое задание, с которым ученики до настоящего момента не сталкивались. Каждая экспертная группа имеет упаковки от продуктов питания, на которых указана энергетическая ценность данного продукта.
1 группа: Определить энергетическую ценность сметаны.
2 группа: Посчитайте, какое количество энергии потратит человек после 30 мин. катания на лыжах, если частота сердечных сокращений 120 ударов в минуту.
3 группа: Определите энергетическую ценность геркулеса.
4 группа: Определите, какова энергетическая ценность пищи в состав которой входит:
Второе блюдо:
картофель пюре — 200 г
мясо коровье — 50 г
масло сливочное — 5 г
салат из свежей капусты — 100 г.
При такой организации учебного процесса меняется и наш функционал как учителя. Мы превращаемся в архитектора создания новых знаний наших учеников. Мы несем ответственность за деятельностью учащихся и за качество ученической работы, за успешную реализацию программы самостоятельного добывания новых знаний и видов деятельности. Одновременно с этим нарабатывается учебно-методическое обеспечение нашего предмета.
Все это, по нашему мнению, обеспечивает новые возможности для профессионального роста нас, как школьного педагога, что созвучно требованиям профессионального стандарта [1].
Литература:
- Профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образовании) (воспитатель, учитель)» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544 н).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. — М.: Просвещение, 2011.
- http://imc-peterhof.spb.ru/stati/materialy/nauchno-metodicheskoe-soprovozhdenie-estestvennonauchnogo-obrazovaniya-v-usloviyakh-realizatsii-fgos
Ключевые слова
организационная структура, цель образования, ситуативное обучение, командное обучение, учитель – «архитектор», приемы ситуативного обученияПохожие статьи
Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека и...
Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы
Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Применение игровых технологий в преподавании химии
В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии
В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...
Исследование творческого мышления в отечественной психологии
Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...
Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...
Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения явля...
Похожие статьи
Использование технологии проблемного обучения в преподавании курса основы безопасности жизнедеятельности
Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека и...
Развитие творческих качеств у учителей для совершенствования педагогической системы
Творческие качества являются одним из самых ценных навыков обучения в XXI веке. Развитие творческих способностей считалось необходимым для эффективного обучения. При разных подходах к ее изучению креативность определялась как результат, как процесс, ...
Способы повышения мотивации на уроках иностранного языка
Данная статья раскрывает понятие «мотивация в обучении», которое в современном мире актуально как никогда. Объёмы информации растут год от года и поэтому требования к ученикам в школах и студентам в вузах также молниеносно меняются. Задача педагога н...
Применение игровых технологий в преподавании химии
В современной ситуации особенно актуальными задачами образования становятся адаптация студентов к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения ими программ профессионального образования. Реализация этих целей возмо...
Компетентностные задания на уроках русского языка в начальной школе как средство реализации системно-деятельностного подхода
В данной статье рассматриваются различные виды компетентностных заданий, которые мотивируют интерес к самостоятельному приобретению знаний. Предлагаются конкретные приемы работы с учащимися, к которым относятся задания на формирование познавательной ...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Интеллектуальная готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии
В рамках настоящей статьи автор изучает интеллектуальную готовность к школьному обучению как предмет исследования в психологии. В начале исследования, автором определена его актуальность, обозначена сущность готовности ребенка к школьному обучению в ...
Исследование творческого мышления в отечественной психологии
Важную роль в современном мире занимает креативное мышление. Его требуется применять в различных сферах: создание нового продукта, за-пуск проекта, обучение, решение сложных вопросов Креативное мышление часто отождествляют с понятие творческое мышлен...
Проектная деятельность при изучении физики как способ повышения мотивации обучающихся
В статье автор рассматривает проблему развития универсальных учебных действий при использовании современных образовательных технологий на уроках физики. Раскрывает эффективность формирования универсальных учебных действий (УУД), через использование с...
Организации урока в рамках системно-деятельностного подхода
Системно-деятельностный подход — методологическая основа стандартов основного общего образования нового поколения. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения явля...