Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 368 раз

Библиографическое описание:

Романова, А. А. Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы / А. А. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2919/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье представлен анализ одиннадцати рабочих программ курса биологии основной школы. Выявлены реальные возможности углубленного изучения биологии животных. Установлено практически полное отсутствие экспериментальных работ с живыми животными.

Ключевые слова: углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными.

Проблема углубленного изучения биологии в курсе средней школы очень актуальна в связи с возрастанием роли биологических знаний в повседневной жизни современного человека, обусловленными новейшими достижениями биологической и смежной с ней наук. Для школьников, сдающих биологию в качестве выпускного экзамена, курс биологии базового уровня изучения на старшей ступени общеобразовательной школы является недостаточным. Поэтому так важно углубленное изучение биологии различных царств живой природы, животных в том числе, осуществляемое в основной школе.

Углубленное изучение животных обеспечивает существенное расширение общебиологических знаний школьников, систематизацию зоологических знаний, возможность более наглядного практикориентированного изучения биологии животных и работы живого организма, формирование системы универсальных учебных действий, организацию проектной деятельности, достижение образовательных результатов изучения биологии — требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).

Изучение животных в основной школе в условиях реализации ФГОС осуществляется в разных классах по разным вариантам учебных программ по биологии (линейным или концентрическим). Их большое количество порождает существенные сложности в работе школьных учителей биологии в связи с отсутствием полной комплектации учебно-методических комплексов.

С целью выявления возможностей углубленного изучения биологии животных, мы проанализировали 11 рабочих программ курса биологии основной школы [1–11].

Их анализ позволил установить, что имея в целом комплексный характер, так как включают основы различных биологических наук о животных — морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, палеонтологии, биогеографии, этологии и других отраслей современной биологической науки, они, тем не менее, характеризуются практически полным отсутствием экспериментальных (практических, лабораторных работ, демонстрационных опытов, фенологических наблюдений) видов работ с живыми животными.

Причинами такого положения дел, по нашему мнению, является следующее:

- аспекты биоэтики (невозможность проведения так называемых «острых» опытов с живыми животными);

- сложности содержания многих животных в уголках живой природы;

- сложности финансирования в школах содержания уголков живой природы;

- отсутствие заинтересованности учащихся в углубленном изучении биологии животных организмов;

- отсутствие заинтересованности в этой работе со стороны самого школьного учителя.

Привлечь внимание учащихся к изучению зоологических объектов, по нашему мнению, возможно при организации внеурочной деятельности школьников, том числе, учреждениях дополнительного образования. Это составляет предмет нашего исследования в рамках обучения на магистерской программе «Биология в новой образовательной практике». Являясь педагогом МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области, работаем над темой «Углубленное изучение биологии животных в курсе биологии основной школы». В наших ближайших планах — экспериментальная апробация программы внеурочной деятельности по экспериментальному изучению биологии позвоночных животных.

Литература:

  1. Рабочая программа к учебнику А. А. Плешакова, Э.Л.. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: 000 «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
  2. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 32 с.
  3. Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 7 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 64 с.
  4. Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. – 56 с.
  5. Рабочая программа к учебнику Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Вектор» /авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 32 с.
  6. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
  7. Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. С. Н. Шестакова. — М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
  8. Рабочая программа по биологии. 6 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 40 с.
  9. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 201. – 64 с.
  10. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2016. – 80 с.
  11. Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 64 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основная школа, Углубленное изучение биологии животных, живая природа, животное, курс биологии, полное отсутствие, работа, рабочая программа курса биологии, углубленное изучение биологии.

Ключевые слова

углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными

Похожие статьи

Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса

В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.

Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе

В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе

В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.

Похожие статьи

Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса

В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.

Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе

В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии

В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...

Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики

В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...

Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище

Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...

Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования

В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...

Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии

В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях

Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...

Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе

В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.

Задать вопрос