Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы
Автор: Романова Александра Алексеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 368 раз
Библиографическое описание:
Романова, А. А. Возможности углубленного изучения животных в курсе биологии основной школы / А. А. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 86-87. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2919/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье представлен анализ одиннадцати рабочих программ курса биологии основной школы. Выявлены реальные возможности углубленного изучения биологии животных. Установлено практически полное отсутствие экспериментальных работ с живыми животными.
Ключевые слова: углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животными.
Проблема углубленного изучения биологии в курсе средней школы очень актуальна в связи с возрастанием роли биологических знаний в повседневной жизни современного человека, обусловленными новейшими достижениями биологической и смежной с ней наук. Для школьников, сдающих биологию в качестве выпускного экзамена, курс биологии базового уровня изучения на старшей ступени общеобразовательной школы является недостаточным. Поэтому так важно углубленное изучение биологии различных царств живой природы, животных в том числе, осуществляемое в основной школе.
Углубленное изучение животных обеспечивает существенное расширение общебиологических знаний школьников, систематизацию зоологических знаний, возможность более наглядного практикориентированного изучения биологии животных и работы живого организма, формирование системы универсальных учебных действий, организацию проектной деятельности, достижение образовательных результатов изучения биологии — требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (ФГОС ОО).
Изучение животных в основной школе в условиях реализации ФГОС осуществляется в разных классах по разным вариантам учебных программ по биологии (линейным или концентрическим). Их большое количество порождает существенные сложности в работе школьных учителей биологии в связи с отсутствием полной комплектации учебно-методических комплексов.
С целью выявления возможностей углубленного изучения биологии животных, мы проанализировали 11 рабочих программ курса биологии основной школы [1–11].
Их анализ позволил установить, что имея в целом комплексный характер, так как включают основы различных биологических наук о животных — морфологии, анатомии, физиологии, систематики, экологии, палеонтологии, биогеографии, этологии и других отраслей современной биологической науки, они, тем не менее, характеризуются практически полным отсутствием экспериментальных (практических, лабораторных работ, демонстрационных опытов, фенологических наблюдений) видов работ с живыми животными.
Причинами такого положения дел, по нашему мнению, является следующее:
- аспекты биоэтики (невозможность проведения так называемых «острых» опытов с живыми животными);
- сложности содержания многих животных в уголках живой природы;
- сложности финансирования в школах содержания уголков живой природы;
- отсутствие заинтересованности учащихся в углубленном изучении биологии животных организмов;
- отсутствие заинтересованности в этой работе со стороны самого школьного учителя.
Привлечь внимание учащихся к изучению зоологических объектов, по нашему мнению, возможно при организации внеурочной деятельности школьников, том числе, учреждениях дополнительного образования. Это составляет предмет нашего исследования в рамках обучения на магистерской программе «Биология в новой образовательной практике». Являясь педагогом МБУ ДО «Станция юных натуралистов» города Саров Нижегородской области, работаем над темой «Углубленное изучение биологии животных в курсе биологии основной школы». В наших ближайших планах — экспериментальная апробация программы внеурочной деятельности по экспериментальному изучению биологии позвоночных животных.
Литература:
- Рабочая программа к учебнику А. А. Плешакова, Э.Л.. Введенского. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: 000 «Русское слово – учебник», 2012. – 32 с.
- Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Вектор» / авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 32 с.
- Рабочая программа к учебнику Е. Т. Тихоновой, Н. И. Романовой «Биология». 7 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 64 с.
- Рабочая программа к учебнику Т. А. Исаевой, Н. И. Романовой «Биология». 6 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2012. – 56 с.
- Рабочая программа к учебнику Э. Л. Введенского, А. А. Плешакова «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Вектор» /авт.-сост. С. Н. Новикова, Н. И. Романова. — 2-е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. – 32 с.
- Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2015. – 48 с.
- Рабочая программа по биологии. 5 класс / Сост. С. Н. Шестакова. — М.: ВАКО, 2015. – 32 с.
- Рабочая программа по биологии. 6 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 40 с.
- Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 201. – 64 с.
- Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. О. В. Иванова. — М.: ВАКО, 2016. – 80 с.
- Рабочая программа по биологии. 7 класс / Сост. В. Н. Мишакова. — М.: ВАКО, 2016. – 64 с.
Ключевые слова
углубленное изучение биологии животных, анализ рабочих программ, экспериментальные работы с живыми животнымиПохожие статьи
Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса
В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики
В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...
Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище
Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...
Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования
В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях
Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...
Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе
В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.
Похожие статьи
Алгоритм разработки оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса
В статье исследуется проблема оценивания предметных результатов обучения биологии. Авторами предложен алгоритм создания оценочных средств предметных результатов изучения курса биологии 7 класса.
Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Использование метода проектов при изучении ботанической составляющей школьного курса биологии
В статье раскрыты особенности использования метода проектов при изучении школьной биологии в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования. Акцент сделан на использовании данного метода в ур...
Развитие пространственных представлений у младших школьников на уроках математики
В статье ведётся исследование общих аспектов развития пространственных представлений у младших школьников на уроках математики, также представлены подходы к понятию «геометрический материал», рассмотрены основные компоненты использования геометрическ...
Постановка проблемы реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище
Данная статья посвящена проблеме реализации военного компонента на уроках физики в кадетском училище. В статье определены основные цели и задачи уроков физики в кадетском училище. В рамках данной статьи выявляются проблемы, связанные с реализацией во...
Возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики в условиях дополнительного образования
В данной статье рассматриваются возможности развития творческого потенциала личности младших школьников средствами ментальной арифметики. Произведен краткий экскурс в историю методики, а также описаны результаты зарубежных исследований. Описаны педаг...
Формирование естественно-научной грамотности учащихся на уроках биологии
В статье описано значение естественно-научной грамотности в формировании различных компетенций у учащихся, а также представлен пример системы заданий для формирования функциональной грамотности на уроках биологии.
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Особенности формирования у школьников математической культуры в современных условиях
Данная статья раскрывает особенности формирования у школьников V–IX классов математической культуры в современных условиях. Определены направления формирования математической культуры в основной школе. Теоремы с доказательствами рассмотрены как одно ...
Особенности применения метода полного физического реагирования при обучении английскому языку в начальной школе
В статье рассматриваются принципы обучения иностранным языкам обучающихся младшего школьного возраста. Проанализированы теоретические и практические аспекты применения метода полного физического реагирования.