Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.

Дата публикации: 28.11.2017

Статья просмотрена: 356 раз

Библиографическое описание:

Харитонова, С. С. Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2921/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.

Ключевые слова: метапредметные результаты обучения биологии основной школы, универсальные учебные действия.

ФГОС основного общего образования изменяет подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Это выражается в возрастании роли данного вида деятельности в достижении трех групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Каждая из обозначенных групп результатов имеет свою специфику, обусловленную широким спектром видов деятельности, которые формирует проектная деятельность. Особо существенно результативность проектной деятельности выражается в метапредметных результатах, которые представляют собой «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями» [3]. Достижение метапредметных результатов в с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы основного образования [2] обеспечивается именно через организацию проектной деятельности, в том числе индивидуального характера. Это существенное отличие проектной деятельности, реализуемой в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), так как накопленный школами страны опыт проектной деятельности в предшествующие года, как правило, носил коллективный характер исполнения.

Кроме этого, ФГОС акцентирует внимание школьных учителей на необходимость формирования опыта проектной деятельности в основном во время урока, что отличает проектную деятельность прошлых лет, когда этот вид деятельности носил преимущественно внеурочный, внеклассный характер [1].

Проектная деятельность, соответствующая ФГОС, обеспечивает достижение широкого спектра УУД.

Так, на этапе выбора темы, формулировки целей и задач будущего небольшого собственного исследования у ученика развивается умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.

На этапе планирования исследования формируется умение планировать самостоятельно пути достижения цели и выбирать способы решения познавательных задач.

Во время работы с теоретическим материалом школьник учится определять понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать, овладевает навыками смыслового чтения. При поиске информации в настоящее время ребенок активно использует информационные технологии, что способствует формированию его ИКТ-компетентности. Затем собранная и отобранная информация оформляется в виде теоретической основы проекта – происходит совершенствование у ребенка способности выражать в письменной речи мысли и умозаключения, овладение монологической контекстной речью.

Следующим этапом в организации работы над учебным проектом является проведение собственного эксперимента или выполнение творческого задания, направленного на получение субъективно новых для ребенка знаний и создание продукта его самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. На этом этапе формируется умение соотносить свои действия с планируемым результатом, контролировать и корректировать свои действия в зависимости от ситуации, работать индивидуально и в группе.

Для представления полученной информации школьник использует знаково-символические средства, средства ИКТ, совершенствует свое владение письменной речью.

При формулировке выводов школьник учится строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, демонстрирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.

Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирование и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его [3].

Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания [2].

Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем выявить отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС (Таблица )

Таблица

Отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС

№ п/п

Сравниваемый признак

ГОС

ФГОС

1

количество участников

коллективный

индивидуальный коллективный

2

время проведения

чаще внеклассная работа

на уроке,

во внеурочной деятельности

3

позиция ученика

исполнитель

активный участник

4

роль учителя

организационная

консультативная

Знание специфики проектной деятельности по ФГОС требует иного методического инструментария ее реализации, в основу которого будет положена организация проектной работы не только вне урока, но и на самом уроке, а также вовлечение в проектную деятельность каждого ученика и создание условий для его активной самостоятельной творческой деятельности, в которой учитель лишь направляет исследовательскую деятельность учеников.

Литература:

  1. Марина А.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В. Новаева // Биология школе. – 2014. – №5. – С. 16-25.
  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Система ГАРАНТ: Адрес доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4z5t3q7
Основные термины (генерируются автоматически): проектная деятельность, основная школа, вид деятельности, контекст требований, смысловое чтение, умение, широкий спектр, школьный курс биологии.

Ключевые слова

универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения биологии основной школы

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Метапредметные связи на уроках информатики

Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...

Применение объемного моделирования объектов и процессов на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов

В статье автор делится опытом применения на уроках биологии метода объемного моделирования для достижения обучающимися метапредметных результатов.

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Похожие статьи

Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии

В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.

Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...

Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе

В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...

Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса

В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.

Метапредметные связи на уроках информатики

Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...

Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования

В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.

Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву

В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...

Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение

В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...

Применение объемного моделирования объектов и процессов на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов

В статье автор делится опытом применения на уроках биологии метода объемного моделирования для достижения обучающимися метапредметных результатов.

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Задать вопрос