Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе
Автор: Харитонова Светлана Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №4 (10) ноябрь 2017 г.
Дата публикации: 28.11.2017
Статья просмотрена: 356 раз
Библиографическое описание:
Харитонова, С. С. Проектная деятельность по биологии как способ достижения метапредметных результатов обучения в основной школе / С. С. Харитонова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 4.1 (10.1). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/72/2921/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассмотрены возможности проектной деятельности, организуемой при изучении школьного курса биологии основной школы в формировании метапредметных результатов обучения.
Ключевые слова: метапредметные результаты обучения биологии основной школы, универсальные учебные действия.
ФГОС основного общего образования изменяет подходы к организации проектной деятельности обучающихся. Это выражается в возрастании роли данного вида деятельности в достижении трех групп образовательных результатов – предметных, метапредметных и личностных. Каждая из обозначенных групп результатов имеет свою специфику, обусловленную широким спектром видов деятельности, которые формирует проектная деятельность. Особо существенно результативность проектной деятельности выражается в метапредметных результатах, которые представляют собой «освоенные обучающимися универсальные учебные действия (УУД), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями» [3]. Достижение метапредметных результатов в с учетом требований Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения, реализующего программы основного образования [2] обеспечивается именно через организацию проектной деятельности, в том числе индивидуального характера. Это существенное отличие проектной деятельности, реализуемой в условиях действия Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования (ФГОС ОО), так как накопленный школами страны опыт проектной деятельности в предшествующие года, как правило, носил коллективный характер исполнения.
Кроме этого, ФГОС акцентирует внимание школьных учителей на необходимость формирования опыта проектной деятельности в основном во время урока, что отличает проектную деятельность прошлых лет, когда этот вид деятельности носил преимущественно внеурочный, внеклассный характер [1].
Проектная деятельность, соответствующая ФГОС, обеспечивает достижение широкого спектра УУД.
Так, на этапе выбора темы, формулировки целей и задач будущего небольшого собственного исследования у ученика развивается умение самостоятельно определять цели обучения, ставить новые задачи, развивать интересы и мотивы своей познавательной деятельности.
На этапе планирования исследования формируется умение планировать самостоятельно пути достижения цели и выбирать способы решения познавательных задач.
Во время работы с теоретическим материалом школьник учится определять понятия, классифицировать, обобщать, рассуждать, овладевает навыками смыслового чтения. При поиске информации в настоящее время ребенок активно использует информационные технологии, что способствует формированию его ИКТ-компетентности. Затем собранная и отобранная информация оформляется в виде теоретической основы проекта – происходит совершенствование у ребенка способности выражать в письменной речи мысли и умозаключения, овладение монологической контекстной речью.
Следующим этапом в организации работы над учебным проектом является проведение собственного эксперимента или выполнение творческого задания, направленного на получение субъективно новых для ребенка знаний и создание продукта его самостоятельной творческой и исследовательской деятельности. На этом этапе формируется умение соотносить свои действия с планируемым результатом, контролировать и корректировать свои действия в зависимости от ситуации, работать индивидуально и в группе.
Для представления полученной информации школьник использует знаково-символические средства, средства ИКТ, совершенствует свое владение письменной речью.
При формулировке выводов школьник учится строить логическое рассуждение, умозаключение, делать выводы, демонстрирует умение оценивать правильность выполнения учебной задачи.
Если говорить о школьных проектах по биологии, то этот предмет имеет наибольшие возможности для формирование и метапредметной компетентности, предусмотренной ФГОС ОО – развитию экологического мышления у школьника и умения применять его [3].
Проектная деятельность обеспечивает также достижение предметных образовательных результатов, которые выражаются в овладении содержательной составляющей школьного курса биологии основной школы и формировании у учеников широкого спектра УУД познавательной направленности, таких как: практическое освоение основ проектной деятельности, развитие навыков смыслового чтения, работы с информацией, овладение методами познания [2].
Таким образом, обобщая все вышеизложенное, мы можем выявить отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС (Таблица )
Таблица
Отличительные особенности проектной деятельности в контексте требований ФГОС
№ п/п |
Сравниваемый признак |
ГОС |
ФГОС |
1 |
количество участников |
коллективный |
индивидуальный коллективный |
2 |
время проведения |
чаще внеклассная работа |
на уроке, во внеурочной деятельности |
3 |
позиция ученика |
исполнитель |
активный участник |
4 |
роль учителя |
организационная |
консультативная |
Знание специфики проектной деятельности по ФГОС требует иного методического инструментария ее реализации, в основу которого будет положена организация проектной работы не только вне урока, но и на самом уроке, а также вовлечение в проектную деятельность каждого ученика и создание условий для его активной самостоятельной творческой деятельности, в которой учитель лишь направляет исследовательскую деятельность учеников.
Литература:
- Марина А.В. Вопросы школьного учителя биологии к проектной деятельности учащихся в условиях перехода на ФГОС /А.В.Марина, С.Н.Трифонова, Т.В. Новаева // Биология школе. – 2014. – №5. – С. 16-25.
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897) // Система ГАРАНТ: Адрес доступа: http://base.garant.ru/55170507/#ixzz4z5t3q7
Ключевые слова
универсальные учебные действия, метапредметные результаты обучения биологии основной школыПохожие статьи
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Метапредметные связи на уроках информатики
Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...
Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования
В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.
Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву
В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...
Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...
Применение объемного моделирования объектов и процессов на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов
В статье автор делится опытом применения на уроках биологии метода объемного моделирования для достижения обучающимися метапредметных результатов.
Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся
В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.
Похожие статьи
Формирование метапредметных образовательных результатов в процессе решения ситуационных заданий по химии
В статье автор рассматривает ситуационные задания на уроках химии, как эффективное средство формирования метапредметных и личностных достижений учащихся.
Организация проектной деятельности обучающихся в системе среднего профессионального образования
В статье рассматривается один из способов достижения метапредметных результатов по ФГОС, названный проектной деятельностью обучающихся, раскрываются характеристики проектного метода, излагаются трудности его реализации, в частности, происходит сравни...
Универсальные учебные действия как одно из средств реализации деятельностного подхода на уроках физики в основной школе
В статье приведен обзор универсальных учебных действий и их формирования на уроках физики в основной школе. На примере курса физики основной школы рассмотрен возможный подход к формированию познавательных универсальных учебных действий в современной ...
Использование лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий в курсе биологии 5 класса
В статье раскрыты результаты исследования, связанного с использованием лабораторных работ при формировании системы универсальных учебных действий школьного курса биологии 5 класса.
Метапредметные связи на уроках информатики
Статья рассматривает вопросы организации учебной деятельности в условиях ФГОС на уроках информатики. Автор рассматривает новый термин — метапредмет. На основе своего педагогического опыта предлагает, как организовать метапредметные связи на уроке инф...
Формирование и развитие исследовательских умений учащихся в урочное и внеурочное время с применением инновационных технологий образования
В статье рассматривается процесс формирования исследовательских умений у учащихся. Представлены основные этапы исследовательской деятельности.
Значение проектной деятельности учащихся в обучении праву
В статье важное место отводится анализу эффективности метода проектов в учебной деятельности. Выделяются цели и задачи проектного обучения, типы проектов, приводятся конкретные проекты, реализованные на уроках в Гимназии № 3, приводится их содержание...
Исследовательская работа по русскому языку в школе: формы, этапы, значение
В статье рассматриваются особенности организации исследовательской работы по русскому языку в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта. Особое внимание уделяется формированию у учащихся метапредметных и предметных ко...
Применение объемного моделирования объектов и процессов на уроках биологии как средство достижения метапредметных результатов
В статье автор делится опытом применения на уроках биологии метода объемного моделирования для достижения обучающимися метапредметных результатов.
Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся
В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.