Построение формальной арифметики в рамках изучения аксиоматических теорий в вузе
Авторы: Сухан Ирина Владимировна, Кравченко Григорий Григорьевич, Иванисова Ольга Владимировна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (11) январь 2018 г.
Дата публикации: 20.11.2017
Статья просмотрена: 925 раз
Библиографическое описание:
Сухан, И. В. Построение формальной арифметики в рамках изучения аксиоматических теорий в вузе / И. В. Сухан, Г. Г. Кравченко, О. В. Иванисова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 1 (11). — С. 32-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/80/2815/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье «Аксиоматические теории в курсе математической логики» [1] рассматривается вопрос построения формальных и неформальных аксиоматических теорий.
В данной статье будет рассмотрен вопрос построения арифметики как формальной аксиоматической теории.
Формальная арифметика
Первое, полуаксиоматическое, построение арифметики было предложено в 1901 году Дедекиндом и стало известно под названием «система аксиом Пеано».
Аксиомы этой системы формулируются следующим образом:
- 0 есть натуральное число.
- Для любого натурального числа x существует другое натуральное число, обозначаемое x и называемое следующее за x.
- 0 x для любого натурального числа x.
- Если x = y, то x = y.
- Если Q есть свойство, которым обладает натуральное число 0, и для всякого натурального числа x из того, что x обладает свойством Q,следует, что и натуральное число x обладает свойством Q, то свойством Q обладают все натуральные числа.
Пятую аксиому принято называть принципом индукции.
Этих аксиом достаточно для построения не только арифметики натуральных чисел, но и для построения теорий рациональных, вещественных и комплексных чисел.
Однако эта система аксиом содержит такое интуитивное понятие, как «свойство», что не позволяет ей быть формальной аксиоматической теорией.
Для формализации теорий, подобных арифметике, в математической логике используют формальные аксиоматические теории первого порядка сравенством.
Теория первого порядка называется теорией первого порядка сравенством, если она содержит предикатную букву , для которой следующие формулы являются аксиомами:
1. .
2. , где — произвольная формула.
Для сокращения вместо пишут t = s и тогда аксиомы принимают вид:
1. .
2. , где — произвольная формула.
Для вывода всех основных результатов элементарной арифметики была построена теория первого порядка S.
Эта теория первого порядка с равенством имеет единственную предикатную букву , единственную предметную константу a1итри функциональные буквы .
Используя обозначения неформальной арифметики, пишут t = s вместо ,
0 вместоa1иt, t + s, ts вместо соответственно.
Теория S имеет следующие собственные аксиомы:
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- .
- , где — произвольная формула теории S.
Девятую аксиому принято называть принципом математической индукции.
Эта аксиома не соответствует пятой аксиоме системе аксиом Пеано, так как в системе аксиом Пеано интуитивно предполагается, что мощность множества свойств натуральных чисел — континуум, а в девятой аксиоме теории S может рассматриваться только счетное число свойств натуральных чисел, так как теория S — теория первого порядка [2].
С помощью правила отделения из девятой аксиомы получается следующее правило индукции: из и выводится.
Рассмотрим интерпретацию теории S, в которой:
- Областью служит множество всех неотрицательных чисел.
- Целое число 0 интерпретирует символ a1.
- Операция взятия следующего (то есть прибавление единицы) интерпретирует функциональную букву.
- Сложение и умножение интерпретируют функциональные буквы.
- отношение тождества интерпретирует предикатная буква .
Если считать истинность аксиом теории S в этой интерпретации интуитивно очевидной, то эта интерпретация является моделью теории S. Эта модель называется стандартной моделью теории S.
Термы 0;0;0;0;…в теории S называют цифрами и обозначают соответственно 0; ; ; ;…, то есть 0 с nштрихами обозначают .
В теории S можно ввести отношение порядка и понятие делимости. Далее можно показать, что теоремы, доказываемые в курсах элементарной теории чисел можно перевести на язык теории S и построить вывод полученной теоремы.
Для сокращения утверждения: «A есть теорема теории S» применяют запись .
Арифметические функции иарифметические отношения
Для изучения основных свойств теории S — непротиворечивостииполноты — используют арифметические функции и арифметические отношения, которые являются понятиями стандартной модели теории S.
Арифметическими функциями называются функции, у которых область определения и множество значений состоит из натуральных чисел.
Арифметическими отношениями называются отношения, заданные на множестве натуральных чисел.
Например, умножение — арифметическая функция с двумя аргументами, а выражение x + y < z является арифметическим отношением с тремя аргументами.
Арифметическое отношение R(x1,…, xn) называется выразимым в теории S, если существует формула A(x1,…, xn) теории S с n свободными переменными такая, что для любых натуральных чисел k1,…, kn выполняются условия: если R(k1,…, kn)истинно, то и если R(k1,…, kn)ложно, то.
В теориях первого порядка с равенством выражения вида «существует один и только один x такой, что A(x)» символически можно записать так: , для сокращения используют запись .
Арифметическая функция f(x1,…, xn) называется представимой в теории S, если существует формула A(x1,…, xn+1) теории S со свободными переменными x1,…, xn+1 такая, что для любых натуральных чисел k1,…, kn+1 выполняются условия:
- Если f(k1,…, kn) = kn+1, то .
- .
Арифметическая функция f(x1,…, xn) называется сильно представимой в теории S, если существует формула A(x1,…, xn+1) теории S со свободными переменными x1,…, xn+1 такая, что для любых натуральных чисел k1,…, kn+1 выполняются условия:
- Если f(k1,…, kn) = kn+1, то .
- .
Характеристической функцией отношения R(x1,…, xn) называется функция
CR(x1,…, xn), которая равна 1, если отношение R(x1,…, xn) истинно, и равна 0, если отношение R(x1,…, xn) ложно.
Теорема. Если отношение R(x1,…, xn) выразимо в теории S, то характеристическая функция CR(x1,…, xn) этого отношения сильно представима в теории S, а если характеристическая функция CR(x1,…, xn)отношения R(x1,…, xn)представима в теории S, то в теории S выразимо отношение R(x1,…, xn).
При изучении представимости арифметических функций в теории S в качестве простейших функций выбраны следующие функции:
- Нуль-функция: Z(x) = 0 при всех x.
- Прибавление единицы: N(x) = x + 1 при всех x.
- Проектирующие функции: при всех x1,…, xn, i = 1,…, n.
Для получения новых функций из простейших используют операции: суперпозиция функций, схема примитивной рекурсии и операция минимизации (-оператор).
Если f(x1,…, xn) = g(h1(x1,…, xn), …, hm(x1,…, xn)), то говорят, что функция f(x1,…, xn) получена с помощью операции суперпозиции из функций g(y1,…, ym), h1(x1,…, xn), …, hm(x1,…, xn).
Если f(x1,…, xn, 0) = g(x1,…, xn) и f(x1,…, xn, y + 1) = h(x1,…, xn, y, f(x1,…, xn, y)) то говорят, что (n + 1)-местная функция f получена с помощью схемы примитивной рекурсии из n-местной функции g и (n + 2)-местной функции h.
Функция f(x1,…, xn)называется примитивно рекурсивной, если она может быть получена из исходных функций с помощью конечного числа суперпозиций функций и схем примитивной рекурсии.
Обозначим через y [g1(x1,…, xn, y) = g2(x1,…, xn, y)] наименьшее значение y, при котором g1(x1,…, xn, y) = g2(x1,…, xn, y).
Если f(x1,…, xn) = y [g1(x1,…, xn, y) = g2(x1,…, xn, y)],то говорят, что функция f(x1,…, xn) получена из функций g1(x1,…, xn, y) и g2(x1,…, xn, y)спомощью операции минимизации (-оператора).
Функция f(x1,…, xn)называется частично рекурсивной, если она может быть получена из исходных функций с помощью конечного числа суперпозиций функций, схем примитивной рекурсии и операций минимизации.
Функция f(x1,…, xn)называется общерекурсивной или рекурсивной, если она частично рекурсивна и всюду определена.
Доказано, что класс рекурсивных функций совпадает с классом функций представимых в теории S [2].
Отношение R(x1,…, xn)называется примитивно рекурсивным, если примитивно рекурсивной является его характеристическая функция CR(x1,…, xn).
Отношение R(x1,…, xn)называется рекурсивным, если рекурсивной является его характеристическая функция CR(x1,…, xn).
В теориях первого порядка с равенством для сокращенной записи выражений вида «При всяком y, если y < z, то R(x1,…, xn, y)» используют запись .Ваналогичном смысле употребляются выражения , , .
Выражения, , , называются ограниченными кванторами.
Для отношений R(x1,…, xn, y)операция минимизации (-оператор) определяется следующим образом: через y [R(x1,…, xn, y)]обозначаютнаименьшее значение y,при котором отношение R(x1,…, xn, y)истинно.
Выражения и называются ограниченными -операторами и обозначают наименьшее значение y < z(соответственно y z), при котором отношение R(x1,…, xn, y)истинно.
Теорема. Отношения, которые можно получить из примитивно рекурсивных (рекурсивных) отношений с помощью логических связок и ограниченных кванторов, также примитивно рекурсивны (рекурсивны).
Теорема. Применение ограниченных -операторов к примитивно рекурсивным (рекурсивным) отношениям приводит к примитивно рекурсивным (рекурсивным) отношениям.
Теорема. Всякаярекурсивная функция представима в теории S.
Теорема. Всякоерекурсивное отношение выразимо в теории S.
Гёделева нумерация формул ивыводов вформальной арифметике
В 1931 году Гёделем была предложена нумерация символов, выражений и конечных последовательностей теорий первого порядка с целью арифметизации метаматематики, то есть с целью замены утверждений о формальной системе эквивалентными высказываниями о натуральных числах.
Каждому символу u произвольной теории первого порядка ставится в соответствие положительное число g(u), называемое гёделевым номером символа u, следующим образом:
g(() = 3; g()) = 5; g(,) = 7; g() = 9; g() = 11;
g(xk) = 5 + 8k, где k = 1, 2, …;
g(ak) = 7 + 8k, где k = 1, 2, …;
для k, n 1;
для k, n 1.
Таким образом, различным символам поставлены в соответствие различные гёделевы номера, являющиеся положительными нечетными числами.
Например, g(x2) = 5 + 82 = 21; g(a4) = 7 + 84 = 39;; .
Гёделев номер выражения u0u1…ur определяется следующим образом: , где pi есть i-епростое число, при этом p0 = 2.
Например,
Так как любое натуральное число единственным образом разлагается в произведение степеней простых чисел, то различные выражения получат разные гёделевы номера.
Гёделевы номера выражений четны и поэтому отличаются от гёделевых номеров символов.
Если символ рассматривать как выражение, то он будет иметь гёделев номер, отличный от того, который ставится ему в соответствие как символу.
Гёделев номер последовательности выражений e0, e1,…, er определяется следующим образом: , где pi есть i-епростое число, при этом p0 = 2.
Различные последовательности выражений имеют различные гёделевы номера, а так как они четны и имеют четный показатель степени при 2, то они отличны от гёделевых номеров символов выражений.
Таким образом, функция g взаимно однозначно отображает множество всех символов, выражений и конечных последовательностей выражений в множество целых положительных чисел.
Множество значений функции g не совпадает с множеством всех целых положительных чисел, например, число 12 не является гёделевым номером.
Теорема Гёделя онеполноте формальной арифметики
В формулировке теоремы о неполноте формальной арифметики Гёдель использовал понятие -непротиворечивой теории первого порядка, что представляет собой более сильное условие, чем просто непротиворечивость.
Теория первого порядка называется -непротиворечивой, если для всякой формулы A(x)этой теории из того, что при любом n, следует невозможность , другими словами для всякой формулы A(x) этой системы невозможно одновременно вывести формулы и .
Доказано, что -непротиворечивая теория первого порядка является непротиворечивой [2].
Если признать стандартную интерпретацию теории S в качестве модели этой теории, то тогда теорию S следует признать -непротиворечивой.
Для доказательства неполноты формальной арифметики используется примитивно рекурсивное отношение W1(u, y)=«u есть гёделев номер формулы A(x1), содержащей свободную переменную x1, и y есть гёделев номер вывода в S формулы » [2].
Так как отношение W1(u, y) примитивно рекурсивно, то оно выразимо в теории S некоторой формулой V1(x1, x2) с двумя свободными переменными x1, x2. Значит, если W1(k1, k2) истинно, то , и если W1(k1, k2) ложно, то .
Рассмотрим формулу . Пусть m — гёделев номер этой формулы. Подставим в эту формулу вместо x1, получим замкнутую формулу: .
Из определения W1(u, y)следует, чтоW1(m, y)истинно тогда и только тогда, когда y есть гёделев номер вывода в S формулы .
Теорема (Гёдель, 1931 год). Если теория S непротиворечива, то формула невыводима в теории S,иесли теория S -непротиворечива, то формула невыводима в теории S.
Доказательство
Предположим, что теория S непротиворечива и .
Пусть k — гёделев номер какого-либо вывода в S формулы .
Следовательно, справедливо отношение W1(m, k). Так как V1выражает W1вS, то .
Из следует, что .
Таким образом, в теории S оказываются выводимыми формулы и , что противоречит предположению о непротиворечивости S.
Предположим, что теория S -непротиворечива и .
Из -непротиворечивости теории следует ее непротиворечивость и, следовательно, формула невыводима в теории S.
Поэтому никакое натуральное число n не является гёделевым номером вывода в S формулы , то есть отношение W1(m, n)ложно для любого n, а это означает, что для любого n.
Возьмем в качестве формулы теории S формулу . Из предположения о -непротиворечивости теории S следует, что в теории S невыводима формула , что противоречит предположению. Теорема доказана.
Таким образом, в непротиворечивой теории S невыводимы как формула , так и ее отрицание .
Рассмотрим стандартную интерпретацию неразрешимого предложения .
Так как V1 выражает в теории S отношение W1, то, в соответствии со стандартной интерпретацией, формула утверждает, что отношение W1(m, x2) ложно для любого натурального числа x2, а это означает, что не существует вывода формулы в теории S. Таким образом, формула утверждает свою собственную невыводимость в теории S.
Из теоремы Гёделя следует, что если теория S непротиворечива, то эта формула и в самом деле невыводима в теории S и поэтому истинна при стандартной интерпретации.
Итак, в стандартной интерпретации формула верна, но невыводима в теории S.
Это наводит на мысль, что теорема Гёделя справедлива потому, что для теории S выбранная система аксиом содержит недостаточно аксиом, и если добавить новые аксиомы, в частности истинную формулу , то можно получить новую теорию S1, для которой теорема Гёделя, возможно, окажется неверной.
Однако, всякая рекурсивная функция, будучи представимой в теории S, будет также представима и в теории S1, и отношение W1(u, y) в теории S1 будет являться примитивно рекурсивным, а этого достаточно для доказательства теоремы Гёделя.
Поэтому, если теория S1 -непротиворечива, то она будет содержать неразрешимую формулу, отличающуюся от формулы , но имеющую такую же форму.
В теореме Гёделя содержится предположение о -непротиворечивости теорииS. Однако ценой некоторого усложнения доказательства можно ограничиться предположением об обычной непротиворечивости теории S.
В этом случае необходимо будет воспользоваться примитивно рекурсивным отношением W2(u, y) = «u есть гёделев номер формулы A(x1), содержащей свободную переменную x1, и y есть гёделев номер вывода в S формулы » [2].
Так как, отношение W2(u, y) примитивно рекурсивно, то оно выразимо в теории S некоторой формулой V2(x1, x2) с двумя свободными переменными x1, x2. Значит, если W2(k1, k2)истинно, то , и если W2(k1, k2) ложно, то .
Рассмотрим формулу . Пусть n — гёделев номер этой формулы. Подставим в эту формулу вместо x1 — получим замкнутую формулу: .
Теорема (Россер, 1936 год). Если теория S непротиворечива, то в ней невыводимы обе формулы и и, следовательно, существует неразрешимое предложение этой теории.
Эту теорему называют теоремой Гёделя в форме Россера.
Теорема Гёделя онепротиворечивости формальной арифметики
Рассмотрим вопрос о непротиворечивости теории S.
Для доказательства непротиворечивости формальной арифметики помимо отношений W1(u, y) и W2(u, y)используется примитивно рекурсивное отношение
Pf(y, x) = «y есть гёделев номер вывода в S формулы с гёделевым номером x»выразимое в теории S с помощью некоторой формулы Pf(x1, x2) [2].
Далее, если x — гёделев номер формулы A, то через Neg(x) обозначают гёделев номер формулы . Доказано, что функция Neg(x)рекурсивна и, следовательно, представима в теории S некоторой формулой Neg(x1, x2) [2].
Вторая теорема Гёделя. Если теория S непротиворечива, то в ней невыводима формула, утверждающая непротиворечивость теории S.
Доказательство
Формула в стандартной интерпретации выражает невозможность вывода в теории S какой-либо формулы вместе с ее отрицанием и является истинной в том и только том случае, когда теория S непротиворечива. Иными словами, эту формулу можно интерпретировать как утверждение непротиворечивости теории S.
В соответствии со стандартной интерпретацией, гёделева неразрешимая формула выражает свою собственную невыводимость.
Тогда формула утверждает, что если теория S непротиворечива, то формула в ней невыводима. То есть эта формула есть формальная запись первой части теоремы Гёделя.
Математические рассуждения, доказывающие теорему Гёделя, могут быть выражены и проведены средствами теории S, так что в результате оказывается возможным получить вывод формулы
в теории S [2].
Таким образом,.
Если , то по правилу отделения получаем, что .
Из теоремы Гёделя следует, что если теория S непротиворечива, то формула в ней невыводима. Следовательно, если теория S непротиворечива, в ней невыводима формула .
Таким образом, если теория S непротиворечива, то в ней невыводима формула, утверждающая непротиворечивость теории S.
Другими словами, если теория S непротиворечива, то доказательство непротиворечивости теории S не может быть проведеносредствами самой теории S.
Литература:
- Сухан И. В., Кравченко Г. Г., Иванисова О. В. Аксиоматические теории в курсе математической логики // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3. — С. 28–38.
- Мендельсон Э. Введение в математическую логику. — М.: Наука, 1976. — 320 с.
Похожие статьи
Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации
Актуальность данной статьи обусловлена увеличением интереса теории и практики к логистике и управлению знаниями. Данные направления достаточно активно используются в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение теоретической осно...
Конструирование электронных учебных материалов по математической логике
В статье описан процесс создания собственного генератора многовариантных заданий по математической логике.
Некоторые методы развития экономических знаний учащихся на уроках информатики
В данной работе рассматриваются некоторые возможности экономического образования и воспитания в школьном курсе информатики. Показанные разделы и темы соответствуют учебной программе Туркменистана по информатике для 6–11 классов.
Векторы в геометрических задачах
В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...
Комплексные числа: возможности самостоятельного изучения
В данной статье рассматривается вопрос возможности самостоятельного изучения учащимися темы «Комплексные числа». Исследуется вопрос об их применимости в алгебре и началах математического анализа. Представляется решение, позволяющее осуществить самост...
Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории
Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.
Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку
В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.
Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения геометрии в общеобразовательной школе
В данной статье рассмотрении дидактические возможности информационных технологий, которые использутся в процессе обучения курсу геометрии.
Теоретические и методические основы изучения фразеологизмов в академических лицеях
В статье приводится анализ нормативных учебных документов по изучению предмета Современный литературный узбекский язык в академических лицеях, освещены теоретические и методические основы изучения фразеологизмов узбекского языка.
Похожие статьи
Особенности и варианты использования логистического подхода к управлению знаниями в организации
Актуальность данной статьи обусловлена увеличением интереса теории и практики к логистике и управлению знаниями. Данные направления достаточно активно используются в различных сферах деятельности. Целью статьи является рассмотрение теоретической осно...
Конструирование электронных учебных материалов по математической логике
В статье описан процесс создания собственного генератора многовариантных заданий по математической логике.
Некоторые методы развития экономических знаний учащихся на уроках информатики
В данной работе рассматриваются некоторые возможности экономического образования и воспитания в школьном курсе информатики. Показанные разделы и темы соответствуют учебной программе Туркменистана по информатике для 6–11 классов.
Векторы в геометрических задачах
В настоящей работе излагаются методы решения геометрических задач с использованием аппарата векторной алгебры. В отличие от большинства имеющихся задач, где основной акцент сделан на изучении и закреплении формальных операций над векторами, в данной ...
Комплексные числа: возможности самостоятельного изучения
В данной статье рассматривается вопрос возможности самостоятельного изучения учащимися темы «Комплексные числа». Исследуется вопрос об их применимости в алгебре и началах математического анализа. Представляется решение, позволяющее осуществить самост...
Дидактические аспекты обучения будущих учителей профессионального образования в условиях виртуальной лаборатории
Статья посвящена основным принципам дидактики в ходе учебного процесса в виртуальной лаборатории. В ней подробно рассмотрен процесс обучения с соблюдением данных принципов.
Формирование и развитие лексических навыков в процессе обучения иностранному языку
В статье рассматривается лексический навык и его составляющие и даётся обзор зарубежной и отечественной литературы, описывающей современные методики развития данного навыка.
Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения геометрии в общеобразовательной школе
В данной статье рассмотрении дидактические возможности информационных технологий, которые использутся в процессе обучения курсу геометрии.
Теоретические и методические основы изучения фразеологизмов в академических лицеях
В статье приводится анализ нормативных учебных документов по изучению предмета Современный литературный узбекский язык в академических лицеях, освещены теоретические и методические основы изучения фразеологизмов узбекского языка.