Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения
Автор: Романова Наталья Леонидовна
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (12) апрель 2018 г.
Дата публикации: 05.03.2018
Статья просмотрена: 8619 раз
Библиографическое описание:
Романова, Н. Л. Онлайн-курсы как инновационная форма дистанционного обучения / Н. Л. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2018. — № 2 (12). — С. 5-8. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/86/3178/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье раскрыта роль дистанционной формы обучения в современных условиях информатизации общества, показаны достоинства и недостатки дистанционного образования по сравнению с традиционной системой образовательного процесса. Выявлена роль онлайн-обучения как одной из форм основного и дополнительного образования, рассмотрены типы массовых образовательных онлайн-курсов. Систематизированы потенциальные трудности и положительные стороны внедрения онлайн-обучения, отражена роль взаимодействия традиционного академического образования и его инновационных онлайн-направлений.
Ключевые слова: образование, обучение, дистанционное образование, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсы, инновации, интерактивные технологии, информатизация общества, знания.
In article the role of remote form of education in modern conditions of informatization of society is opened, merits and demerits of remote education in comparison with the traditional system of educational process are shown. The online training role as one of forms of the basic and additional education is revealed, types of mass educational online courses are considered. Potential difficulties and positive sides of introduction of online training are systematized, the role of interaction of traditional academic education and its innovative online directions is reflected.
Key words: education, training, remote education, online training, mass online courses, innovations, interactive technologies, informatization of society, knowledge.
Современная система образования, как и все информационное общество в целом, претерпевает существенные качественные изменения, обусловленные развитием различных интерактивных технологий и их возрастающим влиянием на все сферы деятельности человека. Реформирование системы среднего профессионального и высшего образования в направлении признания студента центральной фигурой учебного процесса с одновременным развитием его познавательной активности является сегодня обоснованной необходимостью педагогики. Данный процесс предусматривает перестройку процесса обучения, конечной целью которого должны стать максимальное раскрытие индивидуальных возможностей и саморазвитие личности каждого студента.
Не менее важны интерактивные технологии и в процессе постдипломного образования, что обусловлено стремительным устареванием существующих профессиональных знаний и необходимостью их постоянного совершенствования. Как отмечают И. Адамова и Т. Головачук, результаты общественного процесса, ранее сосредоточенные в сфере технологий, сегодня концентрируются в информационной сфере [1]. На Западе крупные компании вкладывают в обучение и развитие персонала 1,0–5,0 % годового финансового оборота, а в японских корпорациях на одного человека в среднем приходится более 100 часов обучения в год [4].
Одной из наиболее оптимальных форм современного обучения, в равной степени эффективного при получении основного и дополнительного образования, является дистанционная форма, называемая рядом исследователей образовательной системой 21 века [5, 8, 9]. Именно дистанционная форма обучения дает возможность создания систем массового непрерывного самообучения и общего обмена информацией, наиболее адекватно и гибко реагирует на потребности общества в части подготовки высокопрофессиональных специалистов.
Анализ практики дистанционного обучения позволяет определить его следующие характерные особенности (рис. 1).
Рис. 1. Адаптивные особенности дистанционного обучения
Источник: сформировано автором на основании проведенного исследования
Обобщенно сравнительную характеристику элементной структуры традиционной и дистанционной моделей обучения можно представить следующим образом (табл. 1).
Таблица 1
Сравнительные характеристики традиционной идистанционной моделей обучения
Элемент модели |
Традиционная модель |
Дистанционная модель |
Направление обучения |
Предметно-ориентирована на усвоение определенного количества знаний, умений и навыков |
Личностно-ориентирована на мотивацию, уровень подготовки каждого индивида, развитие его способностей и обогащения собственного опыта |
Цель |
Прогнозирование единого результата для всех студентов |
Развитие каждой личности в зависимости от ее потребностей |
Принципы обучения |
Наглядность, доступность, поэтапное усложнение, последовательность, научность |
Постоянство, активность, проблемность, системность, модульность |
Характер взаимоотношений участников |
Субъектом деятельности является преподаватель, объектом — слушатель |
Субъектом взаимодействия является слушатель, преподаватель, руководитель курсов |
Деятельность студента |
Воспроизводство знаний |
Творческая |
Источник: сформировано автором на основании проведенного исследования
В дистанционном обучении используются различные виды специализированных образовательных технологий: кейсы (анализ и решение практических ситуаций), Интернет-технологии, телекоммуникационные технологии и т. д. Одним из инновационных направлений дистанционного обучения и, одновременно, интерактивного образования, является онлайн-обучение в целом и онлайн-курсы, в частности, относящиеся, по мнению М. Б. Лебедевой, к наиболее перспективным тенденциям в развитии образования до 2028 года [6].
Массовый открытый онлайн-курс — это интернет-ресурс с интерактивным участием и открытым доступом, позволяющий любому желающему изучить тот или иной дисциплинарный курс и сдать экзамен в режиме онлайн. Наиболее разработанными и получившими широкое распространение международными онлайн-курсами сегодня считаются платформы Coursera, Khan Аcademy, edX, Futurelearn, Open2Study [3, 7]. Национальная платформа открытого образования, учрежденная ведущими ВУЗами России, с 1 сентября 2015 г. предоставляет пользователю возможность проходить курсы на русском языке по базовым дисциплинам бакалавриата и магистратуры [10]. Также в образовательном пространстве Российской Федерации можно выделить такие порталы, как «МООК — в образовании» МГУ им. М. В. Ломоносова (проект «Университет без границ»), «Лекториум», «Универсариум», «Аrzamas», онлайн-курсы Высшей школы экономики, Московского физико-технического института и Санкт-Петербургского государственного университета и др.
Все существующие на сегодня онлайн-курсы можно подразделить на три типа в зависимости от педагогических подходов к процессу массового сетевого обучения:
- Массовые открытые дистанционные курсы, которые используют коннективистский подход. В таких курсах цель обучения определяется самим обучающимся. Эксперты считают, что такой тип курсов подходит слушателям, мотивированным на самостоятельное обучение, умеющим выбирать необходимое содержание образования. Основной и наиболее эффективной сферой применения данной категории онлайн-курсов выступает форма непрерывного обучения и повышения квалификации.
- Массовые открытые дистанционные курсы, которые базируются на определенных заданиях. В основе функционирования таких курсов лежит возможность слушателя выбирать и выполнять определенный набор задач. Кроме того, задания могут выполняться совместно с другими слушателями. В основе педагогики такого типа онлайн-курсов лежит объединение инструктивизма и конструктивизма.
- Массовые открытые дистанционные курсы, которые имеют четкие графики. Такие курсы используются в крупных международных университетах. Разработкой такого рода онлайн-курсов занимаются профессиональные преподаватели и эксперты. Курсы имеют четкий учебный график, расписание, дедлайны и аттестации слушателей различного рода. Записаться на такие курсы может любой человек независимо от местонахождения, уровня образования, лингвокультуры. Основным примером таких курсов выступает проект Coursera.
Внедрение массовых открытых дистанционных курсов, как и применение любой другой образовательной инновации, является основанием для сомнений среди индивидов, получивших образование в традиционных условиях: с аудиториями, лекциями, практическими занятиями, семинарами, коллоквиумами и ограниченным количеством слушателей. Однако массовый подход к образовательным услугам уже активно используется многими странами, в том числе Российской Федерацией, и открытые дистанционные курсы имеют большую популярность среди студентов по всему миру. Например, только платформа Coursera сегодня насчитывает свыше 5 миллионов слушателей из 195 стран [2].
Немало вопросов внедрение массовых онлайн-курсов вызывает и у преподавателей, а также у самих обучающихся. Многие рассматривают данную форму обучения как замену общеизвестной формы заочного обучения или как предоставление услуг студентам-экстернам. Однако это не так. Онлайн-обучение, помимо прочих достоинств и преимуществ, отличает от других форм образования открытый доступ (обучающимся не требуется регистрация и оплата обучения) и массовый характер (курсы организованы так, чтобы обслуживать неопределенное количество участников). В то же время онлайн-обучение предполагает определенный уровень подготовки обучающихся и высокий уровень их мотивации к получению образования, так как контролирующая функция при такой форме обучения имеет гораздо меньшее значение, чем при других формах образования.
К потенциальным трудностям, с которыми могут столкнуться пользователи онлайн-курсов, можно отнести:
‒ отсутствие элементарной компьютерной грамотности;
‒ недостаточную саморегуляцию обучения;
‒ отсутствие привычек социализации, установления контактов с другими обучающимся;
‒ трудности оценивания уровня усвоения материала слушателями, которые предполагают документально подтвердить свое обучение для предъявления документа в другие учебные заведения или работодателю;
‒ потеря ориентации для тех, кто привык к строгим академическим курсам.
Вместе с тем, положительных сторон у онлайн-курсов в условиях стремительного развития информационного общества гораздо больше. Помимо уже указанных открытого доступа и массовости, к потенциальным преимуществам онлайн-курсов можно отнести:
‒ обучение в неформальных условиях, а не в аудиториях;
‒ интерактивность и содействие академическому взаимодействию между профессорами — обучающимися, обучающимися — обучающимися, обучающимися и сообществом вне границ обучения;
‒ отсутствие необходимости быть студентом ВУЗа;
‒ гибкость любого онлайн-курса, что позволяет обучающемуся работать в удобное для него время.
Таким образом, онлайн-обучение — это инновационный метод доставки образования пользователям, который содействует развитию новой культуры обучения, коммуникации, сотрудничества, получению знаний через Интернет, созданию академических сообществ. Появление массовых открытых дистанционных курсов базируется на реализации современных образовательных принципов открытости обучения, равенства участников учебного процесса, интернационализации образовательных систем и глобализации образовательного пространства. Стремительное развитие таких курсов количественно уменьшает роль традиционной системы образования, однако, не принижает ее фундаментально-академического значения. Несмотря на радикальную трансформацию процесса обучения в условиях массовой информатизации общества, качественное непрерывное образование невозможно без базиса теоретических знаний, полученных с участием педагогов, экспертов, профессионалов той или иной отрасли наук.
Литература:
- Адамова, І. Дистанційне навчання: сучасний погляд на переваги та проблеми / І. Адамова, Т. Головачук // Витоки педагогічної майстерності. — 2012. — Випуск 10. — С. 3–6.
- Бацуровська, І. В. Масові відкриті дистанційні курси: інноваційна тенденція в освіті / І. В. Бацуровська // Науковий вісник МНУ ім. В. О. Сухомлинського. Педагогічні науки. — 2015. — № 1(48). — С. 31–34.
- Вьюшкина, Е. Г. Массовые открытые онлайн-курсы: теория, история, перспективы использования / Е. Г. Вьюшкина // Известия Саратовского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. — 2015. — Том 15. — № 2. — С. 78–83.
- Жданкин, Н. А. Как организовать эффективное обучение сотрудников / Н. А. Жданкин // Генеральный директор. Управление промышленным предприятием. — 2015. — № 4. — С. 50–57.
- Козелков, О. В. Дистанционное обучение в высшем образовании: реальность и перспективы / О. В. Козелков // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2017. — № 3–1. — С. 91–93.
- Лебедева, М. Б. Массовые открытые онлайн-курсы как тенденция развития образования / М. Б. Лебедева // Человек и образование. — 2015. — № 1(42). — С. 105–108.
- Махаметова, М. М. Плюсы и минусы онлайн-обучения / М. М. Махаметова // Современная педагогика. — 2017. — № 5(54). — С. 1–2.
- Пиневич, Е. В. Дистанционное обучение: проблемы и решения / Е. В. Пиневич // Международный научный журнал. — 2017. — № 6. — С. 106–110.
- Смирнова, Ж. В. Дистанционное образование как процесс управления обучением / Ж. В. Смирнова, Ж. В. Чайкина // Мир науки. — 2017. — Том 5. — № 2. — С. 1–7.
- Фомина, А. С. Онлайн-обучение в высшем учебном заведении: методики, контент, технологии / А. С. Фомина // Общество: социология, психология, педагогика. — 2016. — № 1. — С. 101–106.
Ключевые слова
обучение, инновации, образование, знания, дистанционное образование, интерактивные технологии, информатизация общества, онлайн-обучение, массовые онлайн-курсыПохожие статьи
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса
Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Цифровизация современного социума: достоинства и угрозы
Автором рассмотрены цифровые трансформации современного общества, достоинства и пути развития внедрённых новых технологий, недостатки, угрозы безопасности, обусловленные прозрачностью данных в сети Интернет. Выявлены последствия влияния новых техноло...
IT-технологии обучения и их применение в различных сферах
Современные информационные технологии активно внедряются в жизнь нашего общества. Начинают находить применение не только достижения новейшей электроники и инновационных технологий. но и системы искусственного интеллекта и компьютерного обучения студе...
Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы
В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...
Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста
В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...
Инновационные изменения в подходах к дистанционному образованию в Республике Беларусь
Дистанционное образование рассматривается как инновация образовательной среды в контексте нормативных правовых изменений в Республике Беларусь. Обоснование актуальности проблемы организации дистанционного образования. Раскрываются подходы к пониманию...
Проблемы образовательного процесса в условиях онлайн-обучения
В статье рассматриваются проблемы системы образования в условиях онлайн-обучения. Одной из значимых проблем является отсутствие научных исследований и методического сопровождения в области онлайн-формата образовательного процесса. Представлена пробле...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Похожие статьи
Дистанционное обучение как образовательная система XXI века: недостатки и достоинства, перспективы и возможности
Автор рассматривает условия внезапного перехода с традиционной формы обучения на дистанционное. Дистанционное обучение предполагает, что практически весь учебный материал осваивается учеником самостоятельно. В статье автор показывает положительные и ...
Интеллектуальный капитал как фактор развития бизнеса
Научная статья посвящена анализу особенностей и проблем текущего этапа развития рынка интеллектуального капитала в Российской Федерации. Актуальность исследования обусловлена периодом цифровой трансформации российской экономики, повышенной ролью инте...
Переход от очной формы образования к дистанционной. Особенности и проблемы
В статье рассматриваются факторы формирующие информационное взаимодействие в процессе обучения, так же перенос образовательного процесса в дистанционный формат. Проведен анализ негативных моментов при реализации подобного класса информационных систем...
Цифровизация современного социума: достоинства и угрозы
Автором рассмотрены цифровые трансформации современного общества, достоинства и пути развития внедрённых новых технологий, недостатки, угрозы безопасности, обусловленные прозрачностью данных в сети Интернет. Выявлены последствия влияния новых техноло...
IT-технологии обучения и их применение в различных сферах
Современные информационные технологии активно внедряются в жизнь нашего общества. Начинают находить применение не только достижения новейшей электроники и инновационных технологий. но и системы искусственного интеллекта и компьютерного обучения студе...
Модели онлайн-медиации в условиях образовательной системы
В статье рассматриваются модели онлайн-медиации, использующиеся в образовательной среде как эффективный и оперативный способ урегулирования конфликтов между всеми участниками образовательного процесса. Дается краткий обзор медиативных практик с приме...
Влияние эффективного управления учреждениями дополнительного образования на развитие креативности детей младшего возраста
В статье рассматривается опыт применения организационных технологий в учреждениях дополнительного образования для детей. Сделана попытка выявить меха-низмы взаимодействия эффективного управления и функционирования учреждений по развитию креативности ...
Инновационные изменения в подходах к дистанционному образованию в Республике Беларусь
Дистанционное образование рассматривается как инновация образовательной среды в контексте нормативных правовых изменений в Республике Беларусь. Обоснование актуальности проблемы организации дистанционного образования. Раскрываются подходы к пониманию...
Проблемы образовательного процесса в условиях онлайн-обучения
В статье рассматриваются проблемы системы образования в условиях онлайн-обучения. Одной из значимых проблем является отсутствие научных исследований и методического сопровождения в области онлайн-формата образовательного процесса. Представлена пробле...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...