Куратор — организатор воспитательного процесса в группе
Авторы: Васильева Елена Николаевна, Сердюк В. А., Карпова Светлана Евгеньевна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 28.09.2018
Статья просмотрена: 2529 раз
Библиографическое описание:
Васильева, Е. Н. Куратор — организатор воспитательного процесса в группе / Е. Н. Васильева, В. А. Сердюк, С. Е. Карпова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 47-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3328/ (дата обращения: 16.11.2024).
В истории развития российской школы институту классного руководства всегда отводилось важнейшее место, так как именно классному руководителю принадлежит ведущая роль в формировании и становлении личности ребенка, раскрытии его самобытности, способностей и потенциальных возможностей, в защите его интересов.
Куратор (от лат. curator, от cura — попечение) — тот, кто наблюдает за ходом определённой работы или иным процессом [1]. Роль куратора в студенческой среде еще более важна и ответственна, так как юношеский возраст еще не обладает психологической устойчивостью, проявляется порою переоценка или, наоборот, недооценка своих сил и возможностей. Юношеству свойственны и такие качества, как категоричность в суждениях, отрицания прошлого опыта, максимализм и т. п. Кураторство студенческими учебными группами, как традиционное явление в образовательных учреждениях, требует постоянного совершенствования. Одним из путей переосмысления и совершенствования кураторства учебными группами в средних профессиональных образовательных учреждениях является разработка должностных обязанностей кураторов групп. Должностные обязанности — это концептуальный документ, в котором зафиксированы цели, задачи, приоритеты и ценности, позиции в отношении педагогов и студентов, критерии оценки результатов труда, стимулы и мотивы. Это зафиксированный уровень педагогической культуры.
В то же время должностные обязанности — это реальная перспектива саморазвития педагога, восхождение к профессионализму, а также инструмент самозащиты куратора и критерий оценки работы преподавателя в момент аттестации.
Необходимо отметить, что должностные обязанности — это некий эталон-стандарт, с которым можно и нужно сравнивать результаты труда педагога, именно такое сравнение будет конкретным, справедливым, стимулирующим, так как переносит центр тяжести на оценку конечного труда куратора.
В целом продуманные, подробные, технологичные, принятые педагогическим коллективом должностные обязанности — это фундамент культуры управления колледжем и конкретное руководство к действию тем, кому они предназначены.
Куратор учебной группы сегодня — это педагог-профессионал, являющийся для студентов духовным посредником между обществом и юношеством в усвоении основ человеческой культуры. Он призван быть заинтересованным организатором отношений сотрудничества в разнообразных видах совместной деятельности коллектива учебной группы. Одним из его предназначений является то, что куратор — это не равнодушный наблюдатель за индивидуальным развитием студентов, а активный участник создания благоприятных условий для продолжения формирования личности студента, внесения (совместно с психологом) коррекции процесса его социализации. Куратор, как наиболее опытный и подготовленный человек, должен быть помощником, консультантом в организации повседневной жизни и деятельности учебной группы, в осмыслении студентами социально-экономической, политической жизни общества, в профессиональной ориентации. Куратор группы — это создатель благоприятной развивающей микросреды и благоприятного морально-психологического климата в студенческой среде, организующий для этого необходимые воспитательные воздействия с учетом индивидуальности личности.
Деятельность куратора группы является важнейшим звеном в воспитательной системе Старорусского политехнического колледжа (филиала) НовГУ. Основное назначение куратора группы обусловлено современной задачей, которую ставит перед собой общество — максимальное развитие каждого студента, сохранение его неповторимости, раскрытие его потенциальных талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования.
Исходя их этой цели, определены основные задачи куратора группы: осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием студентов,
‒ создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способствующих свободному и полному раскрытию всех способностей юношей и девушек и их развитию совместно с семьей;
‒ изучение склонностей, интересов, сфер дарований молодых людей с целью рекомендации им определенного вида деятельности, где их может ожидать успех; организация всех видов индивидуальной, групповой, коллективной деятельности, вовлекающей студентов в общественно-целостные отношения, активная и настойчивая пропаганда здорового образа жизни;
‒ создание коллектива учебной группы, как воспитывающей среды, обеспечивающей социализацию каждого молодого человека;
‒ организация взаимодействия и сотрудничества всех воспитательных сил.
Куратор учебной группы выполняет следующие функции: аналитическую, прогностическую, организационно-координационную, коммуникативную.
Аналитическая функция предусматривает изучение индивидуальных особенностей студентов; изучение и анализ состояния и условий семейного воспитания каждого молодого человека; анализ и оценки уровня воспитанности личности и коллектива; изучение и анализ становления и формирования учебной группы; изучение и анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива; изучение и анализ воспитательных влияний окружающей среды на студентов; анализ воспитательной ценности проведенного дела.
Прогностическая функция содержит в себе предвидение результата намеченного дела или воспитательного воздействия; прогнозирование уровней индивидуального развития юношей и девушек; прогнозирование этапов становления и формирования коллектива; построение модели воспитательной подсистемы (или микросистемы), соответствующей воспитательной системе колледжа; определение ближних и дальних перспектив жизни и деятельности студентов; предвидение последствий складывающихся в учебной группе между студентами, педагогами и студентами, педагогами и студентами и родителями студентов и др.
По своему содержанию организационно-координирующая функция очень объемна. Она включает в себя изучение особенностей развития каждого юноши и девушки, эмоциональное самочувствие, помощь студентам в учебной деятельности; помощь и сотрудничество в планировании и организации общественно значимой разнообразной деятельности студентов в соответствии с возрастными потребностями и требованиями учебной группы; помощь и сотрудничество в деятельности органов самоуправления, развитие самоуправления с группе с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения; индивидуальное воздействие на каждого студента и коллектив как субъект этой деятельности; содействие юношам и девушкам в получении дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, объединений, организованных как в колледже, так и в городе; создание условий для самовоспитания и саморазвития личности студентов; организация их психологического просвещения; организация взаимодействия с семьями студентов (проведение родительских собраний, консультаций для родителей, привлечение родителей к помощи колледжу, планы работы куратора.
Немаловажную роль в деятельности куратора учебной группы играет коммуникативная функция, которая предусматривает помощь в установлении и регулировании межличностных отношений в студенческой среде, помощь в развитии общения, помощь каждому адаптироваться в коллективе, завоевать признание, занять удовлетворяющий его социальный статус среди сверстников; содействие установлению и поддержанию благоприятного психологического климата для коллектива в целом и для каждого студента в группе.
Литература:
- https://ru.wikipedia.org/wiki/Куратор
- Психология и педагогика [Электронный ресурс]: учебник для СПО: в 2 ч. Ч. 2. Педагогика / В. А. Сластенин [и др.]; под общ. ред. В. А. Сластенина, В. П. Каширина. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 374 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru.
- https://studfiles.net/preview/6051086/
- Коджаспирова, Г. М. Педагогика [Электронный ресурс]: учебник для СПО / Г. М. Коджаспирова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2016. — 719 с. — Режим доступа: https://www.biblio-online.ru.