Разработка подхода к процессу формирования учебного рейтинга студентов
Автор: Романова Анна Павловна
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 10.06.2018
Статья просмотрена: 726 раз
Библиографическое описание:
Романова, А. П. Разработка подхода к процессу формирования учебного рейтинга студентов / А. П. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3431/ (дата обращения: 16.11.2024).
Ключевые слова: рейтинг студентов, рейтинговая система, успеваемость студентов, учебный рейтинг, формирование рейтинга студентов.
Практика использования рейтинговых систем достаточно широко распространена среди российских вузов.
Для изучения методов расчета рейтинга студентов, был проведен анализ рейтинговых систем следующих вузов:
1 Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (ВШЭ) [1];
2 Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (МЭИ) [2];
3 Сибирского государственного университета телекоммуникаций и информатики (СибГУТИ) [3];
4 Волгоградского государственного технического университета (ВолгГТУ) [4].
Рейтинговая оценка каждого студента ВШЭ определяется как сумма произведений оценок (по десятибалльной шкале), полученных студентом на экзамене, на кредитный вес элемента учебного плана. Кредитный вес (кредит или зачетная единица) — это мера трудоемкости образовательной программы.
Рейтинг студентов в МЭИ определятся по семестрам в рамках одной образовательной программы. Он является комплексным, то есть учитывает учебную деятельность (учебный рейтинг), научную деятельность (научный рейтинг) и социальную деятельность (социальный рейтинг). Каждый вид деятельность оценивается по 100-баллной шкале. Рейтинговая оценка студента определяется как средневзвешенная величина по трем указанным видам деятельности.
Оценка достижений каждого студента в СибГУТИ характеризуется следующими видами рейтингов: академическим (или учебным) рейтингом и рейтингом студенческой активности. Академический рейтинг достижений студентов определяется на основе рейтингов за изучение ими дисциплин в каждом семестре и в течение всего периода обучения. Рейтинг за семестр рассчитывается на основании рейтингов по каждой дисциплине как их средневзвешенное значение, где в качестве веса используется трудоемкость дисциплины. Рейтинг студенческой активности формируется в результате количественной оценки деятельности студента, не предусмотренной учебным планом.
Рейтинг студента в ВолгГТУ складывается из семестровых рейтингов. Семестровый рейтинг определяется по сумме баллов, набранных по всем видам учебной деятельности студента в семестре, предусмотренных учебным планом: освоение дисциплин, прохождение практик, сдача итогового государственного экзамена, выполнение и защита выпускных аттестационных работ. Все виды учебной деятельности оцениваются по 100-балльной шкале
Результаты обзора и анализа методов расчета рейтинга студентов различных ВУЗов показали, что отсутствует единый подход к оценке деятельности студента и не существует универсальной системы, которая подошла бы для внедрения во все высшие учебные заведения. Данная ситуация связана с тем, что каждое образовательное учреждение обладает собственной спецификой, которая требует создания собственной рейтинговой системы. Таким образом цель работы заключается в разработке собственного подхода к формированию рейтинга студентов в Томском государственном университете систем управления и радиоэлектроники (ТУСУР).
Одним из основных требований к разрабатываемой рейтинговой системе было обеспечение возможности предоставления работодателям расширенной информации о студенте для содействия его трудоустройству, поэтому было принято решение осуществлять формирование рейтинга по группам (блокам) дисциплин, характеризующим основные виды деятельности, основанные на трудовых функциях и задачах, которые должен уметь выполнять (решать) специалист согласно соответствующему профессиональному стандарту.
Состав блоков дисциплин формируется в соответствии с компетенциями, которыми должен обладать студент по итогам изучения дисциплины, и компетенциями, соответствующими видам деятельности специалиста, указанными в основных образовательных программах высшего образования по специальности.
Правила формирования учебного рейтинга студентов включают в себя следующее:
‒ должны учитываться дисциплины из базовой части и обязательные дисциплины из вариативной части учебного плана;
‒ должны рассматриваться такие формы контроля как зачет (З), экзамен (Э), курсовая работа/курсовой проект (КР/КП) и контрольные точки (КТ) (промежуточный контроль успеваемости студентов);
‒ учебный рейтинг студентов должен составляться независимо для каждого курса обучения в рамках каждой образовательной программы;
‒ учебный рейтинг студентов является накопительным и должен обновляться каждый семестр обучения.
Для оценки знаний по дисциплинам была введена рейтинговая оценка, которая определяется как средневзвешенное значение рангов студента в общем списке студентов по всем формам контроля, предусмотренным дисциплиной:
|
((1) |
где ri – ранг студента в общем списке студентов по i-ой форме контроля;
ki — коэффициент значимости i-ой формы контроля;
n — количество форм контроля.
Стоить отметить, что дисциплиной может быть предусмотрено несколько вариантов набора форм контроля в семестре:
‒ КТ-1, КТ-2, Э;
‒ КТ-1, КТ-2, З;
‒ КТ-1, КТ-2, КР/КП;
‒ КТ-1, КТ-2, Э, КР/КП.
Для оценки значимости форм контроля, был проведен экспертный опрос среди преподавателей ТУСУРа. После обработки анкет, были получены значения весовых коэффициентов, указанные в таблице 1.
Таблица 1
Значения весовых коэффициентов форм контроля
Набор |
КТ-1 |
КТ-2 |
Э |
З |
КР/КП |
КТ-1, КТ-2, Э |
0,19 |
0,27 |
0,54 |
- |
- |
КТ-1, КТ-2, З |
0,22 |
0,30 |
- |
0,48 |
- |
КТ-1, КТ-2, КР/КП |
0,19 |
0,27 |
- |
- |
0,54 |
КТ-1, КТ-2, Э, КР/КП |
0,14 |
0,18 |
0,34 |
- |
0,34 |
Рейтинговая оценка по группе дисциплин рассчитывается как сумма взвешенных рейтинговых оценок студентов по каждой дисциплине, входящей в группу:
|
((2) |
где n — количество дисциплин, входящих в группу дисциплин и изученных на момент формирования рейтинга;
– коэффициент значимости дисциплины.
Коэффициент значимости дисциплины отражает вклад дисциплины в группу дисциплин и определяется как отношение трудоемкости дисциплины к общей трудоемкости группы дисциплин:
|
((3) |
где ti — трудоемкость i-ой дисциплины;
n — количество дисциплин, входящих в группу дисциплин;
V — общая трудоемкость группы дисциплин.
Трудоемкость дисциплины — количество часов, выделяемых на изучение дисциплины (лекции, практические работы, лабораторные работы, индивидуальные задания/контроль самостоятельной работы).
Итоговая рейтинговая оценка студента рассчитывается на основе его рейтинговых оценок по группам дисциплин:
|
((4) |
где m — количество групп дисциплин.
Таким образом в результате работы был разработан подход к формированию рейтинга студентов, дающий возможность работодателям определить степень подготовки студента по каждому виду деятельности, соответствующей определенному набору трудовых функций и задач, которые должен уметь выполнять (решать) специалист. Полученный подход и методики планируется использовать при разработке автоматизированной системы подсчета рейтинга студентов.
Литература:
- Положение о рейтинговой системе Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.hse.ru/docs/168498551.html
- Положение о балльно-рейтинговой системе НИУ «МЭИ». [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://mpei.ru/Education/bars/Pages/default.aspx
- Положение о балльно-рейтинговой системе оценки достижений студентов ФГОБУ ВПО «СибГУТИ»
- Положение о сквозной рейтинговой оценке знаний студентов на всех этапах обучения ВолгГТУ. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vstu.ru/upload/sveden/document/Formi_sroki_kontrolya_25.12.14.pdf
Ключевые слова
рейтинговая система, рейтинг студентов, успеваемость студентов, учебный рейтинг, формирование рейтинга студентовПохожие статьи
Методы оценки персонала
В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда.
Диагностика процесса обучения школьников
Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.
Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования
В статье рассматривается проблема мониторинга системы оценивания обученности школьников и указаны возможные методы их исправления.
Деловая оценка управленческого персонала
В статье проанализированы методологические подходы к оценке труда персонала предприятий. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию критериев оценки и показателей деловой оценки персонала.
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе
Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям.
Похожие статьи
Методы оценки персонала
В статье рассмотрены методы оценки персонала в сравнении, плюсы и минусы. Оценка результативности труда.
Диагностика процесса обучения школьников
Статья посвящена такой важнейшей педагогической проблеме как диагностика процесса обучения, проанализированы ее основные цели и функции, роль в учебном процессе, а также перспективы развития.
Особенности мониторинга учебной деятельности и оценивания в современной концепции образования
В статье рассматривается проблема мониторинга системы оценивания обученности школьников и указаны возможные методы их исправления.
Деловая оценка управленческого персонала
В статье проанализированы методологические подходы к оценке труда персонала предприятий. Сделан вывод о необходимости системного подхода к формированию критериев оценки и показателей деловой оценки персонала.
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Интегральный подход к оценке качества образовательных услуг высшего учебного заведения
В статье проанализированы подходы к оценке качества вузовского образования. Предложен подход к оценке качества образовательных услуг вуза, на основе интегрального показателя включающего в себя характеристику научных достижений преподавателей и резуль...
Роль рейтинговой системы оценки знаний студентов в повышении качества учебного процесса в медицинском вузе
Интеграция в мировое образовательное пространство требует внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий, позволяющих повысить качество учебных достижений, но и система оценки знаний должна отвечать современным требованиям.