Понятие инклюзивной корпоративной культуры в организациях общего образования
Автор: Макарова Юлия Алексеевна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 17.06.2018
Статья просмотрена: 2330 раз
Библиографическое описание:
Макарова, Ю. А. Понятие инклюзивной корпоративной культуры в организациях общего образования / Ю. А. Макарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 1-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3433/ (дата обращения: 15.11.2024).
Поскольку в Российской Федерации до сих пор идет процесс становления и формирования института инклюзивного образования и инклюзивной образовательной среды, на сегодняшний день достаточно сложно обстоят дела с понятийно-категориальным аппаратом в исследуемой области. В данный момент в теории отсутствует единый подход к определению самого фундаментального понятия «инклюзивное образование», не говоря уже о том, что следует подразумевать под иными терминами, среди которых и «инклюзивная корпоративная культура». Данная статья представляет собой авторскую попытку формирования собственного определения понятия «инклюзивная корпоративная культура», а также обозначения присущих данному явлению признаков, отражающих его сущность, и компонентов.
Ключевые слова: инклюзивная корпоративная культура, общее образование, инклюзивная культура, общеобразовательная организация, инклюзивное образование, образовательная организация, сущность инклюзивной корпоративной культуры, признаки инклюзивной корпоративной культуры, компоненты инклюзивной корпоративной культуры.
Вопрос об определении понятия «инклюзивная корпоративная культура» стоит достаточно остро, однако ввиду своей новизны и сложности по сей день остается открытым. Вместе с тем, в научной среде сформировалось мнение о том, что инклюзивная культура в целом является важным аспектом, во многом отражающим непосредственное состояние и уровень развития инклюзивного образования в обществе. Ввиду достаточно ограниченного количества научных трудов по вопросам определения сущности инклюзивной корпоративной культуры, не имеется и достаточного представления о разграничении родственных понятий, среди которых и «инклюзивная корпоративная культура», и «инклюзивная культура», и «корпоративная культура». Именно в этом ключе далее хотелось бы рассмотреть вопрос об определении исследуемого понятия «инклюзивная корпоративная культура», то есть, с точки зрения сравнительного анализа и выделения сходств и различий с другими имеющимися понятиями в области инклюзивного образования и, как следствие, выделения на этой основе отличительных черт, раскрывающих сущность инклюзивной корпоративной культуры.
Так, Н. Г. Сигал, основываясь на трудах зарубежных авторов, выделяет следующие определения понятия «инклюзивной культуры школы»:
1) особая философия, согласно которой ценности, знания об инклюзивном образовании и ответственность приняты и разделены между всеми участниками данного процесса;
2) часть общей школьной культуры, направленная на обеспечение поддержки ценностей инклюзии, высокий уровень которой способствует повышению эффективности процесса инклюзивного образования в целом;
3) уникальный микроклимат доверия, способствующий развитию взаимозависимых отношений семьи и школы, позволяющих избежать конфликтных ситуаций и нанесения потенциального вреда каждому участнику процесса;
4) особая инклюзивная атмосфера, в которой внедряемые модификации адаптированы к потребностям определенной школы и органично вплетены в ее общую структуру, а также педагогам предоставлена возможность получения разнообразной поддержки, как со стороны администрации, так и со стороны других педагогов, которая позволяет снизить риск возникновения многих противоречий;
5) фундаментальная основа для создания культуры инклюзивного общества, в котором многообразие потребностей приветствуется, поддерживается, аккумулируется обществом, обеспечивая возможность достижения высоких результатов в соответствии с целями инклюзивного образования и обеспечивается сохранность, принятие, сотрудничество и стимулирование непрерывного совершенствования педагогического сообщества и общества в целом [по 2, с. 74].
Очевидно, что определения 1 и 5 толкуют «инклюзивную культуру школы» более широко, нежели остальные. И это, на наш взгляд, те определения, которые могут использоваться при трактовке понятия «инклюзивной культуры» в целом, поскольку они не ограничивают инклюзивную культуру рамками школы, семьи или любого другого социального института. Инклюзивная культура представляет собой нечто более глобальное, часть культуры общества в целом.
Далее, для уточнения понятия «инклюзивной корпоративной культуры» стоит обратиться к значению понятия просто «корпоративной культуры». Данное понятие берет свое начало в социологии и, на основе анализа мнений ученых, занимающихся исследованиями в области корпоративной культуры, можно выделить следующее определение корпоративной культуры. Корпоративная культура — это совокупность базовых представлений, ценностей и норм, присущих только данной организации, формирующиеся в ходе совместной деятельности для достижения общих целей, приобретенных при решении проблем адаптации к внешней среде и внутренней интеграции, которые доказали свою эффективность, задающих ориентиры, проявляющихся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среде, формирующих чувство общей судьбы [1, с. 148].
Таким образом, исходя из предложенной формулировки, можно с точностью отметить, что признак корпоративности главным образом представляет собой определенную принадлежность к той или иной организации, а также подразумевает обязательное наличие совместной деятельности, направленной на достижение общего результата. В свою очередь, образовательные организации общего образования есть ни что иное, как организации, принадлежность к которым имеет четко определенный круг субъектов (ученики, учителя, административные кадры, законные представители учащихся и т. д.), объединенных совместной деятельность (учебной, воспитательной и т. д.), направленной на достижение общего результата (выполнение социального и государственного заказа на образование), а, следовательно, в них вполне может и должна формироваться корпоративная культура.
Рассмотрев выше несколько определений, так или иначе относящихся к инклюзивной культуре, можно обозначить некое их соотношение между собой. Так, переходя от более широкого явления к более узкому, друг за другом следуют:
1) культура в целом;
2) инклюзивная культура;
3) инклюзивная корпоративная культура;
4) инклюзивная корпоративная культура образовательных организаций;
5) инклюзивная корпоративная культура в организациях общего образования.
Таким образом, используя вышеизложенные определения и данную градацию, наконец, можно выделить понятие того явления, которое является основополагающим для дальнейшего изучения, а именно «инклюзивной корпоративной культуры в организациях общего образования». Инклюзивная корпоративная культура в организации общего образования — это часть общей культуры, формирующаяся или сформированная в конкретной организации общего образования в ходе совместной деятельности ее субъектов, направленной на достижение общей цели, разделяемая всеми субъектами данной организации общего образования, в основе которой лежит поддержка ценностей и принципов инклюзивного образования и инклюзии в целом.
Исходя из данного определения, можно выделить признаки, которые отражают непосредственную сущность инклюзивной корпоративной культуры в организации общего образования:
- Часть общей культуры. Инклюзивная культура не может быть сформирована без фундаментальных основ культуры в целом;
- Совместная деятельность. Культура организации складывается из культуры ее участников или субъектов, которые не могут не взаимодействовать друг с другом;
- Конкретная организация. Само понятие предполагает узкое распространение, ограничивающееся лишь организациями общего образования;
- Общность цели. Без общей цели взаимодействие (совместная деятельность) субъектов лишается всякого смысла;
- В основе — ценность и принципы инклюзии, инклюзивного образования, инклюзивного общества. Это ключевой показатель, лежащий в основе явления. Только разделяя определенные общие ценности, можно сформировать культуру.
Говоря об инклюзивной корпоративной культуре образовательной организации, нельзя не отметить, что данный вид культуры на сегодняшний день является определяющим при оценке ее имиджа на рынке образовательных услуг. В данном контексте можно справедливо утверждать, что работа по созданию конкурентоспособной, сильной и успешной образовательной организации должна начинаться с формирования в ней инклюзивной корпоративной культуры.
С учетом определения инклюзивной корпоративной культуры в организациях общего образования, а также ее признаков, присущих рассматриваемому типу культуры, которые были даны выше, можно выделить компоненты, из которых она состоит. Это важнейший шаг, который необходимо осуществить, поскольку любому человеку для создания какого-либо продукта необходимо знать его составляющие. В противном случае, на выходе может получиться нечто совершенно иное, отличное от того, что планировалось создать.
В нашем случае таким своеобразным «продуктом» является инклюзивная корпоративная культура, которую необходимо сформировать руководителю общеобразовательной организации. Только при соответствии формируемой или сформированной внутри общеобразовательной организации тем или иным выделяемым компонентам можно говорить о ее характере и принадлежности к инклюзии.
В педагогической науке принято выделять следующие структурные компоненты инклюзивной корпоративной культуры: миссия образовательной организации, ценности и принципы, на основе которых строится ее деятельность [3, с. 66].
Миссия образовательной организации предполагает наличие четких целевых установок, которые представляют собой основополагающую причину ее деятельности и которые должны быть достигнуты за определенный период времени. Помимо реализации традиционной миссии общеобразовательной организации (удовлетворение потребности общества в качественном общем образовании; выполнение педагогами научных исследований; разностороннее развитие учеников с определенным набором качеств, навыков, знаний и умений; создание доступных условий для обеспечения права граждан на бесплатный и равный доступ к общему образованию и т. д.) здесь не менее важно затронуть вопросы гетерогенности. Причем под гетерогенностью должно подразумеваться не только и не столько прием на обучение детей с ОВЗ или инвалидностью, но и национальное, расовое, этническое, религиозное, культурное многообразие. Отсюда следует, что миссия современной общеобразовательной организации в контексте формирования инклюзивной корпоративной культуры должна служить, в том числе, всестороннему совершенствованию общества через поддержку многообразия культур, религий, языков и т. д., благоприятствовать интеллектуальному, социально-экономическому, культурному и этническому развитию демократического общества, способствовать развитию личности учащихся и удовлетворению их образовательных потребностей независимо от его индивидуальных особенностей, пола, расы, вероисповедания, сексуальной ориентации, места жительства и т. д. При этом миссия общеобразовательного учреждения не ограничивается содействием развитию личности каждого обучающегося, но также, посредством признания ценности различий, способствует распространению идей разнообразия в обществе.
Основными ценностями общеобразовательной организации с инклюзивной корпоративной культурой является человек, его права и свободы, разнообразие и многообразие человеческих личностей, уникальность личности, равноценность и равноправие, образование и воспитание, развитие личности, успешность, поддержка, доверие и уважение, дружба. Подобная система ценностей позволяет создать надежную основу для формирования инклюзивной корпоративной культуры общеобразовательной организации.
При этом, основными принципами инклюзивной культуры, по нашему мнению, выступают следующие: гуманизм, ненасилие, доступность, демократизм, защита, толерантность, информированность и информативность, поддержка разнообразия, индивидуальная помощь, полноценное участие (включенность), принадлежность к сообществу, сотрудничество всех субъектов образовательного процесса на всех уровнях, педагогический оптимизм.
Для формирования инклюзивной корпоративной культуры в общеобразовательной организации необходимо, чтобы, в соответствии с обозначенными в статье признаками, отражающими сущность рассматриваемого явления, миссия, ценности и принципы образовательной организации осознавались и принимались всеми участниками образовательного процесса, а также, в основе деятельности и отношений всех субъектов образовательной организации лежали ценности и принципы инклюзивной корпоративной культуры.
Литература:
- Мешков, А. Ю. Структура корпоративной культуры / А. Ю. Мешков // Вестник ЮУрГУ. — 2012. — № 10. — С. 148–150.
- Сигал, Н. Г. Инклюзия как вектор гуманизации образования и общества: зарубежный опыт / Н. Г. Сигал // Вопросы педагогики и психологии: теория и практика: сборник материалов международной научной конференции 26–28 июля 2014 года. — Киров: Изд-во МЦНИП, 2014. — С. 73–78.
- Тихомирова, Е.Л., Шадрова, Е. В. Исследование инклюзивной культуры вуза как гетерогенной организации / Е. Л. Тихомирова, Е. В. Шадрова // Стратегии формирования инклюзивной среды: сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции 17–19 мая 2016 года. — СПб.: Изд-во СПб АППО, 2016. — С. 64–69.
Ключевые слова
инклюзивное образование, образовательная организация, общеобразовательная организация, общее образование, инклюзивная корпоративная культура, инклюзивная культура, сущность инклюзивной корпоративной культуры, признаки инклюзивной корпоративной культуры, компоненты инклюзивной корпоративной культурыПохожие статьи
Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия как включающий подход в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассмотрен в рамках трёх взаимосвязанных аспектов, отражающих наиболее важные направления улучшения ситуации в школах: создание инклюзивной ку...
Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры
Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...
Регулятивный характер институционального (медицинского) дискурса (на материале произведений писателей-врачей)
В статье рассматривается вопрос о регулятивном характере институционального (медицинского) дискурса. Отмечается, что материальными проявлениями регулятива в речевом общении являются средства его распространения как на уровне языковой системы (языковы...
К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении
Статья посвящена эволюции понятия «художественный мир» в научной мысли. Переосмысление и обновление понятия «художественный мир» необходимо в связи с тем, что ранее определявшие это понятие термины уже не могут адекватно идентифицировать литературный...
Правосубъектность некоммерческих организаций
Необходимость изучения некоммерческих организаций непосредственно связана с их ролью в современном обществе и экономике. Это связано с тем, что деятельность данных организаций влияет на множество сфер в жизни общества такие как: социальную, духовную ...
Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии
Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...
Основные моменты социологического подхода к моделированию качества высшего образования
В статье анализируется специфика социологического моделирования высшего образования. Рассматривается вопрос концептуализации социологической модели качественного высшего образования в контексте разных методологических подходов. В частности, указывает...
Оценка влияния организационной культуры на эффективность стратегического управления предприятием
Статья посвящена проведению оценки влияния содержательных аспектов формирования организационной культуры как фактора обеспечения эффективности стратегического управления предприятия. Автором в ходе работы определено, что появление в науке управления ...
Понятие и особенности федеральной территории в Российской Федерации
В настоящей статье на основе системного формально-юридического анализа правовых положений Конституции Российской Федерации о федеральных территориях и Федерального закона от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус», а также исследования...
Ответственность в системе управления образовательными организациями и определение лидерства в образовании
Управление образованием и понятие лидера в образовании являются центральными понятиями в понимании организации в образовательных учреждениях, но их значение, разница между ними и их ценность в образовательной организации остаются предметом дискуссий....
Похожие статьи
Готовность учреждений различного типа к реализации инклюзивного подхода в образовании детей с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзия как включающий подход в современном образовании детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) рассмотрен в рамках трёх взаимосвязанных аспектов, отражающих наиболее важные направления улучшения ситуации в школах: создание инклюзивной ку...
Формирование коммуникативной компетентности как интегративного личностного ресурса на уроках физической культуры
Джон Рэйвен отметил, что «обществу нужны новые верования и ожидания. Но они не могут развиваться независимо от систем личных ценностей, и система образования, школы и общества должна учитывать это. Те, кто желает развить свои навыки, несут ответствен...
Регулятивный характер институционального (медицинского) дискурса (на материале произведений писателей-врачей)
В статье рассматривается вопрос о регулятивном характере институционального (медицинского) дискурса. Отмечается, что материальными проявлениями регулятива в речевом общении являются средства его распространения как на уровне языковой системы (языковы...
К вопросу об изучении термина «художественный мир» в литературоведении
Статья посвящена эволюции понятия «художественный мир» в научной мысли. Переосмысление и обновление понятия «художественный мир» необходимо в связи с тем, что ранее определявшие это понятие термины уже не могут адекватно идентифицировать литературный...
Правосубъектность некоммерческих организаций
Необходимость изучения некоммерческих организаций непосредственно связана с их ролью в современном обществе и экономике. Это связано с тем, что деятельность данных организаций влияет на множество сфер в жизни общества такие как: социальную, духовную ...
Английские концепты и константы на примере романов Кейт Аткинсон с точки зрения лингвокультурологии
Данная статья посвящена анализу концептов и констант английской лингвокультуры. Актуальность работы определяется возросшим в последнее время интересом со стороны лингвистов к изучению взаимосвязи языка и культуры, что закономерным образом находит сво...
Основные моменты социологического подхода к моделированию качества высшего образования
В статье анализируется специфика социологического моделирования высшего образования. Рассматривается вопрос концептуализации социологической модели качественного высшего образования в контексте разных методологических подходов. В частности, указывает...
Оценка влияния организационной культуры на эффективность стратегического управления предприятием
Статья посвящена проведению оценки влияния содержательных аспектов формирования организационной культуры как фактора обеспечения эффективности стратегического управления предприятия. Автором в ходе работы определено, что появление в науке управления ...
Понятие и особенности федеральной территории в Российской Федерации
В настоящей статье на основе системного формально-юридического анализа правовых положений Конституции Российской Федерации о федеральных территориях и Федерального закона от 22.12.2020 № 437-ФЗ «О федеральной территории «Сириус», а также исследования...
Ответственность в системе управления образовательными организациями и определение лидерства в образовании
Управление образованием и понятие лидера в образовании являются центральными понятиями в понимании организации в образовательных учреждениях, но их значение, разница между ними и их ценность в образовательной организации остаются предметом дискуссий....