Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста
Авторы: Марковникова Елена Юриевна, Галлямова Алсу Рифкатовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 20.06.2018
Статья просмотрена: 1097 раз
Библиографическое описание:
Марковникова, Е. Ю. Компьютерные технологии как средство формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста / Е. Ю. Марковникова, А. Р. Галлямова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3448/ (дата обращения: 16.11.2024).
Актуальность проблемы безопасного поведения с каждым годом возрастает. На протяжении многих лет человек строил технические средства, чтобы создать условия безопасности, комфортности своего существования, а в итоге человек сам оказался перед опасностями, связанными со строительством и применением техники. Необходимо тщательно готовить население к жизни в условиях, в которых как в природном окружении, так и в быту возможно возникновение опасной ситуации.
В работах отечественных психологов А. Н. Леонтьева [4], С. Л. Рубинштейна [7], Д. Б. Эльконина [10] и др. освещено реальное многообразие идей и подходов к проблемам о безопасности детей. Вопросы о безопасном поведении детей дошкольного возраста отражены в научных трудах Е. А. Аркина [2], Н. Н. Авдеевой, О. Л. Князевой, Р. Б. Стеркиной [1], К. Ю. Белой [3], М. М. Плоткина [6], Т. Г. Хромцовой [9] и др.
Т. Г. Хромцова выделяет 3 элемента безопасного поведения. Такими элементами являются: 1) предупреждение опасности; 2) уклонение от опасности; 3) преодоление опасности [9].
В отечественной дошкольной педагогике советского периода проблема охраны жизни и здоровья ребенка была признана очень важной и находила практическое представление в определенных программных документах, методической литературе и эксперименте дошкольного воспитания.
В образовательных организациях реализуется система обучения проблеме безопасности жизнедеятельности, начиная с дошкольного учреждения и завершая послевузовской профессиональной подготовкой. Эта система нацелена на подготовку дошкольника к безопасному поведению в повседневной жизни и опасных ситуациях. Дошкольный возраст — это главный этап в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этом возрасте формируется навык безопасного поведения. Этот возраст характеризуется двигательной активностью, увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, приводят к возникновению опасных ситуаций. Поэтому, необходимо развивать навыки безопасного поведения у дошкольников.
Обучение детей основам безопасности жизнедеятельности означает — приучить их к определенному образу жизни. У ребенка должен сформироваться защитный механизм, который автоматически сработает в нужный момент. Возраст 5–6 лет наиболее подходит для формирования представлений о безопасном поведении, так как дошкольники этого возраста наиболее осознанно воспринимают находящуюся вокруг действительность и ответственнее подходят к принятию решения. Обучение основам безопасности жизнедеятельности дошкольников начинается с формирования системы ценностей и осознания того, что здоровье — это одно из главных ценностей.
Безопасное поведения у детей формируется в разных направлениях, основные — работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания (Л. М. Таутиева [8]). Поэтому на взрослого человека природой возложена миссия защиты ребенка.
По мнению А. Н. Леонтьева [7] и Д. Б. Эльконина [10], дошкольному периоду соответствует сюжетно-ролевая игра, как ведущая деятельность. Поэтому в отдельных видах социально-культурной деятельности именно игры способствуют более успешному социокультурному развитию дошкольников в процессе формирования основ правовой культуры участников дорожного движения.
В настоящее время, слова–беспокойства: «Не бегай!», «Осторожно!», «Не трогай!» более концентрированно отображают настроение родителей, которые испытывают постоянную тревогу за ребенка, отправляя их в детский сад, школу, отпуская погулять на улице, отправляя в магазин за покупками, а также, оставляя одних дома. Воспитанием можно уберечь детей от хулиганов, обманщиков, насильников, также защитить от уличных, транспортных, технических и других травм, касающихся жизни и здоровья ребенка. Формирование представлений о безопасности жизнедеятельности осуществляется с помощью различных средств: пример взрослых и сверстников, решение нравственных ситуаций, художественная деятельность, а также с помощью плаката (Л. М. Машковцева [5]).
Работа по формированию навыков безопасного поведения у дошкольников начинается с выявления уровня их знаний и интересов, которые проводятся в форме игр-занятий, наблюдений, а также бесед, экспериментов, тренингов, наглядностей, сюжетов из жизни, рисований на различные темы, разыгрывание различных ситуаций, компьютерных технологий.
Актуальностьданной темы определяется реальными потребностями ребенка в раннем информировании о правилах безопасного поведения в окружающей его среде, освоения им соответствующих умений. Применение мультимедийных средств обучения является также актуальным, поскольку это дает возможность педагогу решать проблему недостаточной материальной базы наглядности и значительно повысить эффективность традиционных форм обучения детей в детском саду.
В настоящее время огромное количество компьютерных технологий: компьютерные обучающие и развивающие игры, мультимедийные учебные пособия, программно-методические комплексы, презентации, обучающие видеофильмы и мультфильмы.
Однако, как их применять эффективно, включать в образовательный процесс, не совсем хорошо представлено в педагогической литературе и в сети интернет. Все это послужило противоречиеммежду имеющимися компьютерными технологиями и их применением в формировании основ безопасности детей дошкольного возраста.
На сегодняшний день разрабатывается очень много развивающих компьютерных программ и игр для дошкольников. Компьютерные игры могут послужить при разрешении проблемных ситуации на дороге, учат детей самостоятельно преодолевать трудности. Ребенок вникает в сюжет игр, принимает инструкцию игры и достигает конечных результатов. Таким образом формируется произвольность в поведении дошкольников. Помимо этого, абсолютно во всех играх есть свои герои, которые просят помочь в выполнении заданий. С помощью компьютера не только развиваются интеллекты ребенка, а также развивает, такие качества, как самостоятельность, дисциплинированность, сосредоточенность, усидчивость, целенаправленность, кроме того, приобщает детей к сопереживанию, поддержке героям игр, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.
Компьютерные технологии обладают рядом преимуществ:
– Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
– Компьютер содержит в себе такую информацию, которая доступна детям, с учетом наглядно-образного мышления дошкольников.
– Воспитатель в мультимедийных средствах использует такой наглядный материал, который развивает зрительную, слуховую, моторную память.
– Для привлечения внимания ребенка используются музыка, анимации.
– Используя компьютер в работе с детьми воспитатель реализует индивидуальный подход каждому ребенку дошкольного возраста, т. е. ребенок выполняет задания с учетом своих возможностей.
Использование компьютерных технологийв ходе работы педагога и ребенка становится действующим объектом, которое способствует формированию интеллекта детей и личности.
Литература:
- Авдеева, Н.Н., Князева, О.Л., Стеркина, Р. Б.Парциальные программы Безопасность: Основы безопасности детей дошкольного возраста. М.: Просвещение, 2007. — С. 34–55.
- Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы /Под ред. А. В. Запорожца и В. В. Давыдова. — М.: Просвещение, 1968. — 446 с.
- Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. — М.: Мозаика-синтез, 2014. — С.64.
- Леонтьев, А. Н. К теории развития психики ребёнка[Текст] //Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — М.: Просвещение, 2003. — С.58–65.
- Машковцева Л. М. Тематические плакаты как средство формирования представлений о безопасности жизнедеятельности у старших дошкольников [Текст]/ Л. М. Машковцева // Концепт. –2012. –№ 4. — С.1–5.
- Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. — М.: Воспитание дошкольника, 2004. — 208с.
- Рыкова М. А. Формирование основ безопасности у дошкольников [Текст] / М. А. Рыкова // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2015 г.). — Уфа: Лето, 2015. — С. 82–83.
- Таутиева, Л. М. Формирование основ безопасности у детей старшего дошкольного возраста [Текст] / Л. М. Таутиева // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. — 2013. — № 3(14). — С. 253–255
- Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста: учебное пособие / Т. Г. Хромцова. — М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80с.
- Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Хрестоматия по возрастной психологии: Учеб. пособие. — М., 2003. — С.232–240.