Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы)
Авторы: Филонова Татьяна Вячеславовна, Фомина Татьяна Петровна
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 02.09.2018
Статья просмотрена: 112 раз
Библиографическое описание:
Филонова, Т. В. Участие школьников в работе научно-практической конференции «Мой род — мой народ» как одно из направлений по формированию духовно-нравственных ценностей у детей (из опыта работы) / Т. В. Филонова, Т. П. Фомина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3537/ (дата обращения: 16.11.2024).
Глубоко убеждён, что национальная образовательная система не может устраняться от духовного и нравственного воспитания личности.
Патриарх Кирилл
Духовность. Нравственность. Эти два понятия сегодня на слуху в среде педагогов и воспитателей. ФГОС выделяет духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся в число приоритетных задач современной образовательной системы. Духовное и нравственное развитие школьников является важнейшим компонентом социального заказа для российского образования. И это очень хорошо, что тема нравственного воспитания ребёнка находится, можно сказать, во главе угла всей воспитательной системы образования.
С определённой долей уверенности можно сказать, что каждый учитель, понимая актуальность темы, старается внести свой вклад в воспитание ребёнка с этой точки зрения. Это очень важно с учётом того, что в современном мире на ребёнка сыплется как из рога изобилия поток информации и в этом потоке он не всегда способен выбрать то, что действительно принесёт ему пользу, а не направит на ложный путь, что негатива нас окружает настолько много, что и взрослый человек не всегда может отделить зёрна от плевел, так что тогда можно сказать о детях, помятуя о юношеском максимализме и психологических особенностях подросткового возраста. В данном случае очень остро стоит вопрос выбора ценностей, и духовных, и нравственных. Как в известной притче о двух волках.
«Когда-то давно дед открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло — зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь... Другой волк представляет добро — мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность...
Маленький внук, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Дедушка едва заметно улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь».
Очень содержательная и поучительная притча. Еще раз подчёркивает, насколько важен правильный выбор и формирование духовно-нравственных ориентиров у ребёнка.
Одним из таких ориентиров в воспитании детей по праву можно считать участие школьников в работе открытой школьной научно-практической конференции «Мой род — мой народ», организуемой и проводимой Отделом православного образования Духовно- просветительского Центра «Вера, Надежда, Любовь», в соответствии с договором о сотрудничестве между Калужской епархией и Министерством образования и науки Калужской области. Целью проведения конференции является «Воспитание патриотизма, чувства любви и уважения к прошлому своего Отечества, народа, малой родины, своей семьи; сохранение и поддержание лучших национальных и семейных традиций». Кратко. Содержательно. Актуально.
Обучающиеся нашей школы совместно со своими наставниками уже практически в течение 6 лет принимают активное участие в работе этой ежегодной конференции. Она проводится в первых числах ноября, а вот подготовка к участию ведётся практически в течении всего года, так как уровень требовательности к заявленным работам настолько высок, что если отложить подготовку в долгий ящик и потом этаким кавалерийским наскоком попытаться подготовить материал, то и ничего путного из такой работы не получится. И скорее всего, она даже не пройдёт отборочный тур. Наши школьники принимали участие в работе следующих секций: исторической («Я знаю. Я помню. Я горжусь», 2013 год; «День семьи, любви и верности. Возвращение к истокам», 2012; «Две царицы — две судьбы», 2011 год и др), краеведческой («Сын своего Отечества — земли Серпейской», 2012 год, «А. П. Степанов — наш земляк» 2011 год и др.), литературоведение («Пословицы русского народа, основанные на Библии», 2014 год). Кроме того, в разделе «конкурс чтецов» секции литературоведение дети выступали как с произведениями известных авторов, так и собственного сочинения («Сретение», 2014 год), а также дважды приняли участие в конкурсе «Мой герб». И нужно сказать, что труд школьников и их руководителей не пропал даром. Все работы проходили через отборочный тур, а по итогам конференции были и призёры, и, что наиболее важно — Победители. А в 2014 году выпускница школы стала абсолютным Победителем конференции с работой «Пословицы русского народа, основанные на Библии».Такой успех был достигнут благодаря кропотливому труду, усердию и ответственности ученицы, а также хорошо организованной работы педагога.
Неслучаен выбор темы о пословицах. Монахиня София (Ищенко), одна из бессменных организаторов конференции «Мой род — мой народ», как-то в беседе с наставниками школьников посетовала, что за всё время проведения этого мероприятия, а участие в работе конференции принимают не только ученики и учителя Калужской области, но и Белгородской, Липецкой, Оренбургской, Московской и других областей, ни разу не звучала тема пословиц, используемых русским народом в быту и было бы очень интересно увидеть работу в этом направении.
Так и произошел выбор темы для подготовки к новой конференции. Ведь и в самом деле довольно часто для усиления тех или иных эмоций в речи используются пословицы. А вот откуда они возникли и как вошли в разговорный язык, эта тема действительно очень интересна для исследования. Более того, большая часть из них имеет свое начало в Библии.
Как вообще происходит работа над той или иной темой, как осуществляе-тся поэтапное создание работы можно представить в следующей схеме:
Нужно отметить, что материал был собран достаточно обширный и из разных источников. Была изучена необходимая информацияизсловарей, энциклопедий, Библии, использованы ресурсы Интернета, проведён опрос населения. Но, пожауй, наибоее ощутимый вклад в процесс изучения темы внесла беседа с настоятелем храма Николая Чудотворца отцом Михаилом. От простого к сложному, шаг за шагом, шло изучение и выстраивалась логическая последовательность всех составляющих частей работы. При этом, что особенно важно, ученица подошла к своей работе не формально, а вдумчиво и ответственно, открывая, в первую очередь, для себя новые знания в области изучения нравственного наследия и духовных национальных традиций. И это, несомненно, самое главное и даже важнее места Победителя в своей номинации.
Кроме того, очень важно, чтобы тот материал, который был представлен на конференции, затем не откладывался в долгий ящик до лучших времён, а продолжал, что называется, быть на слуху. То есть возможно проведение круглых столов, диспутов для старшекассников или же бесед для младших школьников, публикация в СМИ (в 2012 году работа «Сын своего Отечества — земли Серпейкой» вошла в сборник «Человек среди людей» по материалам областного конкурса творческих работ) и на сайте школы. Причём в работу можно вносить дополнения и изменения, обогащая имеющийся материал.
В целом же, можно определённо сказать, что участие в работе конференции «Мой род — мой народ» идёт на пользу и ученикам, и учителям.
Ученики:
– проявяют неподдельный интерес к изучению прошлого своего Отечества, своего народа, своей семьи;
– знакомятся с духовно-нравственными ценностями народов России;
– приобщаются к основам исследовательской деятельности;
– расширяют свой кругозор;
– получают новые знания;
– знакомятся с новыми людьми;
– получают позитивные впечатления и др.
Учителя:
– обмениваются опытом с коллегами из разных уголков страны;
– повышают квалификацию (участие в работе обучающих семинаров, например «Портрет современного патриота», 2016 год);
– развивают свои профессиональные компетенции (коммуникативно-культурологическую, общенаучную, психолого-педагогическую, личностную);
– открывают для себя новые направления деятельности и др.
Таким образом, можно смело сделать вывод о том, что участие в работе конференций «Мой род — мой народ» действительно способствует формированию духовно-нравственных ценностей у детей. Представляя свою работу, аналлизируя работы других участников секции, принимая участие в мероприятиях конференции (игра «Колесо истории», посещение музея Г. К. Жукова, посещение диорамы «Стояние на Угре» и др.) ребёнок приобретает ценные нравственные ориентиры и мотивацию для своего дальнейшего развития.
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...
Похожие статьи
Внеклассная работа по химии - средство развития личности учащихся
Материал адресован учителям естественно-научного цикла, председателям методических объединений, которые осваивают новые технологии по Федеральному стандарту образования нового поколения в свете концепции Новая школа. Представленный опыт работы — плод...
Формирование универсальных учебных действий посредством проектной и исследовательской деятельности в 5–9-х классах
В статье рассматриваются вопросы, связанные с внедрением ФГОС ООО в систему воспитания суворовцев через метод проектов, обозначаются пути формирования УУД и особых компетенций ведения проектно-исследовательской работы, рассказывается практической о р...