Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 19.09.2018

Статья просмотрена: 4416 раз

Библиографическое описание:

Струкова, О. В. Зеркальное рисование как метод синхронизации активности обоих полушарий головного мозга у детей дошкольного возраста / О. В. Струкова, О. В. Петрова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 27-29. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3559/ (дата обращения: 19.12.2024).



Зеркальное рисование относится к кинезиологическим упражнениям.

Кинезиологические упражнения — это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Причем, чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения.

«Зеркальное рисование» используется в работе с детьми от 3 лет и далее (в зависимости от сложности вариантов). Возможно выполнение данного упражнения с использованием природного материала (шишки, каштаны, фасоль, семечки, горох, гречка, манка и т. д.), что позволяет развивать тактильную чувствительность, обогащать и расширять сенсорный опыт.

Упражнение «Зеркальное рисование» является одним из эффективных средств развития мелкой моторики, которое, в данном случае, осуществляется с использованием природного материала разнообразного по размеру: крупного (шишки, каштаны), среднего (желудь, фасоль), мелкого (горох, семечки) и более мелкого (например, манная крупа).

Естественные качества природных материалов позволяют детям не только испытывать новые ощущения, но и создают особый эмоциональный настрой, что способствует снятию напряжения и усталости, а также снижению уровня тревожности. В процессе знакомства с природными материалами и их свойствами активизируются все когнитивные процессы: развивается память, внимание, восприятие, мышление, речь. Дети дошкольного возраста учатся сравнивать объекты по форме, величине, свойствам. Выполнять данное упражнение ребенок может как по заданию педагога, опираясь на образец так и, действуя самостоятельно (по собственной задумке), что позволяет ему воплотить свою фантазию. Развивать воображение и творческий потенциал у воспитанника можно так же предложив ему, дополнить имеющийся рисунок какими-либо деталями, или, предоставив полную свободу для творчества.

Выполнение упражнения осуществляется в определенной последовательности, которая характеризуется постепенным усложнением задания. Можно начать упражнение, выполняя синхронный рисунок двумя карандашами, т. е. традиционным способом. Затем предложить ребенку выложить контур рисунка природным материалом, начиная с крупного (например: шишки, каштаны, крупная галька) — такое упражнение очень подходит детям младшего дошкольного возраста, особенно как антистресс в период адаптации. Далее плавно переходя к более мелкому (например: фасоль, горох, гречка, рис, манная крупа) — это больше подходит к средней, старшей и подготовительной группе детей дошкольного возраста в зависимости от степени сложности. Педагог может изменять, усложнять выполнение данного упражнения, давая различные инструкции, учитывая при этом возрастные и интеллектуальные особенности ребенка, тематику занятия, а также поставленную цель.

Для того что бы было понятно, предлагаем рассмотреть один из примеров поэтапного усложнения задания.

Используемый материал: ребристые 4- или 6-гранные карандаши, листы бумаги формата А4.

Выполнение упражнения:

Ребенку предлагается взять в обе руки по одному карандашу и на листе бумаги одновременно двумя руками выполнить заданный рисунок (геометрическую фигуру, несложный предмет и т. д.).

Используемый материал: природный материал одного размера (например, каштаны), листы бумаги, на которых ребенок выполнял предыдущее здание.

Выполнение упражнения:

Ребенку предлагается брать одновременно обеими руками природный материал и выкладывать его по контуру ранее выполненных рисунков.

Используемый материал: природный материал разного размера: крупный и мелкий (например, каштаны и горох), имеющиеся листы бумаги с рисунками. Выполнение упражнения: Ребенку предлагается брать одной рукой крупный природный материал, а другой рукой — мелкий, и одновременно выкладывать его по контуру своих рисунков.

Используемый материал: манная крупа, имеющиеся листы бумаги с рисунками Выполнение упражнения: Ребенку предлагается брать обеими руками крупу и высыпать, как бы, «рисовать» ею по контуру своих рисунков.

Используемый материал: любой имеющийся в наличии природный материал

Выполнение упражнения:

Ребенку предлагается брать обеими руками различный природный материал и дополнить деталями имеющиеся рисунки на его усмотрение.

Здесь предлагаются наиболее простые варианты выполнения упражнения, которые могут варьироваться по усмотрению педагога.

Заключение

Таким образом, упражнение «зеркальное рисование» с использованием природного материала позволяет охватить различные области в развитии интеллекта и психики ребенка.

. При систематическом выполнении различных его вариантов оно способствует профилактике у детей старшего дошкольного возраста дислалии и дисграфии, развивает моторику и эффективно готовит детскую руку к письму, следовательно, может быть рекомендовано логопеду; гармонизирует эмоциональное состояние ребенка, поэтому может использоваться при работе с тревожными и гиперактивными детьми; развивает воображение и позволяет раскрыть творческие возможности ребенка, поэтому может быть рекомендовано педагогам по ИЗО.

Упражнение «зеркальное рисование» очень эффективно сочетать с другими упражнениями и техниками кинезиологической гимнастики и использовать в работе как со старшими дошкольниками, так и далее, в рамках начальной школы.

Основные термины (генерируются автоматически): природный материал, выполнение упражнения, используемый материал, ребенок, упражнение, манная крупа, дошкольный возраст, имеющийся лист бумаги, каштан, лист бумаги.

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Похожие статьи

Развитие эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительного искусства и песочной терапии

Моделирование, как основа развития связной речи детей дошкольного возраста

Использование технологии моделирования для формирования математических способностей детей дошкольного возраста

Арт-терапия как средство формирования коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Моделирование как одно из средств развития временных представлений у детей старшего дошкольного возраста

Использование сенсорных макетов в работе с детьми раннего возраста

Нейротренажеры как средство мозжечковой стимуляции и межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста

Экспериментирование как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Задать вопрос