Использование мультимедийных средств в спортивной тренировке
Авторы: Вафоев Бобуржон Расулович, Частоедова Анна Юрьевна, Яхшиева Мехринигор Шавкатовна
Рубрика: Технические средства обучения
Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.
Дата публикации: 24.09.2018
Статья просмотрена: 781 раз
Библиографическое описание:
Вафоев, Б. Р. Использование мультимедийных средств в спортивной тренировке / Б. Р. Вафоев, А. Ю. Частоедова, М. Ш. Яхшиева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 75-77. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3560/ (дата обращения: 19.12.2024).
За годы независимости в нашей стране поэтапно осуществлялись практические меры, обеспечивающие массовое занятие спортом, активные формы досуга населения, особенно детей и учащейся молодежи. В государственной политике Узбекистана вопросы дальнейшего развития физической культуры и спорта в стране, воспитание здорового поколения приобрели приоритетное направление. Перспективы развития сферы физической культуры и спорта непосредственно связаны с концепцией вхождения Республики Узбекистан в число развитых стран, построения демократического правового государства, перехода к рыночным отношениям
Одним из шагов по созданию эффективной системы подготовки спортсменов высокого класса, способных достойно представлять Узбекистан является создание указом президента в 2017г. сначала Государственного комитета Республики Узбекистан по физической культуре и спорту, в преобразованного 5 марта 2018г. в Министерство физической культуры и спорта Республики Узбекистан, некоторыми из задач которого являются
– осуществление совместно с Национальным олимпийским комитетом, федерациями и ассоциациями по видам спорта мер по совершенствованию непрерывной системы отбора, подготовки и повышения мастерства талантливых и перспективных спортсменов, формирования из них качественного спортивного резерва и составов сборных команд страны для обеспечения успешного участия на Олимпийских и Азиатских играх, чемпионатах мира, Азии и других престижных международных соревнованиях и турнирах;
– стимулирование развития в стране профессионального спорта, внедрения современных технологий в процесс спортивной подготовки с учетом передового международного опыта, повышения уровня и качества национальных чемпионатов по видам спорта, организации международных и региональных соревнований, принятия системных мер по противодействию нездоровой спортивной конкуренции и применению запрещенных препаратов;
– развитие и укрепление материально-технической базы физкультурно-оздоровительных и спортивных организаций, объектов и сооружений по направлениям массового, детского и профессионального спорта, обеспечение максимального и эффективного их использования, участие в разработке предложений по организации и расширению производства отечественного спортивного оборудования и инвентаря.
Таким образом, в стране последовательно реализуются меры по созданию необходимых условий и инфраструктуры для развития спорта, в частности и для развития спорта высоких достижений.
Вместе с тем, как отметил президент Мирзияев Ш. М. в своем указе от 5.03.2018 «О мерах по коренному совершенствованию системы государственного управления в области физической культуры и спорта» наличие есть ряд системных проблем и недостатков в организации физической культуры и спорта, что препятствует эффективной реализации государственной политики в данной области и полноценному использованию имеющегося спортивного потенциала страны, в частности отсутствие инновационных исследований и методологических разработок, стандартов подготовки спортсменов и их медицинского сопровождения, отвечающих современным требованиям, что не позволяет обеспечить налаживание качественного учебно-тренировочного процесса.
Современную стратегию развития системы подготовки высококвалифицированных спортсменов сложно представить без использования достижений научно-технического прогресса. Основное место в реализации данной стратегии отводится быстрому внедрению в систему подготовки новейших технических и информационных решений: нового спортивного инвентаря и оборудования, высокотехнологичной модернизации мест проведения соревнований и тренировок, компьютерных, информационных и мультимедийных технологий.
Проблема заключается в том, что в методическом обеспечении тренировочного процесса высококвалифицированных спортсменов в большинстве видов спорта основные акценты подготовки направлены, как правило, на увеличение функциональных возможностей атлетов и практически отсутствуют специальные разработки в области методологии совершенствования их технического мастерства.
В связи с этим назрела необходимость изменения содержания и методики обучения различным техническим приемам на основе практического использования информационных технологий, мультимедийных систем, графического моделирования в тренировочной деятельности, что подчеркивает актуальность нашего исследования.
Несмотря на определенные трудности, связанные с организационными, материально-техническими, научно-методическими аспектами разработки и внедрения современных информационных технологий в тренировочный процесс, они вызывают определенный интерес у ряда специалистов в области физического воспитания и спорта, так как здесь, как и в других областях, назрела необходимость перехода от традиционных форм подготовки, направленных в первую очередь на накопление определенных знаний, умений и навыков, к использованию современных компьютерных, а точнее информационно-коммуникационных, технологий, позволяющих значительно эффективнее осуществлять тренировочную деятельность.
Исходя из современных возможностей информационных и мультимедийных технологий для значительного улучшения качества подготовки спортсменов высокой квалификации, можно предложить взглянуть по-новому на решение следующих задач:
– значительно повысить уровень их технического мастерства в основном за счет повышения эффективности исследовательской работы в этом направлении;
– идентифицировать биомеханическую структуру соревновательного упражнения в каждом конкретном виде спорта;
– разработать биомеханические модели лучших образцов техники двигательных действий;
– создать методологию освоения этих моделей, основанную на мультимедийных технологиях;
– обеспечить систему объективного педагогического контроля процесса технической подготовки и оценки уровня технического мастерства спортсменов;
– обеспечить спортсменов техническими и тренажерными средствами с использованием средств мультимедиа.
В этом плане определенный интерес представляют мультимедийные обучающие и контролирующие программы. Структура обучающих программ определяется их задачами, которые в данном случае заключаются в следующем:
– представление в мультимедийном режиме основных фаз движения.
– моделирование эффективной техники спортсмена с учетом его биомеханических параметров.
– контроль и самоконтроль технической подготовленности спортсменок.
Использование подобных программ в тренировочном процессе имеет принципиальные отличия по сравнению с традиционными формами и методами работы, например:
– возможность формирования технических навыков спортсмена в условиях направленной деятельности тренера, коренным образом изменяя его функции.
– использование в большей степени индивидуально-групповой формы организации тренировочного процесса.
– осуществление контроля и самоконтроля успешности усвоения техники изучаемого элемента.
– возможность повторения необходимого числа раз любой части изучаемого материала каждым спортсменом (особенно это касается возможности просмотра видеофрагментов, включая просмотр в обычном режиме, медленном, в режиме стоп-кадра).
– более высокий уровень и скорость усвоения технического элемента.
Таким образом, обучающие мультимедийные программы в зависимости от задач учебно-тренировочного процесса можно использовать как тренажер, обучающую систему, применять в проведении диагностики и оценки уровня знаний и умений.
Литература:
- Богданова Д. А. Телекоммуникации — в школе.//Информатика и образование. — 1997. — № 2, — С. 54.
- Гончаров М., Панков А. Интернет в вопросах и ответах.//Библиотека. — 1998. — № 1, — С. 3–5.