Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 28.09.2018

Статья просмотрена: 261 раз

Библиографическое описание:

Шелепова, И. Г. Методическая разработка урока краеведения на тему «Начальное образование в Курской губернии в середине XIX — начале ХХ в.» / И. Г. Шелепова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 32-37. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3583/ (дата обращения: 19.12.2024).



В настоящее время для преподавания краеведения в средних общеобразовательных учреждения рекомендованы несколько учебных пособий. В учебном пособии под общей редакцией Б. Н. Королева, изучаемой нами теме отведен специальный параграф «Народное образование в губернии середины XIX — начала ХХ веков». В нем дается краткая характеристика большинства типов учебных заведений, существовавших в губернии в рассматриваемый период [1, с. 424–431]. В учебнике под редакцией В. А. Попкова в параграфе «Курская губерния и культура России XIX в». об образовании в регионе рассказывается всего в трех абзацах. В них говорится о классической мужской гимназии, открытой в Курске в 1808 г. и женских гимназиях. О начальном образовании в дореформенный период данных не приводится. Автор отмечает, что «школьная реформа 60–70-х гг. расширила возможность получения начального 2-х и 3-х классного образования не только в церковно-приходских, но и земских школах» [2, с. 79]. В учебнике «История Курского края: социокультурный экскурс» в параграфе «Образование в Курском крае: истоки и тенденции» показана эволюция образования с 988 г. Авторский коллектив, по сравнению с предыдущем учебником, более подробно описывает уровень образования в Курской губернии в XIX в., отмечая: «в дореформенный период народное образование, особенно начальное, было развито слабо» [3, с. 181–186].

В связи с этим мы предлагаем авторскую разработку по теме: Развитие образования в Курской губернии во второй половине XIX — начале XX в.

Цель урока: сформировать у обучающихся представление об образовании во второй половине XIX — начале XX в.; ценностное отношение к своей малой родине.

Задачи урока: раскрыть понятия «образование», «школа»; развить у учеников навыки работы с документами; сформировать личностные УУД ученика, научить его применять знания на практике.

Цели и задачи для учащихся: изучить понятия «образование», «школа»; развить навыки работы с документами, осознать необходимость образования, сформировать ценностное отношение к своей малой родине.

Оборудование. Проектор, текст на церковнославянском языке, гусиные перья, чернила, клеенка, бумага.

Ход урока.

В начале проверяется домашнее задание. После следует объяснение нового материала.

Долгое время важную роль в воспитании детей игра семья. Обучение подрастающего поколения трудовым действиям и профессиональным навыкам начиналась с 4–5 лет.

Первые школы на Руси появились в 988 г. в г. Киеве. С каким событием это связано? Как вы думаете, почему именно крещение Руси князем Владимиром способствовало появлению школ? (Ответы учащихся). Первоначально образование могли получить только сыновья богатых бояр. Считалось, что девушкам знать грамоту не обязательно. Как Вы думаете, почему? (они должны стать матерями и домохозяйками, способными управлять домашним хозяйством, для чего грамоту знать грамоту не обязательно).

Только Петром I была учреждена Школа математических и навигационных наук, в которой обучались мальчики и юноши (12–20 лет) всех независимых сословий. Исключение составляли крепостные крестьяне.

Начиная с 1714 г. на территории России начинают открываться цифирные (арифметические) школы, дававшие мальчикам общее начальное образование. На территории Курской губернии первая такая школа была открыта в 1716 г. В ней обучались сыновья дворян и чиновников в возрасте 10–15 лет.

Екатерина Великая, изучив опыт организации образования в Европе, сформировала новую задачу для школы: он должна не только учить, но и воспитывать. В учебные программы для высших сословий были включены философия, искусство, музыка, пение, живопись и т. д.

В Курске в 1783 г. было открыто дворянское училище для дворянских детей и 16 народных училищ: 14 в губернии и 2 в г. Курске: Георгиевское и Ямское. В них обучали арифметике, чтению, рисованию и истории. Обучение было бессословным, т. е. в них могли обучаться дети и дворян, и крепостных.

До 1861 г. было очень мало школ, где крестьяне и горожане низших сословий могли бы обучить своих детей. В селах получили распространение школы грамоты, со сроком обучения 1–2 года. Их создавали сами крестьяне на паевые средства. Учителями были местные дьячки, отставные солдаты или дворовые крестьяне. Школьные учебники и мебель отсутствовало. Иногда не было специального здания, — уроки проводились по очереди в домах у учеников. Такие школы можно было встретить в некоторых местах и в XX в.

Обучение крепостных крестьянских детей зависело от воли лиц, которым они принадлежали. Если помещик хотел, он устраивал школу для детей своих крепостных, а если не желал, никто его не мог обязать.

Давайте с Вами посмотри на картину А. И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (1865 г.) (Приложение 1). В сельской школе XIX в. могло одновременно преподавать 2–3 учителя. На картине мы видим, что одна учительница слушает устные ответы, вторая — наблюдает за выполнением письменных работ. Что еще Вы заметили? (Все дети разного возраста).

Теперь обратимся к картине Н. П. Богданова-Бельского «Сочинение» (около 1903г.) (Приложение 2). На что Вы обратили внимание?

В общеобразовательных школах Российской империи в основном обучались дети крестьян, рабочих, ремесленников, мещан и солдат. Разнообразен был и возраст учеников — в одном классе могли обучаться и малыши и 22-летние мужчины. Мальчики обучались отдельно от девочек. В Курской губернии в середине XIX в. существовало 265 учебных заведений, где обучались более 10 тыс. мальчиков и всего 24 учебных заведения, в которых учились 647 девочек. К 1864 г. начальные школы в Курской губернии отсутствовали во Льговском, Рыльском, Тимском уездах.

Важное событие в истории нашей страны — появление земства. До земской реформы содержание школ оплачивалось в основном из государственной казны. Деньги могли пожертвовать или завещать богатые граждане. Однако именно земские средства стали главным источником финансирования школьного строительства. К 1905 г. за счет земства было построено 358 зданий начальных школ.

Сейчас каждый из Вас почувствует себя в роли ученика одной из начальных школ середины ХIХ в. На доску проектором выводится церковнославянский алфавит и русский алфавит. Дети получают текст на церковнославянском языке.

Одним из обязательных предметов в школе было чтение текстов. Из-за отсутствия учебников детей учили читать по богослужебным книгам. Одна из них «Часослов». Зачастую ученики не понимали смысла текста, т. к. не знали значения некоторых слов. Сейчас мы с Вами попробуем прочитать розданный текст (Приложение 3). У Вас есть подсказка: на экране сопоставлены буквы церковнославянского и русского алфавитов.

Богослужения сейчас также проходят на церковнославянском языке. Тогда, в середине XIX в., параллельно с церковнославянским существовал и гражданский алфавит. Однако учебники, напечатанные гражданским шрифтом, были недоступны большинству школ. Благодаря земству началось не только школьное строительство на территории Курской губернии, но и в учебных заведениях стали появляться учебники и наглядные пособия.

Теперь мы с Вами прочитаем текст на гражданском алфавите (Приложение 4). Читать какой текст Вам было легче? Почему? (Ответы учащихся).

После чтения текста дети должны подготовить парту к следующему практическому занятию. Парта покрывается клеенкой, ученики получают пузырек с чернилами и гусиное перо.

Помимо чтения дети обучались и письму. Писали гусиными перьями. Теперь Вы при помощи гусиного пера попробуете написать какой-либо текст. Можно написать его при помощи либо современного, либо церковнославянского алфавита.

В начальных школах изучали, как правило, чтение, письмо, арифметику и Закон Божий. Остальные дисциплины проходили в реальных училищах, гимназиях и т. д., дававших ученикам среднее образование.

Домашнее задание. К следующему уроку прочитайте параграф из учебника и напишите мини-эссе на одну из следующих тем:

«Зачем нужно образование?».

«Школа тогда и сейчас».

«Какое влияние оказали земства на развитие образование в регионе?».

Приложение 1

Картина А. И. Морозова «Сельская бесплатная школа» (1865 г.).

Image Hosted by PiXS.ru

Приложение 2

Картина Н. П. Богданова-Бельского «Сочинение» (около 1903 г.)

http://rmgallery.ru/files/medium/5079_98.jpg

Приложение 3

Текст для чтения из Часослослова

Приложение 4

Текст для чтения из букваря Д. И. Тихомирова и Е. Н. Тихомировой

Приложение 5

Сопоставление церковнославянского и русского алфавитов

http://tagilsergiya.ru/sites/default/files/pictures/cerkovnoslavyanskaya_azbuka.gif

Литература:

  1. История и современность Курского края / Под. ред. Б. Н. Королева. Курск, 2001. 718с.
  2. История Курского края. Часть 1. Сост. Попков В. А. Курск, 2011. 112с.
  3. История Курского края: социокультурный экскурс / Под ред. Беспарточного Б. Д. Курск, 2018. 216с.
Основные термины (генерируются автоматически): Курская губерния, школа, курск, приложение, ребенок, русский алфавит, церковнославянский язык, гражданский алфавит, гусиное перо, Курский край.

Похожие статьи

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

К вопросу о раскрытии и расследовании уголовных преступлений в России во второй половине XIX — начале XX вв. (на материалах Симбирской губернии)

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Д. И. Логофет о налоговой системе Бухарского эмирата в последней четверти XIX — начала XX века: противоречия взглядов и факты

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Похожие статьи

Очерк по истории некоторых аспектов медицинского дела в городе Тюмени (начало XX века)

Социальная защита населения в г. Тюмени в конце XIX–начале XX вв. на примере пенсионного обеспечения и организации льгот (1872–1917 гг.)

К вопросу о раскрытии и расследовании уголовных преступлений в России во второй половине XIX — начале XX вв. (на материалах Симбирской губернии)

Теоретико-методологические подходы к изучению деятельности земских учреждений России в области школьного образования в 1864-1918 годах

Вклад Грязовецкого уездного земства в развитие начального образования в Вологодской губернии (1870-1918 гг.)

Д. И. Логофет о налоговой системе Бухарского эмирата в последней четверти XIX — начала XX века: противоречия взглядов и факты

Проблемы и практический опыт профессионального самоопределения подростков группы риска в России (начало пути, становление: конец XIX века)

Проблемы формирования государственного аппарата советов в Туркестане на примере Наманганского уезда (в 20-х годах ХХ века)

Методическая разработка урока английского языка для 9-го класса общеобразовательной школы по теме «Конфликты в семье и их разрешение» в виде технологической карты

Задать вопрос