Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами тренинга и арт-терапии, посвященное адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, «Давайте познакомимся!» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №4 (19) октябрь 2018 г.

Дата публикации: 30.09.2018

Статья просмотрена: 1080 раз

Библиографическое описание:

Епураш, Е. В. Родительское собрание в 1-й младшей группе с элементами тренинга и арт-терапии, посвященное адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения, «Давайте познакомимся!» / Е. В. Епураш, О. А. Скульдицкая. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 4 (19). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/101/3587/ (дата обращения: 16.10.2024).



Период адаптации — тяжелое время для малыша. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение долгого времени и т. д. Эти трудности возникают в связи с тем, что малыш переходит из знакомой и обычной для него семейной среды в среду дошкольного учреждения. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями. Для сближения и установления партнёрских отношений между родителями и педагогами в предадаптационный период детей поступающих в 1 младшую группу было проведено родительское собрание «Давайте познакомимся» с использованием элементов тренинга и арт-терапии.

Цель: Создание условий для сближения и знакомства родителей между собой и с педагогами; создание эмоционально-благоприятного настроя для совместной деятельности по профилактике дезадаптации детей к условиям детского сада; установление атмосферы взаимного доверия между родителями и педагогами.

Ход родительского собрания:

Воспитатель: Добрый день, мы рады видеть Вас на нашей первой встрече. Сегодня мы познакомимся и узнаем друг друга поближе, а также побеседуем о том, как помочь ребенку легче адаптироваться к условиям детского сада, и о том, как подготовиться к поступлению в детский коллектив!

Совсем скоро Вы приведете своих малышей в детский сад. Нам с Вами необходимо объединить усилия для того, чтобы сделать пребывание детей здесь комфортным, безопасным и полезным. Это наша с Вами общая цель. Для ее достижения,очень важно наличие взаимопонимания и поддержки. Нам необходимо стать одной дружной семьей, тогда и пребывания детей в группе станет интересным, увлекательным, познавательным и комфортным. А для начала нужно поближе познакомиться. Я попрошу Вас встать в круг.

Упражнение 1: «Наши имена».

А) Я пущу по кругу воздушный шар. Предлагаю по очереди сначала назвать своё имя, а потом вспомнить, и назвать себя так, как Вас называли родители и близкие люди в детстве. Это очень нужное и трогательное упражнение!

Б) А теперь, мы пойдем «на второй круг». Назовите теперь имя своего ребенка, и то, как к нему обращаетесь Вы и близкие люди в домашней обстановке.

Воспитатель: Ни для кого не секрет, что дети, и взрослые очень любят, когда к ним обращаются по имени и не просто по имени, а используя уменьшительно-ласкательные формы имени. Это одни из самых приятных звуков для человеческого слуха. Давайте же почаще называть детей, своих близких и просто людей из Вашего круга общения по именам.

Упражнение 2: «Коллажи-Ассоциации»

А) Опишите себя с помощью 2–3 прилагательных. Пусть это будут слова, характеризующие Вас как человека, личность. Напишите их на предложенном листе.

Найдите на столе предметы, картинки, материалы, которые ассоциируются с Вами, как с родителем, взрослым. Прикрепите их к листу бумаги (или положите сверху).

Б) А теперь, опишите своего ребенка с помощью 4–6 глаголов. Напишите их на другом листе с помощью разноцветных маркеров. Найдите на столе предметы, материалы, которые ассоциируются у Вас с Вашим ребенком (его внешностью, темпераментом, поведением, интересами), и также прикрепите их к другому листу (или положите сверху)

Воспитатель: Я опять пущу по кругу шарик и попрошу Вас рассказать о своих коллажах. Если Вы не готовы или не желаете описать свою инсталляцию, просто передайте шарик следующему человеку.

Упражнение 3 «Два кольца дружбы, доверия и безопасности»

Я предлагаю выложить на полу два круга или кольца из наших коллажей. Первое маленькое кольцо (внутреннее) — это кольцо «Наши детки». Второе кольцо, внешнее– это «Родители и педагоги». Давайте снова образуем круг. Посмотрите, какая символичная общая инсталляция у нас получилась! Какие разные внешне и по характеру «Наши детки»! Но они теперь ОБЩИЕ НАШИ с Вами! И такие же разные мы «взрослые»! Но у всех нас есть общая цель, общее дело: сделать наших детей счастливыми и успешными! Окружить их «кольцом» любви, заботы, дружелюбия, комфорта и безопасности!

Упражнение 4: «Согласен-не согласен»

Я предлагаю Вам рассмотреть плакаты с описаниями ситуаций или утверждениями, которые посвящены процессу адаптации ребенка к ДОО. (Плакаты можно заменить устным прочтением утверждений). Пожалуйста, выберите утверждения, с которыми Вы согласны/ не согласны. По желанию, Вы можете объяснить свой выбор на общий круг и/или подискутировать на эту тему.

А теперь послушайте, что по этому поводу сообщает психолого-педагогическая наука и практика. Каждая ситуация описывается отдельно, либо, как краткое научное объяснения специфики адаптации к детскому саду.

Карточки:

1.) «Чтобы помочь ребенку преодолеть трудности привыкания к детскому саду, нужно выбрать какую-нибудь одну верную стратегию и строго ее придерживаться»:

а) Взаимодействие с воспитателями, другими специалистами ДОУ.

б) Взаимодействие с другими родителями.

в) Комфортная психологическая обстановка в группе.

г) Грамотная работа воспитателей с детьми (игры, занятия, индивидуальный подход).

д) Насыщенная развивающая предметно-пространственная среда.

е) Собственные знания.

ж) Другое (поясните).

Вывод: На самом деле только гибкое сочетание всех перечисленных пунктов, поможет облегчить адаптацию к детскому саду.

2.) «Адаптация к детскому саду всегда проходит трудно, мучительно с болезнями и слезами. Я боюсь, что у нас будет то же самое!».

Вывод: У всех детей адаптация проходит по-разному, в зависимости от индивидуальных особенностей (темперамент, характер, физическое развитие, возраст) ребёнка, поведения и эмоционального состояния взрослых, (тревожится мама и ребёнок тревожится за маму) и его подготовленности родителями; опыта педагогов, условий детского сада и т. д..

3.) «Дети в детском саду все время болеют, потому что за ними плохо следят сотрудники, а также, потому что другие родители приводят белеющих детей»

а) Болеют и «домашние» дети.

б) Часто болеют дети со слабым иммунитетом. Не адаптировавшийся ребёнок имеет больше шансов заболеть, т. к. считается, что проревев 20 минут ребёнок теряет весь свой иммунный запас.

в) Перед походом в детский сад дети получают «полный комплект» прививок, что снижает защитные свойства организма. Этому же способствует обязательный обход врачей-специалистов перед зачислением в детский сад с бесконечными сидениями в коридорах.

Вывод: Ребенок попадает в среду с совершенно другой микрофлорой, отличной от домашней, к которой иммунитет еще не выработался, поэтому это время нужно пережить.

4.) «Ребенок существо с гибкой легко адаптирующейся психикой. Совсем необязательно поминутно выдерживать дома режим детского сада в выходные дни».

Вывод: Ребенок, как любое живое существо, будет вынужден приспосабливаться к резко меняющимся к условиям. Но при поступлении в детский сад, малыш уже испытывает колоссальную нагрузку на психосоматику. А если домашний режим не приведен в соответствие с режимом ДОО, нагрузка на здоровье увеличивается в разы и может привести к серьезным нарушениям или заболеваниям.

Анкетирование 5 (Анкета-знакомство. Первичная анкета)

Приглашаем Вас принять участие в анкетном опросе. Ваши ответы помогут сотрудникам детского сада лучше узнать особенности и желания Вашего ребенка — для создания благоприятных условий его развития и профилактики дезадаптации. Так же результаты анализа анкет позволят прогнозировать успешность адаптации и спланировать профилактические мероприятия. (Под спокойную музыку, родители заполняют анкеты)

Подведение итогов собрания.

Уважаемые родители! Мы хотели бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии. Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча? Чем полезна именно для Вас данная встреча? Шарик-помощник поможет Вам высказаться, а если Вы не готовы поделиться впечатлениями, мы предлагаем проголосовать с помощью фишек-смайликов. До скорых встреч! Раздача памяток по адаптации малыша к детскому саду.

Литература:

  1. Белкина Л. В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ /Воронеж: Учитель. -2004–236с.
  2. Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду: взаимодействие дошкольных образовательных учреждения и семьи /-М.: Просвещение. -2007. 79с.
Основные термины (генерируются автоматически): детский сад, Ребенок, родитель, Ваш ребенок, дошкольное учреждение, имя, круг, пребывание детей, родительское собрание.

Похожие статьи

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Конспект НОД «В гости к Барабушке» для детей 6–7 лет: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование из природного материала

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего возраста в период адаптации

Совместная творческая деятельность является своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них воспитатель показывает новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению ...

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Конспект образовательной ситуации «Как сорока клеста судила» с детьми подготовительной логопедической группы с использованием продуктивных видов деятельности и театрально-игровой технологии

Похожие статьи

«День открытых дверей» как форма взаимодействия семьи и ДОО в контексте использования технологии смарт-тренинг для дошкольников «Мир головоломок» (из опыта работы)

Конспект НОД «В гости к Барабушке» для детей 6–7 лет: ознакомление с художественной литературой, развитие речи, конструирование из природного материала

Система подготовки воспитанников к школе

В статье описан опыт работы педагогов ДОУ в старшей и подготовительной группе по подготовке воспитанников к школе. Описана система оригинальных упражнений, игр и приёмов, призванных адаптировать программу Е. В. Колесниковой с учётом индивидуальных ос...

Сценарий совместной деятельности взрослых с детьми раннего возраста в период адаптации

Совместная творческая деятельность является своеобразным «мастер-классом» для родителей, так как на них воспитатель показывает новые средства и способы общения с детьми. Неформальная атмосфера занятий способствует более активному и открытому общению ...

С полочки музея — в игру. Формирование позитивной модели поведения дошкольников при организации и внедрении в систему дошкольного образования проекта «Мини-музей «Здравствуй, театр!»

Конспект образовательной ситуации «Как сорока клеста судила» с детьми подготовительной логопедической группы с использованием продуктивных видов деятельности и театрально-игровой технологии

Задать вопрос