Педагогический проект «Стань природе другом»
Автор: Клемичева Анна Сергеевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 12.10.2018
Статья просмотрена: 503 раза
Библиографическое описание:
Клемичева, А. С. Педагогический проект «Стань природе другом» / А. С. Клемичева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 13-16. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3479/ (дата обращения: 18.12.2024).
Научно-технический прогресс и усиление антропогенного влияния на природную среду неизбежно приводят к обострению экологической ситуации: истощаются запасы природных ресурсов, загрязняется природная среда, утрачивается естественная связь между человеком и природой, теряются эстетические ценности, ухудшается физическое и нравственное здоровье людей. Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования у детей, экологического мировоззрения. В его основе должны лежать экологические знания и ценностная ориентация на принцип рационального природопользования. Мы должны научить понимать детей самоценность природы и то, что он сам является частью природы.
Ребёнок должен понять, что человек и природа взаимосвязаны, заботясь о природе — мы заботимся о человеке, его будущем, и то, что наносит вред природе, вредит и человеку.
Маленький ребёнок смотрит на мир широко открытыми глазами, ему всё любопытно, обязательно хочется знать всё и обо всём. Природа — могучий источник познания, из которого ребёнок черпает свои первые знания и впечатления, ему всё хочется потрогать руками, понюхать, рассмотреть и даже попробовать на вкус. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Именно для этого ребенку нужен «проводник», этим проводником является взрослый. И наша задача: научить ребёнка правильно воспринимать окружающую природу, не нарушать привычный образ жизни её обитателей, быть чутким и внимательным.
Поэтому, на мой взгляд, наибольший интерес представляет познавательно-исследовательская деятельность, в которой ребенок не только теоретически узнает эти правила, но и сможет сам объяснить причинно-следственные связи в природе.
Цель данного проекта:формирование у детей экологической культуры, знаний экологической безопасности, осознанно — правильного взаимодействия с окружающим миром природы.
Задачи проекта:
Образовательные:
– обогащение представлений детей о влиянии человека на природу и природы на человека;
– формирование представлений об источниках загрязнения воздуха и влияние его на здоровье человека;
– формирование знаний о роли растений в очистке воздуха;
– формирование осознанного, бережного отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование;
– создание условий для проведения практических опытов.
Развивающие:
– развитие наблюдательности, исследовательских навыков, воображения, речи, мышления;
– развитие познавательного интереса к миру природы.
Воспитательные:
– создание положительного эмоционального настроения;
– воспитание чувства сопереживания (эмпатии) и желания помочь нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку.
– воспитание гуманно-ценностного отношения к природе;
– воспитание любви к природе через прямое общение с ней, умение воспринимать её красоту и многообразие.
В данном проекте доминирует познавательно-исследовательская деятельность.
Тип проекта:
– по числу участников проект — групповой;
– проект направлен на углубление знаний в образовательной области «Познавательное развитие»;
– по времени проведения: долгосрочный (около года)
Сроки проведения: сентябрь 2017 г — май 2018 г.
Участниками проекта являются:
– дети подготовительной группы 6–7 лет,
– родители воспитанников,
– воспитатель.
Педагогические принципы:
– принцип развития (отражает четкую ориентацию поисково-познавательной деятельности на развитие личности);
– принцип дифференциации ииндивидуализации (предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребенка и современной воспитательно-образовательной работы);
– принцип природосообразности (свидетельствует о том, что образовательный процесс соответствует как внутренней природе, так и внешним условиям);
– принцип доступности (предусматривает осуществление работы с учетом особенностей возраста, подготовленности, а также индивидуальных особенностей и психического развития детей);
– принцип системности (достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием);
– принцип последовательности (заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательно-исследовательской деятельности);
– принцип наглядности.
Ожидаемые результаты
– обогатится словарный запас, жизненный опыт детей;
– будут сформированы понятия об основных потребностях растений в свете, воде и воздухе в процессе роста и развития;
– уточнены представлений о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в ней;
– углублены знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека;
– будут сформированы представлений о безопасности жизнедеятельности (правилах обращения с незнакомыми растениями и умении различать полезные и ядовитые), навыки экологически грамотного нравственного поведения в природе;
– будут сформированы навыки природоохранной деятельности;
– повысится познавательный интерес к миру природы;
– дети будут сопереживать и помогать нуждающимся объектам природы: растениям, насекомым, животным, птицам, человеку;
– дети научатся воспринимать красоту и многообразие природы, появится желание чаще общаться с ней;
– дети и родители будут вовлечены в разнообразные виды природоохранной деятельности;
– будут сформированы представлений об источниках загрязнения воздуха и влиянии его на здоровье человека;
– будут сформированы знания о роли растений в очистке воздуха;
– будут сформировано осознанного, бережного отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование.
Этапы работы
1-й этап — подготовительный
Деятельность педагога:
– определение проблемы, постановка цели и задач;
– определение методов работы;
– подбор методической, научно-популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала;
– подбор материалов для познавательной деятельности детей;
– определение уровня знаний детей об объектах живой и неживой природы;
– составление перспективного плана мероприятий;
Совместная деятельность педагога и детей:
– введение детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию и близкую по имеющемуся у них опыту;
– формирование устойчивого интереса к тематике проекта.
– пополнение предметной пространственной развивающей среды.
Разработка программы для родителей «Природа и мы».
2-й этап –исследовательский (выполнение проекта)
Формы и методы работы:
Социально-коммуникативное развитие:
Игровая деятельность — дидактические игры экологической направленности, таким как: «Зеленый мир», «Найди дерево по описанию», «Так бывает или нет?», «Как вести себя в лесу», «Плохо — хорошо», «Стань другом природы», «Что лишнее?», «Назови растение», «Собери картинку», настольная игра «Времена года», «Живая-неживая природа», зимние подвижные игры на улице.
Игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным: ««Зайчик отправился в лес»», «Котик ласкает», «У птички болит крылышко — пожалей птичку», «Петя в зоопарке», «Чего боялся зайчик?».
Познавательное развитие.
Экологические наблюдения. На протяжении всего года во время прогулок на участке, во время экскурсий, проводятся наблюдения в природе: за травами, насекомыми, птицами, деревья и кустарники под снежным покровом; рассматривание следов на снегу (сравнение следов ребенка и взрослого, кошки и собаки, воробья и вороны); наблюдение за явлениями неживой природы (снегопад, метель, пурга, вьюга, оттепель); за испарением воды, направлением ветра, за комнатными растениями в групповой комнате.
Во время проведения непосредственно образовательной деятельности, основная задача — раскрытие экологических связей. Если раскрываются разнообразные и достаточно сложные связи, существующие в природе, теоретический уровень материала повышается, познавательные задачи усложняются и это способствует развитию интереса у детей.
В процессе проектной деятельности проводились интегрированные, эмоционально-ориентированные занятия «Занятия доброты», «Чем красив цветок?», «Что ты чувствуешь, когда обнимаешь дерево?» и другие.
Экспериментирование
Наибольший интерес для детей представляет познавательно-исследовательская деятельность, в которой ребенок не только теоретически узнает эти правила, но и сможет сам объяснить причинно-следственные связи в природе. Эксперименты: «Что растворяется в воде», «Превращение снега в воду», «Растение теряет влагу через испарение», «Что такое ветер? Как ветер помогает нам?», «Воздух повсюду».
Экологические знания являются основой экологического сознания, но заниматься только просвещением детей недостаточно, необходимо приобщать их к практической деятельности. Ее цель — закрепление норм поведения в природе, формирование понимания разумного ограничения потребностей для сохранения окружающей среды. Очень важно, чтобы, воспринимая весь материал, дети думали. Решению этих задач способствуют такие методические приемы, как: сравнение, индивидуальные задания, обращение к опыту детей; важно научить детей задавать вопросы себе, товарищам, воспитателю. Важно, чтобы дети не только выучили и забыли, а пронесли с собой сквозь годы то важное правило «Нужно беречь и охранять природу». На экологической тропе дети упражняются в выполнении правил поведения в природе.
Далее продолжается Знакомство детей с влиянием лесов, водоёмов, воздушной среды и почвы на жизнь человека. Цель: научить ребёнка правильно воспринимать окружающую природу, не нарушать привычный образ жизни её обитателей, быть чутким и внимательным.
Организую Беседы с детьми на различные темы (ознакомление детей с проблемами загрязнения воды, земли, воздуха): «Вода источник здоровья», «Поможем природе», «Красота природы бесценна», «Что нужно знать о мусоре», «Утилизация мусора», «Если хочешь быть здоровым — береги леса и воду!».
Совместная деятельность детей и взрослого: выращивание рассады, заготовка корма для птиц осенью, раскрашивание раскрасок, рисование плакатов, изготовление поделок из бросового материала.
Природоохранная деятельность: подкормка птиц, уборка мусора, участие в озеленении двора, участка детского сада.
Участие родителей и детей во всероссийской эколого-культурной акции «Покормите птиц зимой», «Чистый город», «Зеленый субботник», участие в республиканском конкурсе «Лучшая кормушка для птиц».
Речевое развитие
Чтение художественной литературы (экологические сказки).
Усвоение зависимости между объектами и явлениями живой природы — это сложная тема для ребенка. Облегчить эту задачу помогут занятия — рассуждения, основу которых составляют поиски ответов на вопросы «Как», «Почему?», «Отчего?». Например, «Как дышит береза?», «Где ночуют птицы», «Что нам дают деревья?», «Опиши природный объект» и т. д.
Дидактическая игра «Сравни»
Цель: побуждать детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты. Каждый ребенок рассказывает о своем дереве, и сравнивает его с другим.
Например:
Листья у калины осенью как... (Золото, солнышко)
Калиновые ягодки блестящие, как... (Бусы, драгоценные камни)
Калина хороша, как... (Красивая девушка, красавица, царевна)
Дидактическая игра «Назови ласково»
Полюбуемся прекрасной калиной, березой, кленом. Как мы назовем их ласково, нежно? (Калинка) и т. д.
Художественно-эстетическое развитие
Полученные знания на занятиях, на прогулке во время наблюдений закрепляем в процессе продуктивной деятельности (по изобразительному искусству, аппликации, лепке, конструирование из природного материала, бросового материала).
Выставка творческих работ «Синичкин день!».
Совместная деятельность взрослого идетей.
Составление плана-схемы построек на участке взимний период. Постройка сооружений (вместе сдетьми).
Участие во Всероссийском конкурсе детских рисунков «Зеленая Весна— 2015».
Работа сродителями
– анкетирование родителей. Беседы с родителями о важности проекта.
– Родительские собрания «Правильное отношение детей к природе начинается в семье», «С детства — любовь к животным».
– Консультации «Возможности семьи в осуществлении экологического воспитания детей», «Как помочь ребенку отразить впечатления о природе в игре», «Эксперименты в домашних условиях»;
– Стенды с материалом «Любви к природе ребенок учится у родителей», «Прекрасный мир аквариума», «Правила поведения в природе», «Экологические проблемы касаются и нас!».
– Посещение выставки «Загадочный мир океана».
Третий этап проекта— заключительный.
– анализ достижения поставленной цели;
– обобщение результатов работы, формулировка выводов, составление рекомендаций.
4-й этап— презентация проекта
Оформление фотовыставки совместно с родителями «Давайте вместе беречь природу», выставка поделок из природного материала «Дары осени».
Участие в международном конкурсе по естествознанию «ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА» (для дошкольников)
Участие в викторине для дошкольников познавательному развитию. «Природа и я — одна большая семья!».
5-й этап— определение задач нового проекта.
Результаты проектной деятельности
– повысился уровень исследовательской деятельности у детей;
– сформирован навык проведения опытов, навык ведения наблюдений за объектами живой и неживой природы, объяснения причинно-следственных связей в природе;
– сформирован устойчивый интерес к живой и неживой природе;
– сформированы навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
– дети имеют представления об источниках загрязнения воздуха и влиянии его на здоровье человека;
– сформированы знания о роли растений в очистке воздуха;
– сформировано осознанное, бережное отношение к воде, как к важному природному ресурсу, экономичное её использование;
– обогащены представления детей о влиянии человека на природу и природы на человека;
– сформированы представления о безопасности жизнедеятельности (правилах обращения с незнакомыми растениями и умении различать полезные и ядовитые), навыки экологически грамотного нравственного поведения в природе;
– закреплены представления о сезонных явлениях в природе;
– знания детей о различии деревьев ближайшего окружения по внешним признакам;
– уточнены представления о взаимосвязи живой и неживой природы, места человека в ней;
– углублены знания о значении деревьев в жизни всех живых существ, в том числе и человека.
И в заключении хочется сказать, мы осознаем, что наша жизнь протекает в экологически неблагоприятной окружающей среде. При этом мы часто обвиняем предприятия, выхлопные газы проезжающих мимо машин. Меньше мы видим причину в себе, в недостатке нашей личной заинтересованности в решении этих важных проблем.
Необходимо, чтобы каждый человек впитал в себя с детства необходимость создавать вокруг себя жизненное пространство, научиться сажать деревья, цветы, убирать за собой мусор.