Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования
Авторы: Шаповаленко Светлана Ивановна, Кудинова Наталья Леонидовна, Алейникова Ольга Александровна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 15.11.2018
Статья просмотрена: 2013 раз
Библиографическое описание:
Шаповаленко, С. И. Выявление и развитие детской одарённости в условиях учреждения дополнительного образования / С. И. Шаповаленко, Н. Л. Кудинова, О. А. Алейникова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 51-54. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3521/ (дата обращения: 16.11.2024).
Тему одаренных и талантливых детей можно назвать одной из самых интересных и актуальных в современной педагогике и психологии. Никто не станет отрицать, что развитие и становление общества зависит от интеллектуального потенциала людей.
Большую роль в развитии детской одаренности играют учреждения дополнительного образования детей, которые могут компенсировать недостаток учебной нагрузки в различных творческих объединениях. Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей.
Как часто нам встречаются талантливые дети, и эта одаренность проявляется не только в «ручной умелости» детей, но и в их умственном, и интеллектуальном развитии. Поэтому можно выделить умственно одаренных детей, у которых высокоразвит интеллект и детей с художественно-эстетической одаренностью, которые активны в творчестве, обладают неординарным мышлением и творческим воображением.
Исходя из понятия «одарённость», происходящего от слова «дар» и означающего благоприятные внутренние предпосылки развития личности, психологи и педагоги обратили особое внимание на то, что одарённость может иметь не только индивидуальный, но и возрастной, характер. Это может быть связано с психическими особенностями ребенка. Так, если брать систему дополнительного образования, то у ребенка в 7–9 лет могут не проявляться признаки одаренности в том или ином виде деятельности, а к 13–15 годам начинаешь замечать «юное дарование».
Одаренность часто проявляется в успешной деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный характер. Например, ребенок, увлеченный декоративно-прикладным творчеством, показывает прекрасные результаты в деятельности, занимает призовые места в конкурсах, а в общеобразовательных предметах или в спорте он чувствует себя как в чужой тарелке. Таким образом, судить об одаренности ребенка следует не только по его школьным или внешкольным делам, но по выбранным им самим формам деятельности.
Наиболее сложная задача в работе с одаренными детьми — выявить и раскрыть талант, так как дети часто скрывают свои возможности. Педагогу приходится создавать такие условия, когда у ребенка не останется возможности не проявить себя в полной мере. И наша задача, как педагогов и наставников, провести первичную диагностику одаренности, анкетирование детей по выявлению их мотивации.
Исходя из опыта работы нашего творческого объединения, а это занятия по лепке и изобразительной деятельности с детьми младшего и среднего школьного возраста, мы с первых же занятий предлагаем детям задания творческого характера, чтобы заметить их одаренность. Для одаренных детей характерна высокая скорость развития интеллектуальной и творческой деятельности, а также неординарность мышления. Имея на примете детей, на которых нужно обратить особое внимание, как на одаренных, мы переходим к простому и доступному методу наблюдения. Благодаря которому, диагностируются способности и личностные качества ребёнка, изучается его стартовый потенциал. При поступлении ребёнка в творческое объединение проводится входная диагностика готовности к усвоению образовательной программы, что даёт возможность определить первоначальный уровень знаний, его способности и интересы к определённому виду деятельности. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет.
В своей творческой деятельности мы тесно контактируем с родителями. На этапе диагностики очень важно знать результаты наблюдения родителей за ребенком вне школы, а именно чем он занимается в свободное время, как применяет свои знания.
Еще один возможный путь, которым мы пользуемся — это тестирование при помощи специальных заданий. Для выявления умственно одаренных детей мы используем «интеллектуальные тесты» — направленные на оценку общих умственных способностей детей, а также «креативно-творческие тесты» — направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, направленных на оценку познавательной активности.
Если ребенок в рисунке передает свои чувства и настроение, отражает все разнообразие предметов, людей, животных и находит применение для декоративно-прикладного изделия, а также четко выстраивает свою практическую работу и проявляет интерес к истории появления и развития видов деятельности — встречайте перед вами одаренный ребенок.
В работе с одарёнными детьми сложилась противоречивая ситуация. С одной стороны — требуется создание системы образования, в которой интеллект рассматривается как основное конкурентное преимущество. С другой стороны — у педагогов практически нет образовательных программ для одарённых детей, нет чётко отработанной модели обучения. Для решения этой проблемы, в учреждениях дополнительного образования мы используем индивидуальные образовательные маршруты.
При разработке индивидуальных образовательных маршрутов необходимо учесть потребности и возможности детей, отличающихся ускоренным темпом развития. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждения дополнительного образования позволяет удовлетворить запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени. Ребенок сам выбирает вид деятельности, которым хотел бы заниматься. И часто бывает так, что дополнительное образование влечет и затягивает ребенка больше чем общеобразовательное. Вся деятельность ребенка ориентирована на освоение опыта творческой деятельности в интересующей его области на пути к мастерству. Понятие «индивидуальный» предусматривает разработку программы только для индивидуального ребенка, учитывая все его способности и особенности развития.
Разрабатывая индивидуальный образовательный маршрут, педагог использует метод проблемного обучения. Задания подобного типа будут стимулировать ребенка к поисково-исследовательской деятельности. Специфика обучения по индивидуальным образовательным маршрутам состоит в использовании оригинальных приемов и методов обучения, в поиске новых решений при выполнении творческих работ и альтернативных интерпретаций. Всё это способствует формированию у обучающихся личностного подхода к освоению материала. Индивидуализация обучения является одним из основных вариантов качественного изменения содержания образования одарённых.
Немаловажным аспектом в развитии одаренности является создание творческих мастерских родителей и детей. В этом случае происходит передача не только знаний, умений и навыков, но и проявление нового нестандартного взгляда на культуру, общество, на способы самосовершенствования и самообразования. Завораживающее чувство, когда взрослые учатся у детей непосредственности, искренности, учатся творить и играть, а дети стремятся быть ответственными, инициативными и быть помощниками для своих родителей.
Цель создания творческих мастерских заключается в поиске новых форм и методов работы с одарёнными детьми, а также возможность индивидуализации обучения, воспитания и развития. Для юных дарований создаются условия не только для занятий, но и демонстрации своих достижений. Это участие в различных конкурсах, выставках городского, всероссийского и международного уровней.
С обучающимися среднего школьного возраста возможно использование метода проектов, который ориентирован на интерес, творческую самореализацию развивающейся личности ребёнка, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе деятельности по решению той или иной задачи. В процессе такой работы ребенку предоставляется полная свобода в подборе теоретического материала и в выполнении творческой работы. Педагоги выступает только в качестве наставников, и контролируем правильность разработки проекта.
Для успешной работы с одаренными детьми необходимо, что бы педагог являлся личностью, продуктивно реагирующей на вызов «одаренности». Взаимодействие педагога с одаренным ребенком должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи и поддержки.
Для многих детей занятия становятся не дополнительным, а основным образованием, так как именно здесь они часто получают путевку в жизнь.
Свободный выбор, разнообразие видов творческой деятельности дают возможность ребенку попробовать свои силы в разных областях, быть активным в поиске, самоопределиться и выбрать любимое дело.
На это, собственно, и направлена деятельность педагогов дополнительного образования.
Литература:
- Бискер Л. М. Программа “Одаренные дети” // “Завуч”.- 2001.- № 4.-
- Петросян Л. Г. Работа с одаренными детьми в системе дополнительного образования лицея. // “Дополнительное образование детей”.- 2001
- Логинова Р. Н. Творчески одаренные дети: выявление и развитие /// Учитель в школе. — 2008. — № 3.
- Савельева Е. А. О художественных способностях детей. // “Завуч”.- 2000.- № 6
- Юркевич В. С. Творчески одаренные дети: выявление и развитие. Типы одаренности / В. С. Юркевич // Учитель в школе. — 2008. — № 2