Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях
Автор: Галкин Вячеслав Александрович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 17.10.2018
Статья просмотрена: 333 раза
Библиографическое описание:
Галкин, В. А. Оптимизация процессов воспитания и образования в сфере профессионально-прикладной физической подготовки учащихся в высших учебных заведениях / В. А. Галкин. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 64-67. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3629/ (дата обращения: 16.11.2024).
Физическая подготовка учащихся, организованная в соответствии с научно обоснованными принципами, создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности. Она проявляется в повышении уровня специальной выносливости, силы, ловкости и других качеств, необходимых для успешной трудовой деятельности. В исследованиях по вопросам профессионально — прикладной физической подготовки, выполненных в разные годы Белиновичем В. В., Бондаревским Е. Я., Железняком Ю. Д., Ильиничем В. И., Кабачковым В. А., Леоновой Л. А. и др., разработаны вопросы формирования и совершенствования двигательных навыков, помогающих успешному овладению профессией.
Основной целью физического образования и воспитания в средних специальных учебных заведениях является повышение готовности человека к конкретной профессиональной деятельности. Комплексная программа предусматривает совершенствование психических и двигательных качеств, а также формирование двигательных навыков и умений, которые способствуют повышению производительности в избранной профессиональной деятельности. Если занятия физической культурой включают физические упражнения, направленные на развитие физических качеств и двигательных навыков, которые необходимы для выполнения действия в конкретном виде трудовой деятельности, то наблюдается их положительный перенос.
Под профессионально-прикладной физической подготовкой принято понимать специализированный педагогический процесс с использованием, средств и методов физического воспитания, которые обеспечивают развитие и совершенствование функциональных и двигательных возможностей человека, необходимых для избранной трудовой деятельности. Приобретение, воспитание и формирование прикладных знаний, прикладных физических качеств, прикладных психических качеств и психологических свойств личности, прикладных специальных качеств, прикладных умений и навыков являются главными задачами ППФП. Решение перечисленных конкретных задач в каждом отдельном случае требует направленного подбора вполне определенных физических упражнений, видов спорта и других средств. Объектом при реализации такой программы должны быть учащиеся специальных учебных заведений, которые определили будущую профессию. Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) представляет собой такое направление системы физического воспитания, которое способствует формированию физических, психических и специальных качеств, необходимых для успешной профессиональной деятельности.
Необходимость в гибком подходе к профессионально-прикладной физической подготовке обусловлена тем, что различные профессии различаются по условиям труда. Они предъявляют различные требования к организму, в том числе к физической подготовленности человека. Согласнометоду активной профессиональной адаптации, формирование рабочих динамических стереотипов происходит эффективнее, если активно развивать ключевые профессионально значимые функции с помощью приборов-тренажеров и физических упражнений, а также осуществлять рациональный режим труда и отдыха с учетом специфики осваиваемой профессии.
Задачи и методы физической подготовки в средних профессиональных учебных заведениях. Профессионально-прикладная физическая подготовка в юношеском возрасте призвана решать следующий круг задач: развитие профессионально значимых физических качеств, способностей и психофизиологических функций; освоение двигательных навыков, имеющих профессионально-прикладное значение; повышение работоспособности и поддержание ее на высоком уровне во время производственных занятий; профилактическое противодействие неблагоприятному влиянию факторов производства; содействие в формировании интереса к осваиваемой профессии. Основой совершенствования системы управления индивидуальной подготовкой юных спортсменов является функционально-временной принцип систематизации индивидуально-типологических признаков, учитывающий врожденные и приобретенные конституциональные особенности, стратегию адаптации и поведения при воздействии различных внешних факторов в период их роста и развития.
На ранних этапах подготовки индивидуализация обусловлена морфологическими и функциональными особенностями и двигательными способностями, темпами развития в сенситивные периоды, способностью к обучению различным упражнениям и формированию двигательных навыков.
Физическая подготовка должна быть направлена не только на упражнения мышц и вегетативных органов, но и психической сферы, обусловливающей быстроту реакции, ловкости, находчивость, волевые качества. При реализации программ ППФП необходимо особое внимание уделять сочетанию с общей физической подготовкой, где закладываются предпосылки успешности будущей трудовой деятельности.
Такие программы должны учитывать требования, предъявляемые профессией, возрастные и индивидуальные особенности учащихся. Педагогическое воздействие при этом направлено на: развитие профессионально значимых физических качеств и психофизиологических функций, которые подробно рассматриваются в следующих разделах обзора. Предпосылкой и условием успешности программ ППФП служит явление переноса тренированности, в основе которого лежит общность элементов различных функциональных систем организма. Физические упражнения активизируют функции органов и систем, что приводит к сопоставимым по величине адаптационным перестройкам при определенной независимости от топографии мышечного сокращения и биомеханического характера упражнений.
Выявлено, что перенос тренированности является частным случаем переноса адаптационного эффекта, под которым понимается неспецифическое повышение функциональных возможностей организма как следствие общего механизма адаптации. Эффекты переноса подробно разработаны и используются в практике спортивной деятельности. При оценке переноса физических качеств принято выделять категории однородного и разнородного процессов. В последнем случае улучшение какого-либо качества происходит под воздействием тренировки в другом. Оптимальные условия однородного переноса выявлены в упражнениях, направленных на развитие общей выносливости, поскольку во всех длительных упражнениях результат обусловлен в наибольшей мере кардиореспираторными возможностями.
В основе механизма влияния занятий физическими упражнениями на успешную профессиональную деятельность лежит перенос навыков, причем существенное влияние на данный процесс оказывает сходство координационных структур упражнений. Эффективность переноса определяется факторами наличия сходных структур двигательной координации и степенью развития вегетативных функций. Вегетативные компоненты двигательного навыка менее специфичны, и это объясняет явление одностороннего переноса тренированности между плаванием и бегом. В области профессионально-прикладной физической подготовки наблюдаются три вида переноса двигательных навыков и способностей:
– однородный перенос, когда при подготовке происходит улучшение тех физических качеств, которые необходимы в специфической профессиональной деятельности;
– разнородный перенос тренированности, когда приспособление к условиям производства ведет к повышению устойчивости к различным неблагоприятным условиям труда;
– комплексный перенос двигательных навыков, и специальный перенос с заучиваемого упражнения на освоение определенной производственной операции.
Воздействуя в комплексе, эти три вида переноса тренированности обеспечивают оптимальный эффект повышения работоспособности при спортивно-прикладной тренировке. При определении характера физической подготовки рекомендуется исходить из общего правила переноса тренированности. Эффект влияния физической подготовки наиболее высок при совпадении направленности спортивной подготовки с требованиями профессии к организму.
Компоненты, влияющие на эффективность профессионально-прикладной физической подготовки. Успешность управления физической подготовкой рассматриваемого контингента зависит от решения следующих задач:
– прогнозирования уровня индивидуальных достижений учащихся;
– планирования вариантов и методов обучения, как для всей группы, так и для отдельных испытуемых с учетом индивидуальных особенностей;
– организации тестирования для информационного обеспечения;
– выработки корректирующих воздействий при расхождении планируемых результатов с реальными.
Тренировка должна следовать детальному плану, определяющему динамику прироста результатов, а изменение специфических параметров в работе контролируется применением системы тестов и других методов исследования. При выполнении таких условий методический процесс приобретает характер строгого эксперимента. Основными требованиями к проведению педагогического эксперимента будут наличие гипотез, анализ условий проведения занятий, обработка данных, классификация результатов и объективные выводы. Такой эксперимент необходимо отличать от метода обобщения практического опыта, поскольку он отличается целенаправленной постановкой и экспериментальной оценкой различных вариантов, и теоретическим обоснованием условий его проведения.
Определение информативных показателей включает регистрацию результатов и статистическую обработку полученных данных с применением соответствующих математических методов. Индивидуальной нормой функционального состояния спортсмена, определяющей уровень его тренированности, служит диапазон возможного изменения показателей, характеризующих ведущие функциональные системы организма.
Нормы функционального состояния юных спортсменов, специализирующихся в различных видах спорта, включают: анализ исходных данных физиологических показателей в исходном состоянии; определение уровня физической работоспособности и измерение максимальных количественных значений физиологических показателей; анализ критериев эффективности деятельности и резервов адаптации организма спортсмена; выявление индивидуальных особенностей реакции на нагрузку; заключение об эффективности тренировочного процесса на основе анализа функционального состояния спортсмена.
Индивидуализация учебно-тренировочного процесса является важнейшим фактором управления физической подготовкой. В ее основе лежат следующие компоненты: сбор и анализ информации о физической, функциональной, технической подготовленности, а также соответствии требованиям конкретного вида физической деятельности. При составлении программ ППФП необходимо учитывать закономерности формирования навыков и умений, особенности возрастной изменчивости структуры психомоторных способностей учащихся. Они должны строиться с учетом сенситивных возрастных периодов для целенаправленных педагогических воздействий, стимулирующих развитие и обеспечивающих эффективное развитие необходимых качеств и способностей, соответствующих профилю профессиональной подготовки. Типичными средствами МИФИ являются прикладные физические упражнения и отдельные элементы из различных видов спорта; целостное применение прикладных видов спорта. В число средств ППФП в отдельных случаях включают дополнительные средства, которые доказали эффективность в спортивной практике. Формирование и совершенствование вариативных программ по физической культуре для молодежи основывается на следующих принципах:
– централизация, которая предусматривает подчинение частных программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом общества;
– унификация учебного материала: придание программам определенного единообразия независимо от типа учебного заведения с учетом возрастных особенностей, сроков обучения, получаемой профессии;
– оптимизация, предусматривающая отбор главного и устранение из программы второстепенного материала;
– развивающее обучение, предусматривающее преимущественное развитие физических, воспитание нравственных и психических качеств различными средствами физической культуры с одновременным формированием и развитием способностей, навыков и умений.
Интенсивность занятия, двигательная активность занимающихся, применение различных форм тренировки и другие параметры характеризуют степень физической нагрузки. Они являются доминирующими показателями эффективности занятий физической культурой.
Таким образом, повышение уровня физической работоспособности сводится не только к разработке новых методов тренировки, но и к поиску рациональных методов регуляции физического и психического состояния учащихся в соответствии с особенностями профессиональной деятельности. Целенаправленное воздействие на необходимые физические качества позволяет оптимизировать процесс подготовки учащихся к профессиональной деятельности. При этом важнейшим является вопрос методики рациональной программы развития физических качеств, которые в наибольшей мере способствуют повышению эффективности физической подготовки.
Литература:
- Давиденко Д. Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: Учебное пособие / Д. Н. Давиденко, В. Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004.
- Физическая культура студента: Учебник / Под ред. В. И. Ильина. — М.: Гардарики, 2004.
- Петленко В. П., Давиденко Д. Н. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность. — СПб.: Балтийская педагогическая академия, 1998.
- Физическое воспитание студентов: учеб. пособие /Л. С. Дворкин, К. Д. Чермит, О. Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л. С. Дворкина. — Ростов н/Д: Феникс; Краснодар: Неоглория, 2008.
- Барчуков И. С. Физическая культура и спорт: методология, теория, практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений / И. С. Барчуков, А. А. Нестеров; под общ. ред. Н. Н. Маликова. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — М.: Издательский центр «Академия», 2009.
- Евсеев Ю. И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия». / Ю. И. Евсеев — Ростов н/Д: Феникс, 2002.
- Максименко A. M. Основы теории и методики физической культуры: Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2001.