Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 17.10.2018
Статья просмотрена: 3067 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Подвижные игры как эффективное средство физического воспитания школьников младших классов / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3630/ (дата обращения: 18.12.2024).
В системе всестороннего развития личности физическое воспитание ребенка занимает важное место. В младшем школьном возрасте закладываются основы здоровья, физического развития, формируются двигательные навыки, создается фундамент для воспитания физических качеств. Ведущая роль в этот период принадлежит игровой форме организации учебно-воспитательного процесса. Особое место отводится различным подвижным играм. Данное обстоятельство связано с тем, что особенности функционирования основных систем организма младшего школьника в наибольшей степени характерны именно игровой деятельности.
Понять природу игрового метода возможно только на основе раскрытия сущности игры вообще. Игра рассматривается как своеобразная модель элементов реальной жизни, которая отражает поведение человека в границах заранее определенных условностей. Одна из основных функций игры — педагогическая: она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.
Сущность игрового метода заключается в том, что двигательная деятельность учащихся организуется на основе содержания, условий и правил игры.
Монотонность и шаблонность в занятиях с детьми младшего возраста приводит к быстрому утомлению школьников. Возникает необходимость строить уроки более разнообразно, насыщать их увлекательными новыми движениями, вызывающими положительные эмоции у детей.
Подвижные игры имеют огромное значение в осуществлении оздоровительных и воспитательных задач при обучении младшеклассников. Игры помогают правильному росту и формированию детского организма, способствуют его всестороннему развитию. Через игровые задания дети познают окружающий мир. Поэтому на уроках физической культуры рекомендуется использовать такие игры, которые обеспечивают должный уровень двигательной активности.
Игровая деятельность в физическом воспитании строится чаще всего на комплексном материале различных двигательных действий. В играх ребенок находит все основные виды движений: ходьбу, бег, прыжки, метание, преодоление препятствий, лазание, элементарные гимнастические упражнения, что и создает, в конечном итоге, основу всестороннего физического совершенствования. Кроме того, для нее характерна высокая динамичность операций, связанных с непрерывным решением быстро и внезапно возникающих двигательных задач. Это важный фактор развития координационных и других двигательных способностей. Ценность игровой формы организации занятий и в том, что она содержит неограниченные возможности для формирования у детей ориентировки в пространстве, закрепляя ранее приобретенные умения и навыки.
Игровой метод, с учетом его особенностей, используется в процессе физического воспитания не столько для начального обучения движениям или избирательного воздействия на отдельные способности, сколько для комплексного совершенствования двигательной деятельности в усложненных условиях.
Игра — самая свободная, естественная форма двигательной активности детей, в которой осознается, изучается процесс физического воспитания, проявляется личное творчество, самопознание, самовыражение ребенка.
Играя, ребенок удовлетворяет свойственную ему потребность в движениях, полностью раскрывает отрицательные и положительные черты своего характера, а это имеет большое значение для лучшего изучения детей. В играх больше, чем в физических упражнениях, участники могут выполнять двигательные действия так, как им хочется, что способствует более полному раскрытию их индивидуальных особенностей.
Характерной особенностью игрового метода является ярко выраженное соперничество и эмоциональность. Он позволяет воспроизводить сравнительно сложные взаимоотношения между людьми. Даже командные соревнования, например, в беге или прыжках, не создают столь многогранных ситуаций между участниками, сколько появляется их в игре. Участие в игре побуждает ребенка полнее и глубже использовать свои знания, умения и навыки в согласованных действиях с товарищами по команде.
Подбор подвижных игр к урокам физической культуры необходимо осуществлять таким образом, чтобы они помогали овладению и закреплению необходимых знаний, умений и навыков, способствовали развитию организма и укреплению здоровья учащихся.
Подвижные игры лучше применять в комплексе с другими средствами физического воспитания: с общеразвивающими, подводящими и специальными упражнениями. Для повышения эффективности урока физкультуры, рекомендуется насыщать применяемые в нем игры подходящими элементами современных систем физических упражнений, которые обладают высокой мотивационной ценностью и актуальностью (популярные виды единоборств, аэробики и т. п.).
Содержательная направленность практического использования игрового материала на уроке определяется, прежде всего, включением в него комплексов вспомогательных и подводящих игр на развитие физических качеств.
Если на проводимом уроке решается задача развития силы, то в него включают вспомогательные игры с кратковременными скоростно-силовыми напряжениями, преодолением сопротивления соперников. Содержательные компоненты таких игр — перетягивания, выталкивания, элементы борьбы, приседания и отжимания, бег и прыжки с посильными отягощениями, метания различных предметов на дальность. Примером таких игр могут быть: «День и ночь», «Бой петухов», «Перетяни черту», «Далекий бросок».
На развитие ловкости оказывает непосредственное влияние применение подвижных игр, которые требуют проявления точной координации движений, быстрого согласования своих действий с партнерами по команде, например, «Третий лишний», «Шишки, желуди, орехи», «Встречи на скамейке», «Скалолазы».
Играм для развития быстроты характерны мгновенные ответные реакции на различные сигналы: периодические ускорения в сочетании с внезапными остановками, стремительные рывки, бег на короткие отрезки за минимальное время, действия по опережению соперника («Вызов номеров», «Линейные эстафеты», «Салки с приседом», «Сигнал», «Займи свое место»).
Для развития выносливости надо находить игры, связанные с большой затратой сил, с частыми повторами движений, продолжительной непрерывной деятельностью, которая заведомо установлена правилами игры. Среди таких игр: «Рыбак и рыбки», «Челнок», «Удочка».
С помощью таких простых, но весьма эффективных специализированных игр можно целенаправленно осуществлять физическую подготовку, исключая монотонные и неинтересные физические упражнения. Это, в свою очередь, поможет не только разнообразить уроки физической культуры, но и повысить интерес учащихся к занятиям физическими упражнениями.
Литература:
- Абрамович В. Б., Майский А. Б. Урок физической культуры // Учебн. пособие для студентов заочного обучения. Набережные Челны, 1999: Филиал ВГИФК.
- Аксенова О. Н. Рост скелета таза у лиц школьного возраста. // Архив анат. гистол. и эмбриол. 1997, Т.53, № 9.
- Альмуханов В. У. Вариативность учебных программ по физической культуре (на примере младших классов сельских школ Казахстана): Автореф. дис....канд. пед. наук. Санкт — Петербург, 1994.
- Арестов Ю. М. Исследование полового созревания детей и подростков мужского пола в аспекте физического воспитания: Автореф. дис.......канд.биол.наук.- М., 1997.
- Арефьев В. Г., Мунтянов В. В. Влияние соматотипологических различий на уровень проявления двигательных качеств девочек младшего школьного возраста // Функциональная морфология. Новосибирск, 1994.