Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой
Автор: Рахматов Ахмеджан Ибрагимович
Рубрика: Высшее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 23.11.2018
Статья просмотрена: 987 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. И. Некоторые аспекты повышения интереса студентов вузов к занятиям физической культурой / А. И. Рахматов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 68-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3659/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящее время состояние здоровья, физического развития и двигательной подготовленности молодежи, поступающей в вузы, заметно ухудшилось (Г. В. Венгерский; В. Д. Кудрявцев; Перова Г. М., В. В. Розенфельд и др.). Представляется, что это является естественным переносом существующего положения из основной школы, где ряд авторов отмечает аналогичные тенденции. (Полянская Н. В., Копылов Ю. А., Головина Л. Л., Прокудин Б. Ф.)
В то же время, здоровье студенческой молодежи имеет особую ценность, так как она представляет собой интеллектуальный, репродуктивный, экономический, социальный и культурный резерв государства, его стратегический капитал. Особенно важно, когда речь идет о студентах педагогических вузов, будущих учителях общеобразовательных школ. Как специалисты в педагогической деятельности с детьми и подростками, они должны личным примером увлечь своих учеников в процесс укрепления здоровья и ведения здорового образа жизни.
Большую роль в решении задач укрепления здоровья, повышения уровня физического развития, двигательной подготовленности и формирования личностных качеств студенческой молодежи играют занятия физической культурой и спортом.
Однако, в последние годы преподаватели вузов, эксперты и специалисты отмечают у значительной части студентов не только отсутствие потребности в физическом самосовершенствовании, но и отсутствие мотивации к занятиям физической культурой, а также неадекватное отношение к предмету физическая культура вообще. (Березовский А. П., Виленский М. Я., Конников В. И., Лотоненко А. В., Лубышева Л. И. и др.).
Чтобы сформировать мотивационный комплекс к занятиям физической культурой, целесообразно применять современные и модернизировать традиционные средства, методы и формы организации занятий, сущностной характеристикой которых является проблемная организация двигательной активности и мыслительной деятельности студентов.
На основе анализа работ ряда специалистов, нами были определены некоторые направления организации учебных занятий, способствующих повышению уровня мотивации к занятиям физической культурой студентов вузов:
На теоретических занятиях важно в доступной форме, с учетом современных социально- экономических условий, сформировать устойчивое понимание основ теории и практики физической культуры, ведения здорового образа жизни, инновационных физкультурно-оздоровительных технологий, профессионально-прикладной физической культуры. Наглядность, доступность, а, следовательно, и эффективность теоретических занятий по физической культуре повышается с применением современных информационных технологий.
В последние годы наблюдается устойчивое изменение интереса современной молодежи в сторону новых видов спортивной деятельности. В то же время отмечается снижение интереса к «традиционным» видам спорта. Так юноши предпочитают такие виды спорта, как единоборства и спортивные игры. Девушки — различные виды аэробики. (Прокудин К. Б., Маскаева Т. Ю., Петренко А. Г.) Таким образом, представляется целесообразным учитывать реалии современной действительности и использовать новые виды спорта в занятиях со студентами, что будет способствовать повышению их интереса к физической культуре.
Для повышения мотивации к занятиям физической культурой необходимо применять индивидуальный подход при организации учебных занятий со студентами. Учитывать состояние здоровья, физическую подготовленность, и морально-волевые качества занимающихся, что позволит реализовать принципы доступности и постепенности возрастания физических нагрузок. Дифференцированный и индивидуальный подходы в процессе занятий физической культурой дает возможность постепенно усложнять практические задачи, повысить двигательную активность и самостоятельность при их решении. Этому способствуют игровой, круговой и соревновательный методы проведения практических занятий.
Индивидуально следует подходить и к разработке и применению зачетных нормативов по физической культуре. Руководствоваться не только принципом «уложился — не уложился», но и оценивать спортивную деятельность студента с учетом реальных сдвигов в показателях функциональных возможностей за определенный период времени.
Важной формой организации процесса физического воспитания студентов являются самостоятельные занятия физической культурой. Такие занятия дают возможность увеличить общий объем занятий физической культурой. Они способствуют реализации принципа сознательности и активности. В то же время самостоятельные занятия требуют методического руководства и контроля со стороны преподавателя и должны проводиться по следующим направлениям: укрепление здоровья, развитие отстающих физических качеств, подготовка к выполнению зачетных нормативов (Трифонова Н. Н.)
Организовывая самостоятельные занятия физической культурой нельзя забывать об основах самоанализа. Студенты должны изучать состояние своего здоровья, физической подготовленности, уровень развития профессионально значимых умений и навыков, личностных качеств, анализировать свой двигательный режим, сравнивая приобретаемые теоретические сведения со своими показателями. Это ведет к осознанному восприятию учебного материала, способствует развитию стремления к физическому совершенствованию.
Эффективная форма проведения занятий по физической культуре — привлечение студентов к организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, судейства соревнований, инструкторской работы. Привлечение студентов к организации и проведению физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий в учебной группе, на курсе, в институте дает возможность проявлять творческую инициативу, активность, оказывает содействие развитию организаторских умений, придает импульс к изучению правил проведения соревнований, овладение инструкторскими умениями и навыками.
Как показывает практика, при грамотной организации учебно-воспитательного процесса со студентами по предмету физическая культура, можно существенно повысить уровень мотивации студентов к занятиям физической культурой, интерес к физкультурно-спортивной деятельности, а, следовательно, более эффективно решать оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи. Не малую роль в этом играет способность преподавателя проявлять творческий подход в работе со студентами, находить новые, оригинальные пути решения создавшихся проблем.
Литература:
- Виленский М. Я. Здоровый образ жизни студентов: сущность, строение, формирование. Социокультурные аспекты физической культуры и здорового образа жизни //.- Советский спорт, 1996.
- Виленский М. Я., Литвинов С. Н. Формирование мотивационноценностных ориентаций учащихся на занятиях физической культурой // Физ. Культура в школе,- 1999.- № 12.
- Ковачева И. А. Содержание, методы и организационные формы профессионально-прикладной физической культуры студенток гуманитарных специальностей. Дисс. канд. пед. Наук,- М., 2002.