Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы)
Автор: Ельмеева Светлана Михайловна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 09.11.2018
Статья просмотрена: 1580 раз
Библиографическое описание:
Ельмеева, С. М. Патриотическое воспитание дошкольников через художественное творчество (из опыта работы) / С. М. Ельмеева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 10-11. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3672/ (дата обращения: 18.12.2024).
Понятие «Родина» и «Отчизна» в детском возрасте ассоциируется, как правило с тем местом, где находится дом, родители, друзья, то есть конкретным местом, в котором живут дети. И от того, насколько хорошо они знают и любят историю своего края, зависит и глубина патриотического чувства.
Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека. Для воспитания положительного отношения к труду большое значение имеет наличие у ребенка чувства собственного достоинства. Дошкольник, который чувствует себя беспомощным, не способным ни на что, слабо включается в работу. Напротив, ребенок, который уверен в себе, обычно трудится с большим напряжением, максимально используя свои возможности.
Воспитывая положительное эмоциональное отношение к труду, мы тем самым воспитываем трудолюбие — важное моральное качество личности. В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско-патриотических чувств. Воспитание гражданина — это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина — бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по — хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну. Дошкольный возраст имеет богатейшие потенциальные возможности для формирования патриотизма как высшей формы социального сознания. Сформировать нравственную основу и помочь ребёнку успешно войти в современный мир невозможно без воспитания любви к близким и своему Отечеству, уважения к традициям и ценностям своего народа, доброты и милосердия.
Фундамент будущего человека закладывается в раннем детстве. Обращение к краеведческому материалу на основе художественных произведений литературы и искусства способствует формированию уважения к земле, на которой живёт ребёнок, гордость за неё. Поэтому детям необходимо знать уклад жизни, быт, обряды, верования, историю своих предков, их культуру. Факты, к которым привлекают внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывать интерес, будить воображение. Здесь велика роль различных массовых форм краеведческих мероприятий. Знание истории своего народа, родной культуры поможет в дальнейшем с большим вниманием, уважением и интересом отнестись к истории и культуре других народов.
Народное творчество — это неисчерпаемый источник эстетического, нравственного, патриотического воспитания дошкольников. Народная мудрость, заключенная в сказках, потешках, прибаутках, загадках, поговорках, на протяжении многих веков воспитывала в детях гордость за талант простого народа, интерес к меткому, выразительному слову, любовь к родному языку.
Одним из средств для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов является сказка, как могучее, действенное средство нравственно- патриотического воспитания детей. Дети узнают, почему сказка называется народной: «Эту сказку знали еще бабушки и дедушки наших бабушек и дедушек. И неизвестно, кто ее придумал, вот и говорят — народная. Талантливые люди придумали много замечательных сказок». В сказке существуют две нравственные категории — добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества.
Со сказки начинается знакомство ребёнка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Нравственные понятия (честность, доброта, человеколюбие, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, что ему более близко и понятно, чему он радуется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. В сказках перед взором ребёнка возникают образы родной природы, люди с их характерами и нравственными чертами; в них дети получают блестящие образы нравственности и патриотизма.
«Под влиянием знакомства с миром сказок… — как отмечает Т. В. Кудрявцев, — в дошкольном возрасте складывается всё, что делает человека универсальным строителем». Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают, многократно возвращаясь к тексту сказки.
Сказки помогут показать, как дружба помогает победить зло. («Зимовье зверей»). Речь идет о развитии общей эмоциональности ребенка. Эмоциональный человек более активно воспринимает окружающее, проявляет заинтересованность, у него появляется желание заботиться о других, бережно относиться к природе.
Восхищение просторами страны, ее красотой и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя. Изучение культуры своего народа на начальном этапе становления личности- актуальная задача современного образования. Народная культура является хранительницей вековых традиций, опыта, самосознания наций, а также выражением философских, нравственных и эстетических взглядов и идеалов. Сказка дает мощный толчок развитию самых добрых чувств в маленьком человеке. Участие детей в народных праздниках и обрядах, когда они включаются в различные виды игровой деятельности, способствуют воспитанию их в духе гуманистических идеалов, как носителей нравственно-эстетической культуры. Кроме непосредственно образовательной деятельности, литературные произведения даются дошкольникам во многих других формах. Очень охотно дети воспринимают сюжеты, разыгранные с помощью настольного и перчаточного театра. По знакомым сказкам и рассказам нужно организовывать драматизации — спектакли, инсценировки по мотивам известных (или только что прочитанных) произведений. Переживая сюжет от первого лица, ребенок глубже постигает мотивы действия персонажа и впитывает способы поведения.
Воспитательная сила художественной литературы направлена на формирование у дошкольников образа героя, защитника своего государства, воспитание чувства гордости за историю становления страны и потребности защищать Родину, формирование желания быть защитником земли, на которой родился и вырос, которую как зеницу ока берегли предки.
При воспитании у ребенка гуманных чувств, необходимо, прежде всего, развивать способность к сопереживанию и к переживанию вообще. Воздействие этнокультуры на формирование личности следует рассматривать в связи с её многофункциональным назначением: утилитарным, праздничным, эстетическим. художественная литература включает информацию о родном крае, культуре народа, что побуждает детей наблюдать, размышлять и рассуждать.