Педагогический проект «Удивительный мир Лего»
Авторы: Лугина Анастасия Юрьевна, Соничкина Ирина Родионовна, Шамкова Елена Викторовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 06.11.2018
Статья просмотрена: 1934 раза
Библиографическое описание:
Лугина, А. Ю. Педагогический проект «Удивительный мир Лего» / А. Ю. Лугина, И. Р. Соничкина, Е. В. Шамкова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3708/ (дата обращения: 16.11.2024).
Чтобы вырасти здоровым, детям не требуется уметь читать — им требуется уметь играть.
Фред Роджерс
Игра — воспитатель. В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Игра служит и средством воздействия на тех детей, у которых проявляются эгоизм, агрессивность, замкнутость.
В игре развиваются все необходимые для дальнейшей жизни человека качества, то, от чего зависит судьба ребенка: его умение общаться с другими людьми, успешность в учебе, его социальной практики, отношение с окружающими людьми и самим собой.
Самое главное — предоставить детям возможность «проживания» интересного для них материала. Узнавая новое, дети учатся выражать свое отношение к происходящему. Конструируя, они погружаются в организованную взрослыми ситуацию: превращаются в космонавтов, путешественников. Путешествуя, дети помогают своим друзьям, выручают героев из беды, узнают интересные факты.
При этом у детей развивается творческое воображение, коммуникативные качества, любознательность. Главное нет зрителей, здесь есть только участники, причем все участвуют с большим желанием.
Знания, получаемые детьми, являются актуальными, необходимыми для них. А осмысленный, интересный материал усваивается легко и навсегда. Конструирование способствуют не только развитию кругозора, но и формированию навыков общения.
Кроме того Лего-конструирования значимая часть в свете внедрения ФГОС ДО, так как:
– являются великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающих интеграцию образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие);
– позволяют педагогу сочетать образование, воспитание и развитие дошкольников в режиме игры (учиться и обучаться в игре);
– формируют познавательную активность, способствует воспитанию социально-активной личности, формирует навыки общения и сотворчества;
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, был разработан краткосрочный проект «Удивительный мир — ЛЕГО».
Новизна проект: использование Лего-конструктора в образовательной деятельности.
Цель проекта: развитие первоначальных конструктивных умений и навыков в процессе использования Лего-конструктора.
Задачи проекта
– Развивать интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество.
– Развивать чувство симметрии и эстетического цветового решения построек.
– Совершенствовать коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.
– Воспитывать дружеские взаимоотношения детей при изготовлении построек из Лего-конструктора.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие: развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества.
Познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.).
Речевое развитие: развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Художественно-эстетическое развитие: реализация самостоятельной творческой деятельности детей — конструктивно-модельной.
Физическое развитие: координация движения, крупной и мелкой моторики обеих рук.
Механизм реализации проекта
– Организация и проведение мероприятий.
– Осуществление мониторинга.
– Просветительская работа среди родителей воспитанников.
– Распространение педагогического опыта среди педагогов дошкольного учреждения.
– Размещение фотографий и информационно-методического материала на сайте ДОУ.
Принципы
– Принцип систематичности и последовательности — развитие детей в логике «от простого к сложному», «от близкого к далекому», «от хорошо известного к малоизвестному и незнакомому».
– Принцип активности и сознательности — требует активизации деятельности детей, развития их самостоятельности в процессе овладения всеми компонентами содержания обучения и воспитания.
– Принцип индивидуального подхода в сочетании с принципом коллективной организации детской деятельности.
– Принцип эстетического ориентира на общечеловеческие ценности (воспитание человека думающего, чувствующего, созидающего).
– Принцип естественной радости (радости эстетического восприятия, эмоциональной открытости).
Формы образовательной деятельности сдетьми:
– Занятия и беседы (о конструкторах, их видах и предназначениях, об истории создания конструктора Лего).
– Тематические презентации.
– Сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и упражнения.
– Просмотр и обсуждение мультфильмов «История возникновения ЛЕГО», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц».
– Чтение и заучивание стихотворений о Лего.
– Рисование, лепка на тему Лего.
– Конструирование из конструктора Лего разных размеров.
Методы иприемы:
– Метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, видеофильмов).
– Проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации).
– Словесный (беседа, использование художественного слова, пояснения).
– Практический (самостоятельное выполнение детьми работы, использование различных схем и материалов для изображения).
– Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе).
Формы организации детей: индивидуальные, подгрупповые, групповые.
Формы работы сродителями: родительское собрание, консультация, индивидуальные беседы, анкетирование, памятки, информационные листы в родительском уголке.
Ресурсное обеспечение проекта:
– Информационные ресурсы (методическая литература по данной проблеме).
– Материально-техническое ресурсы (мультимедийное оборудование, ноутбук, телевизор, дидактические игры, конструктор Лего разных размеров, иллюстрационный материал).
– Финансовое ресурсы (спонсорские ассигнования).
– Кадровое ресурсы (Воспитатели, родители).
Планируемый результат
- Повышение интереса к моделированию и конструированию с материалами Лего;
- Совершенствование коммуникативных навыков общения детей.
- Самостоятельность детей в использовании деталей с учетом их конструктивных свойств
Этапы проекта
I этап. Организационно-подготовительный этап
– Обозначение проблемы и темы Проекта, определение цели и основных задач.
– Изучение методической литературы.
– Подбор информационного материала, создание мультимедийных презентаций, пособий.
– Разработка конспектов занятий; бесед.
– Изготовление дидактических игр
– Оснащение группы конструктором ЛЕГО.
– Планирование совместной деятельности с родителями.
– Информирование и ознакомление родителей с темой и планом проекта.
II этап. Основной этап
Непосредственная реализация проекта: проведение запланированных мероприятий. Разработка и внедрение эффективной модели взаимодействия педагогов и родителей.
Содержание и продукты проектной деятельности с детьми:
- Беседы:
«Удивительное — в истории Лего».
«Мой любимый конструктор».
- Познавательные занятия:
«Знакомство с Лего»
«Наш город».
- Занятия по конструированию:
«Космические строители».
«Путешествие в страну Лего».
«Весенний цветок».
«Животные Африки. Жираф».
А также чтение стихов о Лего, рассматривание журналов. Просмотр и обсуждение мультфильмов и презентаций «История Лего», «ЛЕГО Сити», «ЛЕГО машинки», «ЛЕГО френц». Составление рассказов о своей модели. Рассказы воспитателя об истории Лего и их видах.
Самостоятельная деятельность детей.
– Дидактические игры: «Найди пару», «Составь картинку», «Волшебный мешочек».
– Сюжетно — ролевые игры с конструктором Лего: «Детский сад», «Гараж», «ЛЕГО — город».
– Создание индивидуальных и групповых моделей по желанию детей.
– Работа по проекту проводилась в тесном сотрудничестве с родителями:
– Это — анкетирование «Любите ли Вы конструировать?»
– Консультация: «Значение LEGO-конструирования в развитии детей дошкольного возраста»
– Папка-передвижка «LEGO-конструирование»
– В результате проектной деятельности родители организовали выставку рисунков «Мой любимый герой».
– Выпустили фотогазету — «Мой любимый конструктор»
III этап. Заключительный этап
- Оформление выставки поделок из Лего-конструктора «Мир ЛЕГО».
- Представление и рассказ о своей конструкции детям второй младшей группой «Мишка».
- Презентация проекта на педсовете.
- Презентация проекта на родительском собрании.
Продукт проектной деятельности
– Рисунки детей: «Любимый герой».
– Мультимедийные презентации: «История ЛЕГО».
– Фотовыставка «Мой конструктор».
– Мини-музей «Мир ЛЕГО».
– Папка-передвижка «Мир — Лего».
– Картотека «Схемы для конструирования»
Вывод: Проектная деятельность способствовала развитию у детей социально-коммуникатывных качеств творческого воображения. Они стали активно использовать конструктор в своих играх. Появился интерес к моделированию и конструированию. Многие из детей стали вести себя уверенней в коллективе сверстников, общаться друг с другом, договариваться. А также способствовало эффективному сотрудничеству педагогов, детей и родителей.
Литература:
- Варяхова Т. Примерные конспекты по конструированию с использованием конструктора ЛЕГО // Дошкольное воспитание. — 2009. — № 2. — С. 48–50.
- Давидчук А. Н. Развитие у дошкольников конструктивного творчества / А. Н. Давидчук. — М.: Гардарики, 2008. — 118 с.
- Комарова Л. Г. Строим из LEGO. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора LEGO / Л. Г. Комарова. — М.: ЛИНКА–ПРЕСС, 2001. — 88 с.
- Лусс Т. В. Формированиенавыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов /Авт.–сост. Т. В. Лусс. Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. — М.: РУДН, 2007. — 133 с.
- Лего конструирование в детском саду: Пособие для педагогов/ Е. В. Фешина. — М.: Сфера, 2011. — 243 с.
- http://www.int-edu.ru/
- http://www.lego.com/ru-ru/
- http://education.lego.com/ru-ru/preschool-and-school