Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов» | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 08.12.2018

Статья просмотрена: 322 раза

Библиографическое описание:

Никулина, Л. П. Формирование базовых национальных ценностей у подростков в рамках деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов» / Л. П. Никулина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 45-49. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3712/ (дата обращения: 16.11.2024).



Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. Активная разработка различных аспектов патриотического воспитания подрастающего поколения, внедрение в деятельность организаторов и специалистов патриотического воспитания современных средств и методов воспитательной работы в настоящее время обусловлено реализацией Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016–2020 годы», направленной на формирование научно обоснованной организационной и методической базы системы патриотического воспитания.

Важными принципами при организации любого вида деятельности в воспитательном процессе должны быть добровольность, свободный выбор приложения своих сил, самостоятельность воспитанников, дающие им возможность в будущем применить свои навыки и умения в реальных жизненных ситуациях. Ключевыми идеями воспитательного компонента ФГОС является воспитание гражданина России, принимающего ее судьбу как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, понимающего ценность социальной солидарности, межэтнического мира. Социальный заказ образованию в соответствии с нормативно -правовыми актами устанавливается в воспитании духовно-нравственного гражданина, понимающего смысл жизни, готового к социальной и моральной мобильности. Организация деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов» обусловлена потребностью школьной практики в разработке концептуальных основ гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения в условиях современной России, недостаточной разработкой теоретических аспектов воспитательной деятельности учителя и технологий системной организации данной деятельности в образовательном процессе.

Для достижения положительного результата в формировании базовых национальных ценностей, воспитании гражданина и патриота необходима спланированная, долгосрочная, специально организованная деятельность школьников, формирующая специальные способности, обеспечивающие их позитивное участие в разных сферах познавательной и общественно — полезной деятельности. Современные методы воспитания учитывают формирование в сознании учащихся культуры межнациональных отношений, необходимости уважения к другим народам и странам, их национальным обычаям и традициям, понимания того, что истинный патриотизм гуманистичен и заключается в следующих понятиях: чувстве привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительном отношении к языку своего народа, заботе об интересах Родины; осознании долга перед Родиной, отстаивании ее чести и достоинства, свободы и независимости; проявлении гражданских чувств и сохранении верности Родине; гордости за социальные и культурные достижения своей страны; гордости за свое Отечество, за символы государства, за свой народ; уважительном отношении к историческому прошлому Отечества, своему народу, его обычаям и традициям; ответственности за судьбу Родины и своего народа.

Проблемное поле организации деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов» обусловлено противоречием между требованиями, предъявляемыми к идеалу выпускника: гражданина и патриота и реальной действительностью, когда происходят глобальные перемены в экономической, политической, социокультурной жизни страны и одновременно с этим наблюдается снижение нравственной устойчивости человека, его способности к сохранению базовых национальных ценностей, когда особую роль приобретают проблемы формирования духовного, нравственного и физического здоровья подрастающего поколения, воспитания нового типа граждан — истинных патриотов, обладающих интеллектуальным потенциалом и нравственными принципами. Содержание опыта, ориентированного на формирование базовых национальных ценностей заключается в том, чтобы за годы пребывания членами патриотического клуба, учащимися были усвоены и осознаны базовые национальные ценности как необходимые условия для будущей полноценной жизни взрослого человека: патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству; труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности; семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-нравственных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества; здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно и социально-нравственное.

В рамках организуемых мероприятий патриотизм, толерантность, гражданственность как качественные образования личности проходят через формы убеждений, утверждаются в сознании воспитанников и реализовываются в их деятельности. Педагогические идеи, лежащие в основе организации деятельности патриотического клуба «Гражданином стать готов»- формирование активной гражданской позиции, патриотизма, духовно — нравственных ценностей учащихся. Принципы, положенные в основу деятельности патриотического клуба: подбор и организация видов деятельности и мероприятий, формирующих нравственность, гражданские и патриотические качества, правовую культуру, прививающих с детства интерес к здоровому образу жизни, способствующих формированию базовых национальных ценностей-основных моральных ценностей, приоритетных установок, существующих в культурных, семейных, социально-исторических, религиозных традициях многонационального народа Российской Федерации, передающихся от поколения к поколению и обеспечивающих успешное развитие страны в современных условиях.

Основные виды деятельности в патриотическом клубе «Гражданином стать готов», направленные на достижение поставленной цели реализуются по секторам:

  1. «Военно-патриотический сектор» (сотрудничество с отделением ВООВ «Боевое Братство», Самарским областным комитетом ветеранов войны и военной службы с целью реализации долгосрочного социального проекта «Красная гвоздика»; организации мероприятий для чествования ветеранов Великой Отечественной войны и локальных конфликтов, тимуровской работы)

C:\Users\admin\Pictures\Плаксиной ом\ЕЩЁ МОЙ КЛАСС.jpg

C:\Users\admin\Pictures\image (1арт.jpg

  1. «Пресс-центр» (размещение информации о проделанной работе в СМИ, на сайтах ГБОУ СОШ с. Пестравка)
  2. Работа сектора «Здоровье-сила» — (акции против вредных привычек, спортивные и игровые мероприятия для младших школьников).
  3. Сектор «Инициаторы» (взаимодействие с властными структурами, разработка и реализация социально-образовательных проектов, направленных на решение проблем местного социума; мероприятия, посвященные Конституции Российской Федерации, символам российского государства, участие в открытых «Парламентских» уроках в Собрании представителей муниципального района Пестравский).

J:\Парламентский урок. Патриотический клуб\DSCF2889.JPG

J:\Парламентский урок. Патриотический клуб\DSCF2888.JPG

J:\Парламентский урок. Патриотический клуб\DSCF2891.JPG

  1. Сектор «Земляне» — экологический (участие в ежегодной «Весенней неделе добра» совместно с ГБУ СО «ЦСО м. р.Пестравский» и МБУ «ДМО» по оказанию добровольческой помощи ветеранам ВОВ, одиноким пенсионерам в облагораживании приусадебной территории; мероприятиях по озеленению территории села Пестравка, изучению истории родного края, походы, экскурсии по историческим местам района).
  2. Сектор «Друзья» — координаторы деятельности объединения «Звезда», шефская работа.
  3. Сектор «Радость» — развлекательные мероприятия: посиделки, праздники, участие в мероприятиях районного уровня.
  4. Сектор «Признания достойны!» — встречи с бывшими учениками школы, родителями, учителями, священниками, представителями общественности, представителями разных национальностей.
  5. Сектор «Милосердие» — участие в акциях, направленных на оказание посильной помощи инвалидам войны и труда, вдовам погибших и умерших участников Великой Отечественной войны, локальных войн и конфликтов, узникам фашистских концлагерей, детям с ограниченными физическими возможностями.

J:\ПЛАКСИНОЙ ФОТО МОРСКАЯ ПЕХОТА\image (4).jpg

J:\ФОТО СЕМЕЙНОЕ\100_2754.JPG

  1. Сектор «Исследователи» — исследовательская деятельность, работа с архивными материалами, проведение поисковой работы, деятельность по увековечению памяти погибших защитников Отечества, участие в научно-практических конференциях, акциях и конкурсах разных уровней, фотовыставках МБУ МКДЦ «Героям России моей...»

Проводимые мероприятия разрабатываются с учетом достижения наибольшей самореализации каждого воспитанника. Приоритетные виды деятельности: развитие коммуникативной культуры членов клуба, стимулирование их потребностей в поисковой деятельности. Все члены клуба инициативные, творческие, коммуникабельные, умеющие строить межличностные отношения. Членами патриотического клуба являются школьники 6–11 классов. Программа мероприятий каждого сектора составляется на учебный год и утверждается на совете клуба. Ответственными за подготовку назначаются желающие. Каждый член патриотического клуба принимает участие в мероприятиях наиболее интересных и значимых для него при активном участии родителей, представителей социума. Такая деятельность подростков, на мой взгляд, формирует у них самые важные жизненные ценности и ориентирует их на правильный выбор критериев своего будущего.

J:\ФОТО ДЛЯ ПРЕЗЕНТАЦИИ\DSCN1645.JPG

Основные термины (генерируются автоматически): патриотический клуб, мероприятие, патриотическое воспитание, Российская Федерация, сектор, Великая Отечественная война, Пестравка, подрастающее поколение, участие.

Похожие статьи

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование активной гражданской позиции и воспитание лидерских качеств подростков в разновозрастном детском объединении «Флагман»

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Работа в дошкольной образовательной организации по повышению уровня социальной значимости отцовства и укреплению семейных связей через проект «Вместе с папой!»

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту»

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Похожие статьи

Формирование у детей старшей группы детского сада основ ЗОЖ в рамках проекта «Мы выбираем здоровье!»

Формирование личностных результатов школьников в процессе преподавания русского языка по программе «Гармония»

Формирование активной гражданской позиции и воспитание лидерских качеств подростков в разновозрастном детском объединении «Флагман»

Развитие способностей воспитанников группы компенсирующей направленности в рамках реализации проекта «Успех каждого ребенка» как условие успешной подготовки к школьному обучению

Взаимодействие воспитания и обучения в педагогической системе образования младших школьников на примере реализации целей и задач акции «Покормите птиц зимой»

Формирование ценностей здорового образа жизни у дошкольников в процессе реализации краткосрочных проектов (из опыта работы)

Работа в дошкольной образовательной организации по повышению уровня социальной значимости отцовства и укреплению семейных связей через проект «Вместе с папой!»

Формирование патриотических чувств у старших дошкольников в процессе ознакомления с историей и культурой региона

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях реализации муниципального проекта «Дарите детям доброту»

Формирование жизненных стратегий у семиклассников через сотрудничество с семьей в рамках элективного курса «Экономика моей семьи»

Задать вопрос