Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 14.11.2018

Статья просмотрена: 8305 раз

Библиографическое описание:

Гайтян, С. В. Выдающиеся педагоги о сохранении здоровья подрастающего поколения / С. В. Гайтян. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3715/ (дата обращения: 17.10.2024).



Приводится обзор суждений выдающихся деятелей науки и образования прошлого о сохранении и укреплении здоровья детей.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, здоровьесберегающая технология.

Воспитание здорового подрастающего поколения — это стратегическая задача государства. Выполнению этой задачи помогает использование в учебно-воспитательном процессе здоровьесберегающих технологий. В условиях современного образования главными факторами ухудшения здоровья детей являются такие педагогические аспекты как организация учебно-воспитательного процесса без учета физиологических возрастных показателей развития детей, их состояния здоровья, высокий уровень информационной перегрузки, недостаточная подготовка педагогов и родителей к работе в здоровьесберегающем пространстве.

Древнегреческий философ Геродот Галикарнасский говорил: «Когда нет здоровья, молчит мудрость, не может расцвести искусство, не играют силы, бесполезно богатство и бессилен разум». Эти слова до сих пор не потеряли своей актуальности. Здоровье — это главная ценность жизни, это бесценный дар, за который каждый человек несет ответственность перед собой, обществом, подрастающим поколением.

Большую часть времени ученики проводят в школе, поэтому учителя в процессе обучения должны не только учить, воспитывать и развивать творческий потенциал детей, но и максимально возможно сохранить их здоровье. Поэтому главной целью статьи является привлечение внимания педагогов к активному внедрению в учебный процесс здоровьесберегающих технологий, воспитанию сознательного отношения к собственному здоровью и здоровью своих учеников.

Анализ государственных документов — Конституции РФ, Закона РФ об образовании, основ законодательства России о здравоохранении, Федеральных государственных образовательных стандартов, Национальной доктрины образования в РФ свидетельствует о том, что приоритетной задачей системы образования является воспитание человека в духе ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих как к высшей индивидуальной и общественной ценности.

Проблема формирования здорового образа жизни подрастающего поколения требует разработки образовательно-оздоровительных программ, эффективных форм и методов сообщения и взаимодействия всех социальных институтов для проведения занятий, психолого-развивающих тренингов, направленных на становление и развитие личности. Поэтому педагогические коллективы должны работать над активным внедрением здоровьесберегающих технологий в учебных заведениях и изучать опыт работы выдающихся педагогов.

Обзор научно-педагогического наследия Я. А. Коменского, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского поможет учителям сформировать у детей практические навыки для укрепления и сохранения здоровья.

Изучение научно-педагогических трудов Я. А. Коменского показало, что к вопросам жизни и здоровья педагог подходил с позиций теолого-философских рассуждений христианства и Бога. Анализ работ выдающегося дидакта позволил установить, что благодаря знаниям анатомии и физиологического развития человека, а также педагогическим наблюдениям он определил семь возрастных периодов развития человека. Заботясь о сохранении здоровья детей, педагог определил возраст начала их обучения в школе: «Отпускать детей из материнского крова и передавать преподавателям ранее шестилетнего возраста я не советовал бы …» [1, с.237]. Свой совет Я. А. Коменский аргументирует тем, что слишком юный возраст требует большей заботы, а в 5–6 лет едва лишь заканчивается формирование черепа, еще недостаточно развиты органы чувств и тому подобное.

В работе «Законы хорошо организованной школы» Я. А. Коменский указывает на санитарно-гигиенические требования к оборудованию классов, кабинетов, школы, что способствует сохранению здоровья школьников. Я. А. Коменский рассматривал вопросы формирования, сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с позиций профилактической направленности.

В педагогической литературе выдающийся педагог-мыслитель XVIII в. Иоганн Генрих Песталоцци дал описание методик гигиенического, физического и нравственного воспитания молодого поколения. Педагог убежден, что забота учителя в воспитании здоровых детей должна проявляться в любви к ним, а любовь — в деятельности. Единство с детьми — самый действенный путь для воспитания и понимания своих подопечных. И. Г. Песталоцци писал: «Когда они бывали здоровы, я находился среди них, когда они бывали больны, я тоже находился около них». [2, с.140].

И. Г. Песталоцци разработал специальные гимнастические упражнения — «элементарная гимнастика» и считал, что физические упражнения, оздоровительные игры и закаливание, бег босиком, влияние воздуха и солнца — средства укрепления и сохранения здоровья детей. По его глубоким убеждениям, «школы не должны вредно влиять на здоровье учащихся» [2, с.135].

Константин Дмитриевич Ушинский — выдающейся педагог, который разработал теорию и практику физического воспитания как одного из составляющих здорового образа жизни. В своей фундаментальной работе «Педагогическая антропология» К. Д. Ушинский выделил принципы «здоровой медицины», заложил основы здорового питания, режима дня и отдыха. [3, с.43].

Определяя главные задачи школы, Антон Семенович Макаренко исходил из того, что нужно воспитать здоровое поколение. В своей работе «Через труд и самоорганизацию — к новой жизни» А. С. Макаренко писал, что его стремление как педагога «молодые, здоровые мальчики, все — как один. Веселый, здоровый смех, шутки и совершенно свободное самочувствие» [4, с.205]. В его художественно-педагогических произведениях указаны основные принципы оздоровления воспитанников. Важным признаком здорового образа жизни педагог считал оптимизм, воспитание культуры эмоций. С точки зрения А. С. Макаренко здоровый образ жизни является условием и результатом воспитательной работы. Здоровье ребенка он рассматривает не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния, но и как состояние полного физического, душевного и социального благополучия.

На становление отечественной педагогики оказал влияние еще один выдающейся отечественный педагог — Василий Александрович Сухомлинский. Принципиально важным для педагога была постоянная и последовательная забота о здоровье учеников как неотъемлемая составляющая учебно-воспитательного процесса. В его фундаментальных произведениях «человек словно вторично рождается» и с позиций естественных знаний излагаются основы рационального воспитания, значение соблюдение режима труда и отдыха для предупреждения переутомления и др.

Обобщая взгляды В. А. Сухомлинского на роль учителя в воспитании подрастающего поколения, можно подчеркнуть, что наиболее четко свою позицию педагог изложил в таком высказывании: «Учитель должен знать и чувствовать, что на его совести — судьба каждого ребенка, что от его духовной культуры и идейного богатства зависит разум, здоровье, счастье человека, которого воспитывает школа» [5, с.257].

В. А. Сухомлинский глубоко убежден, что «педагог не имеет права не знать, что происходит с ребенком, почему он нездоров, как состояние его здоровья отражается на его умственном и нравственном развитии» [6, с.46].

Подводя итоги научно-педагогического наследия Я. А. Коменского. И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского можно сказать, что каждый из них сделал неоценимый вклад в утверждение основополагающего принципа педагогики — сделать школу центром здоровья, ведь приобретение школьных знаний ценой здоровья детей никому не нужны.

Литература:

  1. Коменский Я. А. Избранные педагогические произведения [Текст]: В 2-х т. / Я. А. Коменский; Под ред. А. И. Пискунова и др. — Т.1. — Москва: Педагогика, 1982. — С. 83–440.
  2. Песталоцци И. Г. Избранные педагогические произведения [Текст]: в 3-х т. / И. Г. Песталоцци; Под ред. М. Ф. Шабаевой, Подготовка текста, вводная статья, примеч. В. А. Ротенберг. — Москва: Изд-во АПН РСФСР, 1961. — С. 140.
  3. Ушинский К. А. Избранные педагогические произведения [Текст]: В 2-х т. / К. А. Ушинский; Под ред. А. И. Пискунова и др. — Т.1. — Москва: Педагогика, 1974. — С. 243–275.
  4. Макаренко А. С. Школа жизни, труда, воспитания. Учебная книга по истории, теории и практике воспитания. Часть 1. Деловые и личные письма, статьи 1921–1928 гг. / Сост. А. А. Фролов, Е. Ю. Илалтдинова. — 536 с. [Электронный ресурс] — URL: http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Frolov/Makarenko-shkola_gizni,_truda,_vosp_Red_A_Frolov_E_Ilaltdinova_Chast_1.pdf (дата обращения: 10.10.2018).
  5. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: В 5-ти т. / Ред. коллегия: А. Т. Дзеверин (пред.) и др. — Т.З. — К: Рад. школа, 1979. — С. 364–409.
  6. Сухомлинский В. А. Избранные произведения: в 5-ти т. / Сухомлинский В. А. / Под ред. А. Т. Дзеверин и др. — Т.4. — К.: Рад. школа, 1979. — С. 46.
Основные термины (генерируются автоматически): здоровый образ жизни, здоровье, педагог, подрастающее поколение, учебно-воспитательный процесс, активное внедрение, научно-педагогическое наследие, РФ, сохранение здоровья детей, укрепление здоровья детей.

Похожие статьи

Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях

В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьес...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса

Условие сохранения и укрепления здоровья кадет находится на первом месте среди запросов всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, врачей) к результатам общего образования. ФГОС впервые определяют здоровье школьников, в качестве одного из важны...

Похожие статьи

Воспитание основ безопасного поведения детей в учебных заведениях

В статье проанализированы данные литературных научных источников по актуальным проблемам безопасности жизнедеятельности в дошкольных и высших учебных заведениях, обеспечение систематичности, последовательности и преемственности в реализации здоровьес...

Сохранение здоровья учащихся как приоритетная задача современного общества

В статье рассматриваются понятия здоровья и формирования здорового образа жизни у учащихся.

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС

В статье затрагивается вопрос о важности формирования культуры здоровья в современном мире в период дошкольного возраста. Рассматривается вопрос осуществления формирования навыков здорового образа жизни в условиях ФГОС.

Компетентностный подход к здоровьесберегающей деятельности в дошкольной организации

На современном этапе развития остаётся актуальной проблема сохранения и укрепления здоровья детей. Автор статьи кратко знакомит с педагогическими технологиями, обеспечивающими компетентностный подход к формированию у детей привычки к здоровому образу...

Проблема здоровьесбережения в условиях современной школы

В данной статье представлены результаты исследований отечественных ученых, занимающихся изучением здоровьесбережения в образовании. Раскрыты основные компоненты здоровьесберегающей среды. Описаны основные педагогические условия, способствующие здоров...

Концептуальные основы здоровьесбережения как важный фактор повышения качества образования

В работе рассматривается проблема здоровья школьников и студентов на современном этапе образования и задачи организации здоровьесберегающего образования. Рекомендуются подходы к здоровьесберегающей организации педагогического процесса.

Здоровьесберегающие технологии в работе учителя начальных классов

В статье представлена проблема внедрения здоровьесберегающих технологий в работу начальной школы. Предложены формы работы по укреплению здоровья учащихся начальных классов.

Формирование ценности здорового образа жизни у старших школьников посредством привлечения педагогов к здоровому образу жизни

В статье авторы пытаются определить важность для формирования ценности здорового образа жизни у старших школьников здорового образа жизни у педагогов.

Исследование проблемы формирования здорового образа жизни у младших школьников

В статье поднимается проблема формирования здорового образа жизни у младших школьников и обосновывается ее актуальность на современном этапе развития школы, а также представлены результаты исследования данной проблемы.

Сохранение и укрепление здоровья воспитанников кадетского военного корпуса

Условие сохранения и укрепления здоровья кадет находится на первом месте среди запросов всех заинтересованных лиц (родителей, педагогов, врачей) к результатам общего образования. ФГОС впервые определяют здоровье школьников, в качестве одного из важны...

Задать вопрос