Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы)
Автор: Татьянкина Татьяна Евдокимовна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 15.11.2018
Статья просмотрена: 2136 раз
Библиографическое описание:
Татьянкина, Т. Е. Управление качеством образования в ДОО (из опыта работы) / Т. Е. Татьянкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3732/ (дата обращения: 18.12.2024).
Основными приоритетами развития системы дошкольного образования в РФ на сегодняшний день являются: повышение качества и доступности дошкольного образования.
Качество образования — это интегральная характеристика системы образования, отражающая степень соответствия достигаемых результатов требованиям и ожиданиям заказчиков — государства, общества, личности.
Трудно найти более многогранное и сложное явление, чем управленческая деятельность.
Руководство коллективом называют искусством успеха, которого достигают те, кто от природы рожден управлять, или те, кто постоянно работает над совершенствованием управленческой деятельности.
Важным в системе управления является создание механизма, обеспечивающего включение всех участников педагогического процесса в управление.
Управленческая система состоит из нескольких структур, деятельность которых регламентируется Уставом, рассмотрена на педагогическом совете и утверждена руководителем. Созданная структура (модель) не является чем — то неподвижным, она меняется в связи с развитием ДОО и может предопределять изменения в этом развитии.
Объектом управления является коллектив, а педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений.
Задача мотивации, которую ежедневно и ежечасно выполняет каждый руководитель состоит в том, чтобы уговаривать, убеждать, заинтересовывать, заставлять, приказывать, договариваться, воодушевлять, поднимать уверенность.
Управленческий потенциал, направленный на раскрытие творческих способностей членов коллектива, влияющих на качество образования, составляет ядро его деятельности.
Одно из главных качеств руководителя — умение создать «командный дух», сделать сотрудников единомышленниками, повышая их творческие и производственные возможности. Единомышленниками, командой педагоги будут в полной мере себя ощущать, если они осмысливают общие цели.
Лазарус говорил: «Люди, идущие в одном направлении (команда), могут достичь цели быстрее, потому что им помогает момент движения группы».
Особенно это важно, когда в коллективе происходят инновационные преобразования, связанные с реализацией концептуальных идей федерального стандарта.
Руководитель может оказывать влияние на подчиненных, пользуясь «мягкими методами» управления.Доверительность общения, поощрения, выступают непременным условием достижения командного духа без подавления интересов членов команды, без отказа от собственного мнения.
За годы работы коллектив педагогов всегда отличался стабильностью. В основном он формировался выпускниками Омутнинского колледжа, но для повышения уровня качественных изменений в профессиональной деятельности педагогов потребовалось повышение квалификации за счет курсов, получения высшего педагогического образования, прохождения аттестации.
В результате чего: 50 % педагогов имеют высшее профессиональное образование; 45 % — аттестованы на высшую квалификационную категорию; 100 % прошли курсы повышения квалификации.
12 педагогов были участниками, призерами и победителями профессионального конкурса «Учитель года»; 3 педагога неоднократно являлись лауреатами премии Правительства Кировской области; 7 педагогов награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ; 2 педагога имеют звания «Отличник народного просвещения» и «Заслуженный работник системы образования Кировской области».
Результаты работы находят отражение в серии публикаций во Всероссийских, региональных журналах «Управление ДОУ», «Справочник старшего воспитателя», «Вопросы дошкольной педагогики», «Образование в Кировской области» и в сборниках научно-практических конференций.
С 01 января 2017 г. на базе дошкольной организации работает региональная инновационная площадка. Промежуточный результат работы — Диплом 3 степени областного Фестиваля региональных инновационных площадок; выступление педагогов в институте развития образования Кировской области.
Выделим ещё один существенный аспект управления, который предусматривает важную роль родителей в образовании ребенка. Так, одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество дошкольной организации с семьей. Стандарт является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Развивающая среда создает условия для участия родителей в образовательной деятельности. При этом дошкольная организация обеспечивает вовлечение семей непосредственно в деятельность, внедряя современные формы работы.
Внедрена инновационная модель активизации родителей путем нравственно-патриотического и трудового воспитания дошкольников посредством реализации программы «Люблю свой город Омутнинск». Программа разработана педагогами и родителями, интегрируется в образовательном процессе.
Уделяем большое внимание организации предметно-игрового пространства, в котором разворачивается совместная жизнедеятельность детей и педагогов. Каждая группа оформлена в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, что также соответствует федеральному стандарту.
Таким образом, дошкольная организация сегодня находится в режиме развития и функционирования. Представляет собой мобильную систему, быстро реагирующую на изменения, потребности и воспитательные запросы социума.
Благодаря эффективному управлению и координации деятельности образовательным процессом по повышению качества образования дошкольная организация пользуется спросом у родителей, занимает призовые места в конкурсах и фестивалях; опыт ДОО неоднократно представлялся на международных и региональных семинарах.