Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант) | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Специальные (коррекционные) школы

Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.

Дата публикации: 25.11.2018

Статья просмотрена: 6560 раз

Библиографическое описание:

Зубачева, И. О. Главная мысль стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино» (урок чтения и развития речи, 7 класс, УО, 1 вариант) / И. О. Зубачева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 60-62. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3739/ (дата обращения: 16.11.2024).



Тема: «Михаил Юрьевич Лермонтов. “Бородино”. Главная мысль стихотворения».

Цель: анализ произведения и определение главной мысли стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Задачи:

‒ образовательные: закрепить знания обучающегося о жизни и творчестве М. Ю. Лермонтова; познакомить со смысловым содержанием стихотворения, помочь обучающемуся эмоционально и глубоко воспринять его; показать роль рассказчика — выразителя чувств народа;

‒ коррекционно-развивающие: развивать навык выразительного чтения; обогащать словарный запас; развивать мышление через сравнение и соотнесение иллюстрации с содержанием; развивать воображение при анализе стихотворения; развивать связную речь, мышление через ответы на вопросы;

воспитательные: воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к героическому прошлому своей Родины, патриотическое отношение к своей Родине.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: компьютер; облачная интернет-технология «Googl-Disk»; портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Е. Заболотского; иллюстрации к произведению художника В.Шевченко; текст стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино».

Комментарий: данный урок предназначен для дистанционного обучения с применением облачной интернет-технологии «Googl-Disk» (Адрес доступа: https://docs.google.com/document/d/1jHMd8igAhUaY6xAik1DbO-lB2R51fNDYTrB3rkHLCKk/edit)

ХОД УРОКА

I. Организационный этап. Рефлексия.Выбери картинку, соответствующую твоему настроению.

II. Актуализация знаний.

Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын,

Как русский, — сильно, пламенно и нежно.

М. Ю. Лермонтов

  1. Эпиграф. Обучающемуся предлагается прочитать слова М. Ю. Лермонтова и ответить на вопросы:

— Знакомо ли тебе слово «Москва»? Что оно означает? (Столица нашей Родины).

— Что значит «столица»? (Главный город).

— Столица — символ свободы и независимости нашей Родины, ее могущества. Так красиво о Москве сказал великий русский поэт, Михаил Юрьевич Лермонтов. (Портрет М. Ю. Лермонтова работы П. Е. Заболотского). Михаил Юрьевич Лермонтов написал так потому, что действительно очень любил этот город.

— Как ты думаешь, почему Михаил Юрьевич Лермонтов так любил Москву? (Родился в Москве).

— Кем был его отец? (Армейским офицером).

— Кто воспитывал Михаила? (Бабушка). — Почему?

— Чем он увлекался? (Литературой, рисованием, историей).

— Какое историческое событие его особенно привлекало? (Бородинское сражение).

  1. Краткие факты из биографии М. Ю. Лермонтова.

— Мог ли Михаил Юрьевич Лермонтов принимать участие в Бородинском сражении?

Михаил Юрьевич Лермонтов родился, когда Отечественная война 1812 года была окончена и победоносные русские войска уже находились в Париже. Но с детских лет он слышал рассказы об Отечественной войне от своих родных, среди которых было немало участников великого сражения. Сам отец поэта, Юрий Петрович, армейский офицер, был в 1812 году в ополчении и, наверное, рассказывал своему сыну о великой Бородинской битве. И бабушка с гордостью рассказывала внуку о своих родных братьях, прославивших себя в Бородинском сражении. Дядя, Афанасий Алексеевич Столыпин, был участником Бородинского сражения. Рассказы участников сражения оставили неизгладимый след в душе маленького Михаила.

После того, как поэт окончил военную школу, он стал служить офицером в гвардейском полку. В полку служили солдаты, которым довелось участвовать в Бородинской битве: ведь служба солдатская в те времена продолжалась двадцать пять лет. Воспоминаниями о минувших сражениях бывалые воины охотно делились с новобранцами. Не случайно молодой солдат называет рассказчика «дядей». Это бойцы разных поколений.

В честь 25-летия Отечественной войны 1812 года Лермонтов создал свое замечательное стихотворение «Бородино».

— А сколько было лет поэту? (1837 — год написания стихотворения; 1814 — год рождения поэта. Ответ: 23 года).

Тема, цель урока. Сегодня на уроке ты будешь закреплять навык выразительного чтения и анализа произведения с целью определения главной мысли стихотворения «Бородино».

III. Работа с текстом.

  1. Историческая справка о Бородинском сражении.

— Почему стихотворение имеет такое название? С чем это связано?

Бородино — это название села, которое находилось близко от Москвы. Именно здесь произошло решающее сражение, которое повернуло весь ход Отечественной войны 1812 года. Сражались русские с французами. Русскую армию возглавлял Кутузов, французскую — Наполеон. Вскоре после Бородинского сражения французы покинули Москву. Русский народ одержал в этой войне победу. Сегодня на уроке мы с тобой прочтём о том, что русский солдат-участник Отечественной войны 1812 года рассказывает молодым солдатам о Бородинском сражении.

  1. Словарная работа.

В тексте стихотворения встретятся непонятные слова, давай узнаем их значение (обучающийся читает вслух значение слов). Редут — квадратное земляное укрепление на поле боя; мусью — мсьё (франц.) — обращение к французу.

  1. Физкультминутка.
  2. Выразительное чтение и анализ стихотворения «Бородино» М. Ю. Лермонтова. (Обучающийся читает по одной строфе. После прочтения каждой строфы рассматривает иллюстрацию с изображением тех событий, о которых прочел в данном отрывке, и отвечает на вопросы).

Вопросы по первой строфе:

— Что волнует молодых солдат? (Они не понимают, почему была сдана Москва).

— Почему так важно было отстоять Москву? (Символ независимости, могущества нашей Родины).

— Молодые солдаты обвиняют участников Бородинского сражения, что они не смогли отстоять Москву? (Нет, они просто пытаются выяснить причину сдачи Москвы).

— Какими словами это выражается в тексте? («Ведь не даром», «ведь были схватки боевые, да, говорят, еще какие»).

— Из истории мы знаем, что русская армия оставила Москву. Это было сделано с целью сохранения армии. Кутузов это хорошо понимал. На военном совете в Филях он доказал свою правоту. Французская армия вошла в город. Город был пуст. Население покинуло Москву. Французов здесь ожидал голод и холод: не было ни пропитания, ни лошадей. Через некоторое время французы были вынуждены покинуть Москву.

Вопросы по второй строфе:

— Как старый солдат называет героев своего поколения? (Богатыри).

— Почему? (Он гордится ими, их победой)

— Кто такие богатыри? (Сильные люди, народные герои, которые защищали свою Родину).

— Как ты понимаешь выражения: «плохая им досталась доля», «немногие вернулись с поля»? (Пришлось воевать, погибли).

Вопросы по третьей строфе:

— Почему русская армия вынуждена была отступать? (Армия Наполеона была в два раза больше русской армии).

— Почему ворчали старики? (Хотели идти в бой, сражаться).

— Зачем солдаты хотели сражаться? (Чтобы победить врага, защитить от врага свою Родину).

Вопросы по четвертой строфе:

— Где находится это поле? (Это Бородинское поле, близ села Бородино).

Какие строчки говорят о том, что поле пришлось по душе солдатам? («большое поле:

Есть разгуляться где на воле!»)

— Как ты понимаешь выражение «у наших ушки на макушке»? (Не спят, в любой момент готовы принять бой). — В прямом значении?

— Когда французы появились? (На рассвете)

Вопросы по пятой строфе:

— Что сделал солдат? (Зарядил пушку).

— Для чего? (Чтобы обстреливать французов).

— Что обещают сделать солдаты? («Уж мы пойдём ломить стеною, уж постоим мы головою за родину свою!»). Выдели эти слова синим цветом.

— Как ты понимаешь эти выражения? (Напролом пойдут русские солдаты, готовы отдать жизнь за свою родину).

5. Обобщение.

Звучит ли в рассказе старого солдата гордость за русских воинов?

— А какова роль рассказчика, старого солдата, в стихотворении? (Он не отделяет себя от других воинов. Он всегда говорит: «Мы»). — Почему? (Мысли и чувства старого солдата — это мысли и чувства всего русского народа, отстоявшего Родину в Бородинском сражении).

IV. Итог урока. Рефлексия.

— Как называется стихотворение, которое мы прочитали на уроке? («Бородино»).

— Кто написал это стихотворение? (М. Ю. Лермонтов).

— О каком событии рассказывает это стихотворение? (О Бородинском сражении).

Как сражались русские солдаты? (Самоотверженно, не жалея сил).

— Какая главная мысль стихотворения? (Русские солдаты готовы отдать жизнь за свою родину)

Как называют людей, преданных своему народу, любящих свое Отечество, совершающих подвиги во имя своей Родины? (Патриоты).

Чему учит стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»?

V. Домашнее задание.

Прочитать и подготовить пересказать отрывка стихотворения, который читали на уроке.

Литература:

  1. Чтение. 7 класс:Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Автор-составитель: А. К. Аксёнова. — М.: «Просвещение». 2017.
  2. С. 78.
Основные термины (генерируются автоматически): Лермонтов, Москва, Бородинское сражение, Отечественная война, Родина, русская армия, солдат, старый солдат, Бородино, выразительное чтение.

Похожие статьи

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного (образец урока по рассказу К. Паустовского «Снег»)

Конспект ООД по чтению художественной литературы в подготовительной группе (К. Г. Паустовский, «Теплый хлеб»)

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Похожие статьи

Художественный текст на уроке русского языка как иностранного (образец урока по рассказу К. Паустовского «Снег»)

Конспект ООД по чтению художественной литературы в подготовительной группе (К. Г. Паустовский, «Теплый хлеб»)

Поэтическое представление образа «слово» (на материале стихотворения «Слово» Н. С. Гумилева)

Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова «Учитель словесности»

Конспект урока литературы (по рассказу В. Шукшина «Космос, нервная система и шмат сала»)

Конспект урока литературы в 8-м классе «Мировоззрение Л. Н. Толстого как основа рассказа «После бала»

Урок литературы в 10 классе. Анализ текста эпического произведения (ро-ман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», часть 1, глава 1)

Образовательная деятельность с детьми 6–7 лет по речевому развитию. Тема «Пересказ сказки Л. Н. Толстого «Белка и волк»

«Почитай отца твоего…»: духовный смысл рассказа А. П. Чехова «Отец» (1887)

Проблема осмысления истории в поэме А. С. Пушкина «Медный всадник» и повести Н. В. Гоголя «Шинель»

Задать вопрос