Профессиональное самоопределение первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище
Авторы: Мельник Сергей Витальевич, Аширов Алексей Петрович, Романова Антонина Ивановна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 23.11.2018
Статья просмотрена: 524 раза
Библиографическое описание:
Мельник, С. В. Профессиональное самоопределение первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище / С. В. Мельник, А. П. Аширов, А. И. Романова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3748/ (дата обращения: 18.12.2024).
Профессиональное самоопределение — процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Профессиональное самоопределение является частью жизненного самоопределения, т. е. вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. Современное понимание профессионального самоопределения охватывает проблемы взаимосвязи профессионального самоопределения с общим жизненным самоопределением личности, влияния воздействий на личность окружающей социальной среды, профессионального становления и активной жизненной позиции человека [1, с. 47].
Таким образом, в ходе обучения в общеобразовательных учебных заведениях обучающемуся необходимо определить какую профессию выбрать, исходя из своих интеллектуальных способностей, психологических возможностей и физической готовности. Выбор не легок, ведь он на всю жизнь. Кроме того, каждый мечтает о профессии престижной, интересной и обеспечивающей хороший материальный уровень жизни. Профессиональному самоопределению обучающихся помогает и способствует система обучения в специализированных учебных заведениях различного профиля, которые позволяют удовлетворить образовательные и профессиональные потребности учащихся по выбранному направлению. Такими специализированными учебными заведениями для юношей, решивших посвятить себя служению в Вооруженных Силах Российской Федерации, являются суворовские военные училища.
Задачей суворовских училищ является постепенное развитие способностей учащихся, необходимых для дальнейшего специального военного образования. Эти способности приобретаются в ходе воспитательного процесса и при изучении общеобразовательных предметов.
Условно можно выделить три взаимосвязанных этапа профессионального самоопределения первоначальных трудовых навыков и умений в суворовском училище.
Первый этап — это осознание своих интересов и способностей, связанных с выбором профессии (5–7-е классы
На первом этапе необходимо развивать чувство гордости за принадлежность к Вооруженным Силам РФ. Это такие мероприятия воспитательной работы, как праздники имеющие отношение к Вооруженным силам, чествование ветеранов ВОВ и других военных конфликтов, встречи с героями Отечества, ношение суворовской формы одежды, жизнь по распорядку дня, нормы общения с руководящим составом, преподавателями и с суворовцами, выполнение строевых приемов в повседневной жизни и т. д.
Второй этап — формирование профессионального самосознания (8–9-е классы).
На втором этапе от суворовцев требуется определение направления военной деятельности. В зависимости от желания и уровня успеваемости определяются командное, инженерное или другое направление военной службы. В зависимости от направления определяются предметы по выбору для сдачи ОГЭ, а в дальнейшем профиль обучения в 10–11 классах, закладываются основы навыков военной службы на занятиях по общей военной подготовке и в повседневной жизни.
Третий этап — профессиональная ориентация (10–11-е классы).
На третьем этапе определяется будущая военная специальность и вуз Министерства обороны для дальнейшего обучения. Изучаются условия поступления в вуз, проводится усиленная подготовка по изучению предметов для сдачи ЕГЭ, необходимых для поступления. Формируется сознательное выполнение элементов военной жизни необходимых в рамках жизнедеятельности суворовского военного училища.
Учебно-воспитательный процесс в суворовском училище, как особом учреждении, имеет свою специфику, которая накладывает отпечаток на обязанности воспитателя и его профессиональные качества. В то же время в условиях реформ в системе образования и российском обществе для системы совмещенного военного и гражданского образования встала проблема установления оптимального соотношения между творческим поиском новых образовательных технологий и умеренным консерватизмом — сохранением того ценного педагогического опыта, который был накоплен с момента открытия первых суворовских училищ.
Важнейшим мотивирующим фактором для воспитанников суворовского училища должна стать личность воспитателя, его эрудиция, жизненная позиция, поведение в конкретных жизненных ситуациях. Уважение воспитателя к своим подопечным способствует укреплению у воспитанников чувства собственного достоинства, проявлению благожелательности к воспитателю, что позволяет ему оказывать воздействие на ребят, стимулируя их к повышению успеваемости. То есть воспитатель сам должен являть собой образец внутренне мотивированной деятельности достижения [3, с. 224–225].
Фигура воспитателя в учебно-воспитательном процессе является центральной. Его задача — особая, требующая не только постоянного внимания к обучающимся, но и творческого подхода, энтузиазма, солидной военной, психолого-педагогической и методической подготовки, а это достигается высокой самоотдачей от воспитателя.
В системе воспитательной работы с обучающимися Казанского суворовского училища определены основные задачи воспитательной работы на период профессиональной ориентации или профессионального самоопределения (10–11-е классы):
‒ совершенствование взаимоотношений суворовцев в коллективе;
‒ укрепление осознанного отношения к вопросам поддержания правопорядка и дисциплины;
‒ формирование у суворовцев осознанного выбора военно-учебного заведения Министерства обороны для дальнейшего продолжения учебы.
При решении задач воспитательной работы на этом этапе основное внимание обращается на изучение способностей, индивидуальной предрасположенности каждого суворовца к конкретной воинской специальности.
С этой целью воспитатели во взаимодействии с преподавательским составом, психологической службой:
1. Уточняют степень готовности и желание каждого суворовца продолжать дальнейшую учебу в вузах Министерства обороны, для чего:
‒ определяют индивидуальную направленность, склонность и предрасположенность каждого суворовца к избранной им воинской специальности;
‒ оказывают помощь суворовцам в выборе будущей воинской специальности с учетом индивидуальных способностей и наклонностей, формирование личностных качеств;
‒ определяют степень готовности к выбору того или иного военно-учебного заведения.
2. Осуществляют комплекс мероприятий воспитательной работы, направленной на закрепление убежденности суворовца выпускного курса в правильности выбора будущей профессии офицера Вооруженных Сил и включающих в себя:
‒ контроль за морально-психологическим климатом на курсе выпускников;
‒ систематическое проведение классных часов, групповых дискуссий, вечеров вопросов и ответов, встреч с офицерами из числа бывших выпускников училища;
‒ работу по распространению опыта отличников и передовиков учебы и дисциплины выпускного курса.
При организации и проведении мероприятий культурно-досуговой работы направляют её, в первую очередь, на формирование осознанного отношения к выбору будущей военной профессии.
Методическая подготовка, проводимая в училище, способствует повышению качества и эффективности воспитательной работы воспитателей, помогает с выбором форм и методов в проведении мероприятий воспитательной работы.
В мероприятиях, обеспечивающих профессиональное самоопределение, применяются следующие формы организации воспитательной работы:
‒ торжественные мероприятия, посвященные знаменательным событиям и датам;
‒ встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, ветеранами локальных войн, выпускниками училища;
‒ классные часы по направлениям воспитательной работы (тематические);
‒ воспитательные мероприятия (тематические);
‒ летняя практика.
Для чего используются методы организации воспитательной работы:
‒ методы формирования сознания личности (разностороннее воздействие на сознание, чувства и волю учащихся с целью формирования у них системы взглядов и убеждений — разъяснение, рассказ, беседа, пример, внушение, инструктаж);
‒ методы организации деятельности и формирование опыта общественного поведения (формирование умений, навыков и привычек культуры поведения, сознательной дисциплины, ответственного отношения к порученному делу — упражнение, приучение, требование, воспитывающие ситуации, поручение);
‒ методы стимулирования поведения и деятельности (побуждать поступать по нравственным законам, принятым обществом — соревнование, поощрение, наказание);
‒ методы самовоспитания (формирование потребности в сознательной планомерной работе над собой, в совершенствовании своей личности — личные обязательства, самоотчёт, самоанализ, самоконтроль, самооценка).
Выполнение воспитателем мероприятий, обеспечивающих профессиональное самоопределение суворовцев, позволяет добиться готовности выпускников к реальному и осознанному выбору профессии, подготовить интеллектуально, культурно, физически и нравственно развитых абитуриентов для ВУЗов Министерства обороны, адаптированных к жизни в обществе и имеющих основу для подготовки к служению Отечеству на военном поприще.
Литература:
- Бим-Бад Б. М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002.
- Мощенко А. В. Психологические основы развития личности суворовца / М., 1996.
- Садыкова С. В. К вопросу о мотивации школьников к учебной деятельности. Журнал Камской Государственной академии Физической культуры, спорта и туризма. — 2009. № 4.
- Устав федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Казанское суворовское военное училище Министерства обороны Российской Федерации» (принят общим собранием руководящего, педагогического состава, представителей других категорий постоянного состава (протокол № 1 от «15» мая 2015 г.).
- План мероприятий воспитания и социализации обучающихся Казанского суворовского военного училища на 2017–2018 учебный год.