Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении
Авторы: Ляшенко Александр Юрьевич, Овсянников Евгений Игоревич
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 27.11.2018
Статья просмотрена: 449 раз
Библиографическое описание:
Ляшенко, А. Ю. Система воспитательной работы как часть образовательного процесса в школе при исправительном учреждении / А. Ю. Ляшенко, Е. И. Овсянников. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 79-81. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3762/ (дата обращения: 16.11.2024).
Материал статьи раскрывает некоторые особенности организации воспитательной работы с учащимися в условиях организации учебной деятельности в исправительном учреждении. Учебно-воспитательный процесс в исправительном учреждении требует реализации воспитательных задач определенной подготовки педагогов, организации педагогического процесса, корректировки учебных планов с учетом специфики обучающихся и тесному взаимодействию педагогов с воспитательным отделом учреждения.
Ключевые слова: воспитательный процесс, образование в исправительном учреждении, план внеурочной деятельности
В соответствии со статьей 9 Уголовно-исправительного кодекса России получение осужденными основного общего и среднего общего образования является сегодня одним из основных средств поощрительного воздействия и должна стимулировать осужденных к обучению. В этом заключается ключевая идея, согласно которой образовательное обучение в исправительном учреждении имеет воспитательную направленность.
Обучение в условиях исправительного учреждения решает важную воспитательную задачу ресоциализации или социальной реабилитации. И решение данной непростой задачи возможно, в том числе и через методы и формы обучения, которые реализует основная образовательная программа школы. Нам необходимо довести до сознания наших учащихся тот факт, что обучение в школе позволит им в дальнейшем узнать себя и свои возможности, благодаря приобретенным знаниям в школе, а также приобрести навыки в общении с людьми, научиться владеть собой.
Для того чтобы успешно реализовывать воспитательный процесс в школе, мы, несомненно, должны учитывать влияние трех основных факторов: наследственности, социального окружения и воспитания.
Очевидно, что на наших воспитанников в данных условиях, семья не может оказать существенного влияния. Если в вольных школах задачи нравственного и эстетического формирования, эмоциональной культуры и физического здоровья детей и их воспитания решаются совместно с семьей, то в условиях тюремной школы это звено выпадает. Но воздействие семьи является всё же не прямым, а косвенным фактором, который может стимулировать учащегося на деятельность. В тоже время, связь учащихся — осужденных с семьей имеет огромное значение для организации педагогического процесса. Отмечаем, что для довольно значительной части обучающихся в школе при ИУ одним из стимулов является положительный результат обучения как доказательство и (или) свидетельство стремления к исправлению. Сам факт наличия положительных оценок по нескольким дисциплинам, во-первых, дает возможность обучающимся показать свою индивидуальность и способности, в первую очередь для родных и близких, а во-вторых, повысить свою самооценку, что очень важно в тюремной среде. Опыт также показывает, что успевающие ученики становятся значительно спокойнее и психологически увереннее, овладевая новыми знаниями и навыками.
Социальное окружение — это, в наших условиях, один из самых сложных компонентов, который необходимо учитывать при реализации программы социализации учащихся нашей школы. Специфика заключается в том, что ближайшее окружение наших учеников — это люди, осужденные за различные составы преступлений, в большинстве своем за тяжкие или особо тяжкие преступления, такие как убийство, тяжкие телесные повреждения, преступления против собственности, распространение наркотиков. В том числе в это окружение входят злостные нарушители режима, неустойчивые из числа осужденных, члены малых отрицательных групп, приспособленцы. К сожалению, данная среда оказывает больше негативного влияния на учащихся.
Негативное влияние данного фактора частично удаётся снижать благодаря совместной работе учителей, классных руководителей и воспитателей отрядов. Данный подход способствует реализации воспитательной работы в единой системе в соответствии с концепцией деятельности образовательного и исправительного учреждения.
Как мы знаем, воспитание и формирование личности взрослого человека, конечно, проходит сложнее. А в нашем случае, процесс воспитания осложняется еще и тем, что это еще и категория людей со «смещёнными» социальными установками. Большинство наших учеников имеют средний возраст 24–25 лет и многие из них начали свой преступный путь с детского возраста. Как показывают статистические данные, примерно 30 % учащихся имеют только несколько классов образования и примерно 10 % обучались в коррекционных школах. Основная масса обучающихся имеет посредственные знания, есть среди них лица, с крайне негативным отношением к обучению и самообразованию, но наряду с этим, имеются учащиеся и с повышенными образовательными потребностями.
Основными целями педагогического коллектива в данных условиях являются:
‒ утверждение в сознании учащихся стремления преодолеть низкую или вовсе отсутствующую потребность в образовании;
‒ воспитание личности с положительной нравственной направленностью;
‒ формирование социально-адаптированного потенциального члена общества.
Исходя из этого, работа нашей школы выстраивается с учётом следующих ведущих принципов:
‒ более пристальный личностно ориентированный подход в вопросах обучения и воспитания;
‒ дифференцированный подход к каждому учащемуся;
‒ принятие учащегося таким, какой он есть, точнее принятие инаковости партнера по взаимодействию.
На сегодняшний день образование и воспитание являются неразрывными понятиями и составляют основу образовательного процесса. Поэтому и методики обучения, применяемые в образовании, становятся средством реализации воспитательной и развивающей задач. В их число входят методики активного обучения и дифференцированного обучения, проектная деятельность и интерактивные технологии. Все они, в равной степени позволяют реализовать нам воспитательные возможности образовательных областей, заложенных в учебном плане. Например, реализация факультативов и спецкурсов по учебному плану:
‒ «История и культура народов Кавказа», позволяет создать условия для формирования гражданских и патриотических чувств, регионального патриотизма учащихся через обращение к исторической памяти и культуре народов Кавказа и России в целом, воспитание межнационального уважения;
‒ «Межкультурная коммуникация (английский язык)», позволяет сформировать у учащихся способности и готовность участвовать в межкультурной коммуникации, самосовершенствоваться в коммуникативной деятельности;
‒ «Информационные технологии», позволяет приобрести навыки применения средств ИКТ в проектной деятельности, в учебной деятельности, при дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда;
‒ «Этногеография народов России» — факультативный курс, целью которого является получение знаний о народах России, их традициях, культуре, особенностях быта проживания и расселения, а также современной хозяйственной деятельности. Формирует гражданские, патриотические и культурные качества, необходимые выпускнику;
‒ «Декоративно-прикладное искусство», «Основы металлообработки», «Художественная обработка древесины» — данные спецкурсы выступают как компонент трудового воспитания и социальной адаптации осужденных, позволяют реализовать задачи по развитию творческих способностей обучающихся и их профессиональному самоопределению в условиях изменяющихся запросов рынка труда, позволяют получить знания и умения учащихся в конкретной профессиональной области. Они также являются подготовительными для тех, кто в дальнейшем планирует продолжать обучение и осваивать профессию в ФКПОУ № 203 ФСИН, функционирующем при исправительном учреждении.
Реализация программы воспитательной работы является еще одним составным компонентом организации концепции деятельности нашего образовательного учреждения.
План воспитательной работы составлен в соответствии с требованиями современного федерального государственного образовательного стандарта. В частности, мероприятия, которые проводятся по плану воспитательной работы, позволяют реализовать требования ФГОС: освоение обучающимися социального опыта; формирование готовности обучающихся к выбору направления своей профессиональной деятельности в соответствии с личными интересами, индивидуальными особенностями и способностями, с учётом потребностей рынка труда; формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся; формирование экологической культуры.
Внеурочная деятельность организуется по все направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное в форме внеклассных мероприятий и олимпиад.
В частности, наши школьники принимают активное участие в заочных олимпиадах:
‒ международная олимпиада по русскому языку, физике от проекта «Кириллица»;
‒ международный конкурс «Я энциклопедия» по предметам «Математика», «Физика», «История»;
‒ олимпиада по истории, математике, литературе, физике центра развития талантов «Мега-Талант», и результатом участия являются дипломы и сертификаты, что влияет также и на повышение мотивации учащихся;
‒ «Региональная дистанционная интеллектуальная межпредметная викторина для обучающихся школ при ИУ Мурманской области».
Перечень внеклассных мероприятий, который реализуется нашими учителями включает мероприятия гражданско-патриотической, духовно-нравственной и социальной направленности: «Памяти жертв «Беслана»», «Арсеньев В. К. — исследователь, путешественник», «Торжественный день воинской славы в честь победы в Бородино русскими войсками», «Ф. Шиллер-писатель Нового времени», «Битва под Москвой», «Сталинградская битва», «С.Ковалевская — знаменитая женщина-математик», «Спорт в жизни страны», «День памяти воинов интернационалистов», «Международный день русского языка», «Всемирный день Земли», «С. Хокинг — жизнь и труды», «Всемирный день авиации и космонавтики», ««Моя семья» в годы Великой отечественной войны», «День славянской письменности и культуры».
Таким образом, организация воспитательного процесса как составной части обучения осужденных положительно сказывается на их исправлении, является средством возвращения в общество, позволяет развить у них активность и ответственность, дает осужденным дополнительную возможность предотвратить личностную деградацию в условиях изоляции, снижает уровень их антисоциальных действий.
Также, для успешной реализации воспитательной программы, решения возникающих проблем и повышению эффективности взаимодействия между школой и воспитательным отделом учреждения, а также межведомственного сотрудничества требуется следующее:
‒ расширение зоны взаимодействия педагогов не только внутри системы, но и с образовательными учреждениями города;
‒ донести до сознания каждого учащегося осознание необходимости получения среднего общего образования, а эта работа возможна только в тесном взаимодействии с воспитательным отделом ИУ;
‒ необходимо чтобы планы школы взаимно дополняли планы отделов и подразделений исправительного учреждения;
‒ поиск возможности оснащения школы новым оборудованием и обновления материально-технической базы;
‒ продолжение работы по пополнению и обновлению учебно-методической литературы, медиатеки, учебных и наглядных пособий;
‒ дальнейшее совершенствование педагогов в области методики обучения и переход на более высокий уровень организации образовательного процесса.
Литература:
- Гончаров А. В. Особенности и специфика образования в местах лишения свободы. [Эл. ресурс] — http://festival.1september.ru/articles/604168/ (дата обращения 4.10.2018)
- Ляшенко А. Ю., Овсянников Е. И. Специфика организации учебного процесса в вечерней (сменной) общеобразовательной школе при исправительном учреждении // Обучение и воспитание: методики и практика 2016/2017 уч. года: Сб. материалов XXXI Международной научно-практической конференции. — Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2017. С.228–233.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (официальный сайт) [Эл. ресурс] — https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/ %D0 %B4 %D0 %BE %D0 %BA %D1 %83 %D0 %BC %D0 %B5 %D0 %BD %D1 %82 %D1 %8B/938
Ключевые слова
воспитательный процесс, образование в исправительном учреждении, план внеурочной деятельностиПохожие статьи
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»
В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...
Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии
В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования
В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении
Проблема составления учебно-воспитательного плана общеобразовательного учебного заведения требует постоянного совершенствования. Ответственное лицо за составление плана должен четко представлять цели и задачи предстоящего учебного года, владеть умени...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...
Похожие статьи
Анализ учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и информационные технологии»
В статье проводится анализ эффективности учебно-воспитательной деятельности учащихся в процессе изучения дисциплины «Информатика и ИТ». Излагаются рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, как на уроке, так и в процессе самостоятел...
Направления формирования ценностных установок у несовершеннолетних осужденных в условиях воспитательной колонии
В статье авторы анализируют состояние жизненной и ценностной смысловой сферы подростков при попадании в места лишения свободы, указывают на особенности их взглядов и убеждений. На основе этого в статье раскрываются определенные направления воспитател...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассмотрена сущность методического сопровождения педагогов ДОУ, ее цель и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. Также в исследовании описан процесс организации методического сопровождения педагогического коллект...
Управление воспитательной работой с обучающимися «группы риска» в организациях профессионального образования
В данной статье затрагивается проблема увеличения детей «группы риска». Автор дает описание характерных черт присущих детям данной группы, а так же сложностями которые возникают в процессе обучения у детей «группы риска» и их окружения. На основе пол...
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Научно-методическое сопровождение планирования учебно-воспитательной работы в общеобразовательном учебном заведении
Проблема составления учебно-воспитательного плана общеобразовательного учебного заведения требует постоянного совершенствования. Ответственное лицо за составление плана должен четко представлять цели и задачи предстоящего учебного года, владеть умени...
Сущность методического сопровождения педагогов в дошкольных образовательных учреждениях
В статье рассматривается сущность методического обеспечения педагогов дошкольного образования, его назначение и основные компоненты, представленные в виде трех структурных блоков. В исследовании также описывается процесс организации методической подд...
Особенности взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей ребенка раннего возраста
В статье рассматривается одно из направлений деятельности дошкольной образовательной организации — взаимодействие детского сада и семьи. Представлено исследование психолого-педагогических условий взаимодействия дошкольного образовательного учреждения...
Специфика исследовательской деятельности учащихся основной школы (5-9 классы)
В статье рассматривается проблема овладения исследовательской деятельностью обучающимися в образовательном учреждении. Организация данной работы для обучающихся в школе требует учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей. Подробн...