Эмоциональное формирование дошкольника в семье
Автор: Стрелкина Марина Дмитриевна
Рубрика: Семейное воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 05.12.2018
Статья просмотрена: 47 раз
Библиографическое описание:
Стрелкина, М. Д. Эмоциональное формирование дошкольника в семье / М. Д. Стрелкина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3769/ (дата обращения: 16.11.2024).
За тысячелетнюю историю человечества сложились две ветви воспитания подрастающего поколения: семейное и общественное. Издавна ведётся спор, что важнее в становлении личности: семья или социальная среда? Одни великие педагоги склонялись в пользу семьи, другие отдавали пальму первенства общественным учреждениям. Между тем, современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребёнка невозможно отказаться от семейного воспитания. Основываясь на своём жизненном опыте, имея за плечами двадцати пятилетний стаж педагогической работы и вырастив дочь, я убеждена в том, что именно атмосфера родного дома является главным орудием формирования чувств ребёнка. Изо дня в день, а не от случая к случаю, каждым словом, поступком и настроением близких людей начинается эмоциональное образование человека в семье. Более того, можно сказать, что в семье оно и заканчивается. Здесь создаётся «скелет», здесь нарастает и кое-какое мясо. Это правило, как и всякое другое, имеет исключения, но при любых исключениях остаётся правилом и жестоко мстит за себя, если им пренебрегают. Младенец не обладает никакой «враждённой человеческой психикой». В нём заложена лишь потенциальная способность сделаться человеком, которая без нормального общения с людьми не только не реализуется, а утрачивается навеки, при чём в самом раннем возрасте. Тут мы разительно отличаемся от животных, почти целиком получающих все свои качества и признаки автоматически, по наследству. Ребёнок «очеловечивается» только в человеческой среде. Дети людей, выраставшие среди обезьян, оставались обезьянами. Поэтому так важны первоначальные влияния для формирования человеческой личности.
В семье рождается духовное начало человека. Многообразие отношений между её членами, обнажённость и непосредственность чувств, которые они питают друг к другу, обилие различных форм проявления этих чувств, живая реакция на мельчайшие детали поведения ребёнка-всё это создаёт максимально благоприятную среду для эмоционального формирования, для накапливания фактов и наблюдений, которые чудесным образом кристаллизуются потом в новую неповторимую личность. Конечно, семья невозможна без каких-либо переживаний, событий, трений. Абсолютно гладко получается всё только на бумаге. В жизни случается всякое. К сожалению, не всегда конфликты удаётся скрыть от детей. И выросшие дети в семьях, где происходят семейные драмы проигравшие эмоционально люди. Только преобладание положительных эмоций (бодрости, оптимизма, нежности, дружбы) над отрицательными (раздорами, унынием, скукой) создаёт душевное здоровье семьи. Попробуйте для контроля проделать такой эксперимент. Проследите за поведением своих домочадцев и запомните или запишите, по какому поводу каждый из них в течение недели раздражался или радовался, ссорился, сочувствовал? Какая чаша весов перетянула? Какого качества эмоций получил ребёнок за этот период. Немалую роль в формировании ребёнка играет умение (или неумение) взрослых находить верную и постоянную пропорцию для своих реакций на то или иное событие, поступок. Ахи и охи по незначительному поводу, крик от усталости и раздражения, не относящихся к сути данного случая или поступка ребёнка-немедленно отражается на поведении ребёнка, лишают его душевной устойчивости и соответственно порождают в его характере ворчливость, капризность. Маленького человека надо приучать к сдержанному и благородному проявлению эмоций, а для этого сами взрослые должны преподать своим личным примером урок поведения хороших побуждений и чувств. Дети нас копируют, подражают нашему поведению, зачастую, эмоционально — они наше отражение, усиленное в несколько раз.
Говоря о семейном воспитании, нельзя не затронуть крайности в воспитании: чрезмерная муштра — с одной стороны и баловство и сюсюканье с другой. Любая из названных крайностей в отдельности и нередко встречающее сочетание их вызывает у ребёнка перенасыщенность того или иного характера. Если его слишком много целуют, или слишком много кричат, или делают то и другое поочередно, включается как бы автоматическая защита от перегрузок. В ответ на поцелуй вы получаете равнодушное чмоканье, в ответ на упрёк-без раскаяния «Больше не буду». Когда ребёнок устанет от ваших то гневных, то любвеобильных излишеств, начнёт появляться –и прорываться-чувство уже прямо противоположное желаемому. Он будет отбиваться с досадой от ласк, на окрики отвечать дерзостью. Ребёнку очень нужно внимание окружающих-истинное внимание к потребностям его развивающих чувств, ума, интересов. Пренебрежительное отмахивание от него недопустимо, особенно если дело касается эмоций. Но какую-то малость здесь ребёнок, видимо, должен «недобирать». И не только в приятном, но и по части различных нотаций и наказаний, которые имеют печальное свойство стремительно приедаться. Снова поэкспериментируйте: попробуйте сравнить воспитательный эффект от двух различных бесед с ребёнком по поводу его прегрешений: с одной из них дайте себе волю и выговоритесь до конца, а в другой ограничьтесь коротким энергичным внушением, подавив привычные порывы родительского красноречия. И вы увидите, что в первом случае он, не смотря на все ваши громы и молнии, скоро заскучает и будет отвлекаться, начнёт исподтишка разглядывать что-то под ногами или откручивать пуговицу. А во втором уйдёт, не успев ещё растерять опаски «Что-то мне будет?» и ощущения вины. Второе куда полезнее. Родителям необходимо дозировки того самого внимания ребёнку и не стоит злоупотреблять воспитанием в лоб. Известно, что дети иногда капризничают и даже бедокурят, только, чтобы привлечь внимание к себе-пусть даже отрицательное. И мы частенько наивно попадаемся на эту удочку, вместо того чтобы отрегулировать поведение малыша мерой нашего интереса к тем или иным его занятиям. Но даже простая фиксация внимания на том или другом поступке должна быть естественная, ненавязчивая, не лобовая. Теперь два слова о другом об ограждении ребёнка от отрицательных влияний. Выше, я говорила, что чем чаще эмоции ребёнка окрашены положительно, тем лучше для душевного здоровья растущего человека. Но полностью мы не сможем изолировать его от дурных и вредных воздействий извне. Например, вовсе не пускать его гулять одного и т. д. К сожалению, мир соткан не только из добра и уже в детском саду ребёнок вероятно столкнётся, а потому он должен быть готов к отпору той скверне, от встречи с которой не застрахован никто. Значит, надо стремиться к воспитанию эмоциональной стойкости, сопротивляемости, а она-как все черты характера-рождается в опыте, в практике. У ребёнка с нормально развивающейся системой чувств, у ребёнка, растущего в семье внутренне цельной, жизнерадостной, духовно здоровой, механизм эмоциональной защиты вырабатывается сам, без дополнительных «мероприятий» со стороны родителей, и роль их при этом сводится к тактичному руководству в более напряженных случаях. Разговор о значении семейной атмосферы, семейного климата в воспитании чувств подходит к концу. И последнее замечание. В ранние годы формируется представление о своём месте в мире, закладывается фундамент будущей личности. Пройдут годы, и если этот фундамент вдруг даст трещину, осядет (потому что был с изъяном, с браком), перекосится всё здание. потому что был построен на гнилой основе. И каково придётся тогда его «жильцам»? Одним из условий закладки надёжного фундамента в детстве является ощущение прочности бытия, вера в будущее, ожидание радостной, солнечной, захватывающе-интересной жизни. Поэтому в семье должно быть ощущение светлой перспективы, не омрачаемое страхом завтрашнего дня. Ребёнку свойственно рваться в будущее, верить в свою удачливость, даже в бессмертие. Жестоко ранив детскую душу, через много лет спустя скажется во взглядах человека на мир.
Запомните:
Если ребенка критикуют — он учится ненавидеть.
Если ребенка высмеивают — учится жить с чувством вины.
Если растет во вражде — развивается агрессивность.
Если живет в обстановке терпимости — учится понимать других.
Если ребенка подбадривать — он начинает верить в себя.
Растет в честности — учится справедливости.
Если ребенка хвалят за дело — учится быть благодарным.
Если приучают к самостоятельности — учится быть ответственным.
Если показываете мастерство в каком-либо деле — то этим растите уважение к труду.