Мастер-класс «Деление слов на слоги. Перенос слов»
Авторы: Семенюта Людмила Васильевна, Герасименко Виктория Николаевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 03.12.2018
Статья просмотрена: 6218 раз
Библиографическое описание:
Семенюта, Л. В. Мастер-класс «Деление слов на слоги. Перенос слов» / Л. В. Семенюта, В. Н. Герасименко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3781/ (дата обращения: 16.11.2024).
В решении задач, поставленных перед современной школой стандартами второго поколения, большое значение придается педагогическому мониторингу, так как без непрерывного систематического отслеживания качества знаний и результатов воздействия воспитательно-образовательного процесса, на личность обучающегося трудно оценить эффективность работы школы и определить пути её дальнейшего развития.
Тема «Деление слов на слоги. Перенос слов» явилась проблемной по итогам мониторинга образовательных достижений в параллели первоклассников прошлого года. Затруднениями для педагогов параллели стали: деятельностный подход к изучению трудных тем русского языка, а именно «Перенос слов», формирование умения делить слова на слоги и находить слова, которые нельзя переносить. Мероприятиями по преодолению этих затруднений стали: приёмы деления на слоги, заучивание правил переноса слов, знакомство с особенностями и алгоритмом слогораздела, карточки для индивидуальной работы, изучение опыта работы лучших учителей через Интернет, использование интерне-ресурсов, тренажёры. В рамках мастер — класса мы хотели бы поделиться своим опытом и продемонстрировать приёмы формирования у детей знаний на перенос слов, нахождение слов, которые нельзя переносить.
В течение первого полугодия первого класса упражнения в делении слов на слоги проводятся ежедневно как устные, так и письменные Умение правильно и быстро делить слово на слоги относится к числу важнейших, над которыми идет работа в первом классе. С опорой на данное умение учащиеся овладевают процессом чтения и письма. Перенос слов дети начинают проходить на уроках русского языка в 1 классе, если вовремя не выучить правила деления слов для переноса, в старших классах дети будут совершать ошибки, перенося слова со строки на строку.
Во II и III классах правила переноса специально не изучаются, и учитель, по мере того как встречаются в письменных упражнениях подобные слова, выясняет с детьми, какой вариант переноса удобнее и почему. Постепенно учащиеся при переносе слов учитывают не только слог, но и морфему (приставку, корень).
Современные лингвистические исследования свидетельствуют о том, что слогосложение остается одной из наиболее сложных и актуальных проблем общей фонетики. При этом сущность слога, его роль в языке не имеет общего для всех исследователей определения.
А. А. Леонтьев (1956) определяет слог как минимальный сегмент потока речи, который может быть произнесен в изолированной позиции. К материальным средствам выделения слога автор относит все физические свойства звука: силу, высоту, долготу, тембр. Наличие тонального элемента является условием, необходимым для образования слога. Независимо от подходов к проблеме и различных трактовок вершиной слога признается гласный, как слогообразующий элемент, согласный считается периферическим элементом, выступая при этом инициатором слога.
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих тяжелыми нарушениями речи. У большинства из них в той или иной степени присутствует нарушение слоговой структуры слова. Правильно сформированная слоговая структура является залогом последующего грамотного навыка чтения и письма ребенка. Стойкие нарушения в слоговой структуре являются одним из критериев, которые характеризуют ОНР (общее недоразвитие речи). Нарушения слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь, всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко-слоговой и морфологической структурой слова.
В процессе овладения письменной речью большое значение имеет способность анализировать слово на составляющие его слоги. Дети знакомятся со слогом, как минимальной произносительной единицей русского языка. Он может состоять из одного или нескольких звуков. Как же делить слово на слоги? Каковы основные правила слогораздела?
Первое, что следует запомнить, — количество слогов в слове равно сумме гласных, которые входят в его состав. Границы слогораздела часто не совпадают с поморфемным членением. Поэтому, делая разбор, необходимо опираться на следующие правила:
– Слогообразующими в русском языке являются гласные звуки;
– Слог не может включать больше, чем один гласный;
– Слог может состоять из одного гласного звука (о-вод) или комбинации гласных и согласных.
– Состоящий из двух и более звуков слог всегда начинается с согласного;
– Все слоги в русском языке стремятся к открытости: открытый слог оканчивается на гласный звук.
Но чтобы правильно делить слова на слоги, мы должны знать какие типы слогов бывают. Авторы Н. С. Четверушкина и А. К. Маркова выделяют 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании количества и использовании различных типов слогов:
- Двухсложные слова из открытых слогов (ива, дети).
- Трехсложные слова из открытых слогов (охота, малина).
- Односложные слова (дом, мак).
- Двухсложные слова с закрытым слогом (диван, мебель).
- Двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (банка, ветка).
- Двухсложные слова из закрытых слогов (компот, тюльпан).
- Трехсложные слова с закрытым слогом (бегемот, телефон)
- Трехсложные слова со стечением согласных (комната, ботинки).
- Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (ягненок, половник).
- Трехсложные слова с двумя стечениями согласных (таблетка, матрешка).
- Односложные слова со стечением согласных в начале слова (стол, шкаф).
- Односложные слова со стечением согласных в конце слова (лифт, зонт).
- Двухсложные слова с двумя стечениями согласных (плетка, кнопка).
- Четырехсложные слова их открытых слогов (черепаха, пианино).
В процессе развития слогового анализа необходимо сформировать умение выделять гласные звуки в слове, усвоить основное правило слогового деления(в слове столько слогов, сколько гласных звуков). Дети очень хорошо знают это правило, но применить его не могут. Постоянная опора на гласные звуки при слоговом делении позволяет устранить и предупредить такие ошибки чтения и письма, как пропуски гласных звуков, добавление гласных. На этапе анализа слогового состава слова с опорой на гласные проводится предварительная работа по дифференциации гласных и согласных звуков. Уточнить об основных различительных признаках гласных и согласных (по способу артикуляции и звучанию).
Какие же приёмы используются для работы деления слов на слоги и выделения гласных из слов:
- Выписать все гласные из слова.
- Подчеркнуть все гласные в слове.
- Положи столько фишек, сколько гласных в слове.
- Узнавание звука по беззвучной артикуляции логопеда (только гласные первого ряда + И).
- Использование сигнальных карточек: поднимите красную карточку, если услышишь гласный звук.
Параллельно проводится работа по развитию ощущений артикуляционных движений. При назывании каждого гласного звука дети сжимают ладошки, как будто лепят снежный комок. При таком сжатии ладоней в головной мозг поступает более сильный импульс. В дальнейшем этот приём используется при анализе слоговой структуры слова: каждый слог — комочек.
Приёмы слогоделения:
- Игра «Телеграф» («передать» слово, отстучав его ритмическую структуру-количество слогов в слове).
- Отхлопывание ритмической структуры слова.
- С помощь руки (руку подставляем под подбородок и произносим слово).
- Сжимают ладошки («лепят снежный ком») и т. д.
Каковы же особенности слогораздела? Слогораздел в русском языке подчиняется не только закону открытого слога, но и закону восходящей звучности. Суть заключается в том, что слоги в слове расположены по нарастающей: от менее звучного к более звучному. Отсюда вытекает несколько правил.
– Если в слове встречается согласный, который стоит между двумя гласными, он отходит к последующему слогу (то-пот, и-ко-на)
– Сочетание нескольких шумных (все согласные, кроме сонорных) относят к следующему слогу (е-зда, ру-чка, мо-ли-тва, ка-ли-тка);
– Группа из шумного и сонорного согласных звуков причисляется ко второму по очереди слогу (ва-жный, со-про-ти-вле-ни-е, о-смы-сле-ни-е);
– Несколько сонорных согласных, стоящих в одном слове между гласными, относят к следующему слогу (а-лмаз, а-рми-я, по-мню);
– В сочетаниях сонорных и шумных между гласными первый звук отходит к слогу, стоящему перед ним (нель-зя, пол-ка, нор-ка);
– Повторяющиеся согласные отходят к слогу, идущему за ними (Ро-сси-я, ко-ло-нна, а-лле-я);
– Если в слове встречается «й», стоящий перед сонорным или шумным, он причисляется к предыдущему слогу (мой-ва, лей-ка).
Мы провели предварительную работу по различению гласных и согласных звуков по артикуляции, приёмы деления слов на слоги, разобрали теорию, которая поможет нам делить слова по слогам, а чтобы перейти к практической части и успешно определить, сколько слогов в слове, нам поможет алгоритм слогораздела:
- Выпишите слово.
- Определите, сколько гласных звуков входит в его состав.
- Проведите начальный слогораздел после каждого гласного звука.
- Посмотрите, нет ли в слове сложных мест: групп согласных, сонорных или удвоенных звуков.
- Если есть, измените границу слога в соответствии с правилами
Зная приёмы деления на слоги, особенности слогораздела, алгоритм выполнения слогораздела, предлагаем виды заданий для отработки навыка анализа и синтеза деления слов на слоги.
Для ребёнка, не владеющего звуко-слоговым анализом слов, особую трудность представляет овладение правилом переноса. Выучив само правило «слово надо переносить по слогам», ребёнок дальше остаётся в полной беспомощности перед практическим применением. Не умея правильно разделить слово на слоги, ребёнок будет всячески избегать переноса слов, что отчётливо видно по его школьным тетрадям. Он или не дописывает строку до конца или пишет на поля.
Перенос слова — это область орфографии. В большом числе случаев перенос осуществляется в месте слогораздела (мо-ло-ко, лам-па), но в ряде случаев слог для переноса и фонетический слог могут не совпадать. Следует помнить, что перенос по слогам ислогораздел не равны друг другу. Перенос слова осуществляется, исходя из морфемного состава слова. Мы не можем отделить букву от приставки или суффикса. Деление слова по слогам позволяет дробить целые морфемы на части в соответствии с правилами слогораздела. Каковы же правила переноса слов?
- Переносить слова нужно по слогам.
- Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву, даже если она — слог. (яго-да)
- Нельзя отрывать при переносе Ь, Ъ, Й от первого слога. (каль-ка, май-ка, подъ-езд)
- Если в середине слова две согласные, расположенные между гласных, то при переносе они разделяются: первая согласная «отходит» к первому слогу, а вторая — ко второму. (гор-ка). Исключение: если в слове есть приставка, оканчивающаяся на гласную, то нельзя отрывать от корня первую букву. (При-крепить, по-гладить)
- Двойные (одинаковые) согласные всегда разделяются при переносе. (клас-сы)
Для примера рассмотрим глагол «поднимать». Для переноса оно будет члениться следующим образом: «под-ни-мать». Деление по слогам будет отличаться: «по-дни-мать»
В заключении всей этой работы нужно достаточно поупражнять учащихся в записи предложений, что связано с необходимостью переноса некоторых слов. При этом нужно приучить ребёнка при подходе к концу строки заглядывать несколько вперёд, заранее прогнозировать, поместится слово на строке или нужно переносить его, разделить слово и наметить наиболее подходящий способ для его переноса. Воспитание этой привычки особенно важно, так как многие дети сначала заполняют строку буквально до самой последней буквы и лишь после этого убеждаются в том, что слово не помещается целиком.
Мы предложили лишь некоторые виды, приемы по обучению детей переносу слов и делению слов на слоги. Для отработки навыка деление слов на слоги, можно использовать интернет-ресурсы (тренажёры).
Литература:
- Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно: пособие для педагогов и родителей. — Дельта, 1996. — 384 с.
- Четверушкина Н. С. Слоговая структура слова: Системный метод устранения нарушений. — М.: Национальный книжный центр, 2015. — 192 с. (Логопедические технологии.)
- Рамзаева Т. Г., Львов М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» // § библиотека. URL: http://pedlib/ru/Books/4/0033/4_0033–235/shtml
- Как переносить слова.http://ruslita.ru//URL:http://ruslita.ru/trudnyerazdely/fonetika/27-kak-perenosit-slov
- Тренажёр: https://infourok.ru/trenazhyor-po-russkomu-yaziku-na-temu-perenos-slov-klass-752593.html
- Тренажёр: http://az-bu-ka-russk.blogspot.com/2015/12/blog-post.html-
- Тренажёр: https://infourok.ru/trenazhyor-po-russkomu-yaziku-na-temu-perenos-slov-klass-752593.html