Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста
Автор: Маслова Инна Валерьевна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №5 (20) декабрь 2018 г.
Дата публикации: 04.12.2018
Статья просмотрена: 166 раз
Библиографическое описание:
Маслова, И. В. Воспитание и образование мальчиков и девочек подросткового возраста / И. В. Маслова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2018. — № 5 (20). — С. 3-4. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/108/3795/ (дата обращения: 16.11.2024).
Образование (общее и профессиональное) является социокультурным феноменом и выполняет социокультурные функции. Учебные заведения как институты социализации формально выдвигают уровне требования к знаниям и поведению представителей обоих полов, однако на практике наблюдаются серьезные различия между имеющимся поведенческими схемами для ребят. Цель статьи — изучить особенности воспитания и образования мальчиков и девочек.
Ключевые слова: гендерный подход, учащаяся молодежь, маскулинность, фемининность.
Education (general and professional) is a sociocultural phenomenon and performs sociocultural functions. Educational institutions as socialization institutions formally put forward the level of requirements for knowledge and behavior of both sexes, but in practice there are serious differences between the existing behavioral patterns for children. The purpose of the article is to study the features of the upbringing and education of boys and girls.
Key words: gender approach, students, masculinity, femininity.
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что гендерное воспитание школьников в общеобразовательных школах имеет следующие проблемы:
– неравномерная представленность лиц женского и мужского пола в педагогическом коллективе;
– гендерная некомпетентность учителя;
– коллективы, в которых мальчики и девочки учатся вместе, требуют от учителей, которые работают с ними, как мужчин, так и женщин, достаточного уровня социальной зрелости и внутренней уравновешенности,
– работа в смешанных классах требует тщательного отбора учителей, которые будут иметь специальное и необходимую подготовку для этого,
– воспитательная работа с учащимися различной пола не должна иметь обобщенного и унифицированного характера, она должна ориентироваться на особенности, возможности каждого конкретного ребенка [3, с. 144].
Раздельное воспитание и образование мальчиков и девочек в подростковом возрасте является актуальной проблемой в современном учебном заведении. Межличностные отношения подростков являются полем постоянного соприкосновения и выяснения определенных проблем и ареной самоутверждения. Поэтому межличностные конфликты являются одной из типичных форм взаимодействия людей [1, с. 27]. При раздельном обучении возрастает мотивация учения, дети ставят перед собой цели, планы и в соответствии с ФГОС достигают высоких результатов, так как учитывается индивидуальный подход к каждой девочке и мальчику, а также учитываются психофизиологические, нейрофизиологические особенности мозга, особенности пола. и т. д.
Считается, что раздельное обучение — это возвращение к практике дореволюционной России. Однако это не совсем так. Десятки тысяч земских и церковно-приходских школ с миллионами детей были смешанными. Раздельное же обучение существовало в средней школе. Для юношей были классические гимназии, реальные училища, кадетские корпуса и духовные семинарии. Для девушек — женские гимназии. Дело в том, что среднее образование в царской России было утилитарным. Гимназии готовили будущих чиновников — гражданских и военных. У женщин было другое предназначение, на госслужбу их не брали, поэтому было логично учредить для них особые школы, после окончания которых они могли бы, не получая классных чинов, работать учителями. Естественно, и учебная программа в женских гимназиях была упрощенной по сравнению с мужскими. К примеру, считалось, что девушкам ни к чему древние языки. В женских гимназиях было 7 классов, в то время как в мужских 8.
Считается, что подростки обеих полов прибегают к конфликту и бунтарству, как к основному способу достижения автономии и независимости. В подростковом возрасте в период полового созревания девочки и мальчики мешают друг другу учиться. Влюбленность, или просто интерес, или неприязнь у девочек и мальчиков вызывает доминирование правого полушария (эмоционального), левое (логическое) тормозится, мотивация учения снижается.
Типы межличностных конфликтов в подростковом возрасте за характером противостояний имеют различные функциональные последствия для участников конфликта. Первой формой конфликта является конфликт мыслей, который решается конструктивным путем и рассматривается как адекватное средство формирования активной позиции личности. Регулирования конфликтов в случае столкновения интересов сторон зависит от доминантных у подростков способов их отстаивания. Совпадение индивидуальных стратегий поведения в конфликте создает условия для решения проблем конструктивным путем [2, с. 132; 4, с. 125].
Разрушительные психологические последствия для развития личности в подростковом возрасте имеет следующая форма конфликтов. Это конфликты ценностей, для которых характерна несовместимость стратегий конфликтного поведения. Конфликт внешнего поведения выступает характеристикой стиля взаимодействия, принятого в группе подростков, и не связан с нарушением их межличностных отношений.
Оптимальным для снижения конфронтации выступает доминирование среды участников конфликта ориентации на взаимодействие, кооперацию, в результате чего вероятность конструктивного решения повышается. О наличии такой установки свидетельствует эффективная коммуникация [3, с. 35; 6, с. 99].
Важно, чтобы конфликт рассматривался как общая проблема, которую возможно решить только совместными усилиями. Но практика невмешательства в конфликт может побудить закреплению в индивидуальном опыте подростка социально-непринятых способов самовыражения; развития и стабилизации стереотипов конфликтной поведения в конфликтных ситуациях [3, с. 67]. Установка на подавление и сглаживание любых конфликтов также является неэффективной у подростков, так как оставляет его возможности получение собственного опыта, в том случае и положительного, отстаивания своей точки зрения, своего «Я», утверждение своих ценностей, своей жизненной позиции [2, с. 215].
Исследование особенностей межличностных конфликтов показали их деструктивное влияние в межличностном взаимодействия подростков. Но достаточно заметна роль межличностного конфликта как конструктивного социально психологического явления, собственно, как фактора социализации личности на различных возрастных этапах ее формирования и развития [4, с. 135].
Выводы ипредложения. Анализ разработанной литературы и проведенного нами исследования свидетельствует о том, что накопилось много информации по отличиям о возрастных особенностях формирования признаков психологического пола у учащейся молодежи. Мы в свою очередь предлагаем определить возрастные особенности формирования признаков психологического пола установить взаимосвязь между этими признаками и мотивацией деятельности, ценностными ориентациями, физической подготовленностью и здоровьем, как влияют социальные условия для формирования гендерных стереотипов поведения юношей и девушек при раздельном обучении. Учет гендерных особенностей учащейся молодежи на уроках в раздельных школах поможет раскрыть потенциал каждого ученика, сформировать индивидуальную культуру и повысить
Литература:
- Ильин В. А. Идентичность и общество: проблема взаимосвязи детской и институциональной витальностей с точки зрения психосоциальной концепции личности // Социальная политика и социология. 2009. № 1 (43). — 140 с.
- Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с англ. М.,1994. — 220 с.
- Медведева Н. В. Государственная система управления образованием в условиях реформ // Социальная политика и социология. 2009. № 5 (47). — С. 2–22.
- Парсонс Т. О структуре социального действия. М., 2000. — 334 с.
- Соломцева О. К. Педагогическая среда. М, Альбатрос, 2016. — 230с.
Похожие статьи
Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах
В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...
Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»
В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников
В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой с...
Гендерные представления юношей и девушек
В данной статье рассмотрены гендерные представления юношей и девушек. Акцентируется внимание на различии таких понятий как «гендер» и «пол». Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Отмечается то, что гендерные представления де...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...
Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями
В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...
О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи
В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...
Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков
В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...
Похожие статьи
Акмеологические условия адаптации дошкольников к развитию в институциональных системах
В статье рассматриваются психологические особенности дошкольного возраста и особенности адаптации детей этого возраста к образовательным учреждениям (институциональным системам) с разными типами обучения. Показано, что адаптация к ИС происходит в обл...
Специфика общения в условиях целостного педагогического процесса в системе «учитель-ученик»
В статье говорится о том, что одной из важнейших форм взаимодействия людей является общение. Эффективность межличностных отношений между учителем и учеником во многом зависит от структуры, функций и стилей общения.
Мотивационно-ценностный компонент в обучении английскому языку современных специалистов высшей школы
Статья раскрывает общие характеристики исследовательской культуры будущих специалистов с точки зрения мотивации и системы ценностей личности, формулирует определение данного явления, а также предоставляет более детальную характеристику мотивационно-ц...
Взаимосвязь стилей семейного воспитания и личностных особенностей первоклассников
В статье рассматривается связь стилей семейного воспитания с личностными особенностями первоклассников. Исследование обусловлено возникающими проблемами в воспитании ребенка у родителей и педагогов в связи с первым годом обучения, так как «в каждой с...
Гендерные представления юношей и девушек
В данной статье рассмотрены гендерные представления юношей и девушек. Акцентируется внимание на различии таких понятий как «гендер» и «пол». Описываются результаты эмпирического исследования и его выводы. Отмечается то, что гендерные представления де...
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Развитие когнитивных способностей у учеников 10–11-х классов посредством решения стереометрических задач векторно-координатным методом
В данной статье рассмотрены особенности интеллектуальных способностей учеников, обоснована необходимость индивидуально находить подход ученику при изучении той или иной темы. Особое внимание уделяется формированию такого когнитивного стиля, как полен...
Особенности подростковой психологии: способы разрешения конфликтов между подростками и их родителями
В статье рассматриваются вопросы подросткового возраста и основные способы решения конфликтов между подростками и их родителями. Большое внимание уделяется рассмотрению психологических особенностей подростков, изучению причин конфликтов между родител...
О необходимости системного подхода к профилактике социальных отклонений у подростков и молодёжи
В статье показано, что различные социальные отклонения у подростков и молодёжи (наркомания, алкоголизм, курение и др.), характеризующиеся нарушениями в их поведении, имеют одинаковые факторы риска, единые механизмы и нередко сочетаются у одного и тог...
Гендерный аспект в изучении эмоционального интеллекта у подростков
В статье описывается исследование по выявлению особенностей эмоционального интеллекта у подростков 12–13 лет с учетом гендерных различий. Выявлено, что у девочек-подростков и мальчиков-подростков преобладают разные уровни эмоционального интеллекта. У...