Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 20.12.2018

Статья просмотрена: 5631 раз

Библиографическое описание:

Панферова, Е. М. Критерии и показатели сформированности музыкальной культуры у учащихся / Е. М. Панферова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 43-46. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3832/ (дата обращения: 16.10.2024).



Современная музыкальная педагогика ориентирована на воспитание музыкальной культуры у подрастающего поколения. Музыкальная культура довольно сложное и емкое понятие. Изучением феномена «музыкальная культура» занимались педагоги — методисты: Д. Б. Кабалевский, М. Т. Усова, А. В. Сокол, Л. Г. Дмитриева, А. Н. Сохор, Р. Н. Шафеев.

Наиболее распространенными определениями музыкальной культуры в научной литературе являются такие, как:1) определения описательные, например, музыкальная культура как сумма всех видов музыкальной деятельности (сочинение, исполнение, музыкальное восприятие); 2) исторические определения делающие упор на социальное наследие и традиции (например, музыкальная культура — это унаследованный комплекс (Западно-Европейская музыкальная культура, Русская музыкальная культура, Афро-Американская музыкальная культура и т. д.); 3) нормативные определения, в которых делается акцент на социальное наследие и традиции; (например, музыкальная культура как образ жизни, определяемый социальным окружением); 4) психологические определения, в которых значение музыкальной культуры усматривается в том, что она является результатом решения определенных проблем (например, музыкальная культура как образ жизни, как экономический продукт); определения, делающие упор на приобщение к музыкальной культуре в процессе обучения.

Проанализировав работы философов, культурологов, педагогов и методистов по проблеме изучения музыкальной культуры, мы можем уточнить и конкретизировать сущность этого понятия. Музыкальная культура представляет собой сложную и многогранную систему, которая объединяет знания о музыке (музыкальных жанрах, формах, средствах музыкальной выразительности, о композиторах, исполнителях, истории создания музыкальных сочинений), музыкальные умения (умение воспринимать музыку различных жанров и музыкальных направлений), музыкальные навыки (навыки игры на инструментах, чтение нот с листа).

Мы можем выделить следующие критерии сформированности музыкальной культуры у учащихся:

1) Музыкально-художественная грамотность — понятие довольно емкое, которое включает в себя: способность воспринимать музыку как искусство рожденное жизнью, т. е. музыка должна неразрывно быть связана с жизнью людей; музыкальное восприятие различных образов; знания о музыке: понимание музыкального языка посредством элементов музыкальной речи, способность характеризовать средства музыкальной выразительности, знание жанровых критериев, стилевых особенностей музыкальных произведений, музыкальных форм и т. д.

2) Мотивация общения с музыкальной культурой. Под мотивацией мы понимаем сложную динамическую систему побудителей, включающую потребности, мотивы, цели — своеобразную психическую деятельность, организующую и направляющую активность субъекта на удовлетворение его потребностей — достижения цели. Данный критерий является актуальным для всех участников учебно-воспитательного процесса: учащихся, родителей, педагогов.

Мы можем выделить следующие факторы, которые могут способствовать формированию и развитию мотивации в процессе учебно-воспитательной деятельности:

‒ факторы, связанные с содержанием учебного материала: новизна материала, связь с жизнью, занимательность;

включенность учащихся в различные виды музыкальной деятельности;

разнообразие форм уроков;

‒ взаимосвязь уроков с внеурочной деятельностью учащихся (посещение концертных залов, музыкальных спектаклей, музеев);

‒ домашние задания творческого и поискового характеров, реализация метода проектной деятельности;

‒ применение современных мультимедийных образовательных технологий.

3) Музыкально-художественное восприятие — сложный психологический процесс, который предполагает умение выделять учащимися из общей ткани музыкального произведения отдельные средства музыкальной выразительности — мелодию, гармонию, фактуру, темп, ритм и др., т. е. воспринимать произведение, как в неразрывном единстве, так и отдельные ее элементы. Музыкально-художественное восприятие является сложным психологическим процессом.

4) Педагоги предают музыкальной памяти важное значение в комплексе музыкальной культуры ученика. Музыкальная память — это психологический процесс, который включает в себя постижение образно-эмоционального содержания музыки через осмысление музыкальной формы, логики тонального плана, характерных особенностей голосоведения, мелодии, гармонии, фактуры изучаемого произведения, т. е. всего комплекса художественно выразительных и технических средств, используемых композитором. Роль памяти важна в любом виде музыкальной деятельности: в массовом музыкальном воспитании детей, в профессиональном обучении музыки и в повседневной работе концертирующих исполнителей. Музыкальная память в определенной степени является способностью врожденной. Тем не менее, она, как и любая другая способность поддается развитию. Чем больше развиты слух и чувство ритма, тем эффективнее действуют механизмы музыкальной памяти, и наоборот.

5) Важным критерием, на наш взгляд сформированности музыкальной культуры личности является творческий компонент. Музыкально-творческая деятельность проявляется в непосредственном общении учащегося с музыкальным искусством, в процессе которого развиваются музыкально-творческие способности, которые в свою очередь и являются показателями высокого уровня развития музыкальной культуры. В музыке творческая деятельность выражается через: 1) умение воспроизводить музыкальное произведение; 2) умение интерпретировать музыкальное сочинение; 3) умение воспринимать музыку, «переживать» ее.

Изучив исследования Ю. Л. Яворского, мы можем выделить этапы музыкального творчества у учащихся: 1) накопление впечатлений; 2) спонтанное выражение творческого начала; 3) коллективное творчество; 4) создание собственных композиций, аранжировок, импровизация.

В музыкальной педагогике музыкальное импровизационное искусство совершенствуется, и главным становится в импровизации ученика — это музыкальное произведение, при этом деятельность ученика состоит из двух элементов: 1) сочинение музыкального произведения, 2) исполнение музыкального произведения.

Я. А. Пономарев выделил четыре основных фазы творчества: первый этап — постановка проблемы, ее осознание; логический анализ; второй этап — нахождение принципа решения проблемы (гипотеза, идея сочинения, замысел художественного произведения); интуитивное решение, третий этап — обоснование и развитие найденного принципа (технологическая разработка его; конкретизация и доказательство гипотезы — научное творчество; развитие и разработка замысла — художественное творчество); вербализация интуитивного решения; четвертый этап — практическая проверка гипотезы (исполнение сочинения, объективизация художественного произведения — сочинение, аранжировка мелодии и т. д.); формализация вербализованного решения.

Таким образом, нами выделены следующие критерии, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой: музыкально-художественная грамотность, мотивация, музыкально-художественное восприятие, музыкальное мышление, музыкальная память, музыкально-творческие способности. При определении уровня музыкальной культуры учащихся необходимо также учитывать показатели сформированности музыкальной культуры: 1) интерес к музыке, потребность в общении с музыкальным искусством; 2) наличие музыкальной эрудиции; 3) музыкальный вкус.

Опираясь на указанные критерии, мы можем выделить три основных уровня сформированности музыкальной культуры учащихся:

1 уровень — пороговый (репродуктивный),

2 уровень — средний (продуктивный)

3 уровень — высокий (творческий).

Пороговый уровень (репродуктивный) характеризуется слабым представлением учащихся о музыкальной культуре как целостном и ценном опыте предыдущих поколений. У них недостаточно сформировано понимание необходимости в овладении музыкальной культурой для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни, не наблюдается личной заинтересованности и потребности в её практическом овладении, они не связывают её с собственным развитием, не проявляют познавательного интереса к музыкальному искусству. В процессе самореализации у учащихся с репродуктивным уровнем музыкальной культуры слабо проявляются следующие качества: духовность, способность к творчеству, самосовершенствование, саморазвитие.

Средний уровень (продуктивный) характеризуется чётким представлением учащихся о культуре как о целостном и ценном для них опыте предыдущих поколений. Представления учеников о культуре носят целостный характер, однако учениками (каждым по-своему) отмечается её духовная и творческая основа, личная заинтересованность и потребность в её практическом овладении. Есть понимание ценности культуры для личности и необходимость в её изучении. Ученики связывают уровень сформированности у них музыкальной культуры с собственным развитием. Они проявляют познавательный интерес к музыкальному искусству, к процессу обучения у них проявляются следующие качества: духовность, самосовершенствование, стремление к творческому самовыражению, к познанию нового, к саморазвитию, самостоятельности,наличие у личности инициативности, критичности, адекватной самооценки, способности к музыкальному диалогу.

Высокий уровень (творческий) характеризуется сформированностью целостного представления о музыкальной культуре как об опыте предыдущих поколений в области развития человека и общества. Учащиеся относятся к музыкальной культуре как к ценности, у них возникает потребность в общении с музыкальным искусством, они не проявляют равнодушия и чувствуют свою сопричастность к миру музыки. Отечественный психолог Б. М. Теплов писал: «Музыкальное содержание по существу своему есть эмоциональное переживание. Восприятие музыки идет через эмоции, музыкальные впечатления, которые учащиеся получают от «диалога» с музыкой. Музыка есть эмоциональное познание. Основным признаком музыкальности Б. М. Теплов считает «способность переживания музыки, как выражение некоторого содержания», центром которой является «эмоциональная отзывчивость на музыку». [2, с. 64]

Учащиеся должны осознавать важность музыкальной культуры в жизни человека и общества, необходимость овладения ею для собственного развития, адаптации в социуме и самоопределения в жизни. У них проявляется личная заинтересованность и потребность в её практическом усвоении, они связывают её с собственным развитием, проявляют познавательный интерес к музыкальной культуре. Учащиеся имеют ценностные ориентации на социальное и индивидуально-личностное развитие. В процессе самореализации проявляются следующие качества: духовностьнравственность, способности к музыкальному творчеству, направленность на самосовершенствование, к познанию нового, к саморазвитию, самостоятельности, критичности, адекватной самооценки, способности к музыкальному диалогу.

Литература:

  1. Рагс Ю. Н. Взаимодействие музыкального искусства и человека: три уровня анализа / Ю. Н. Рагс, О. В. Маркова, Д. В. Федоров // Искусство в контексте информационной культуры. М., 1997. Вып. 4.
  2. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / АПН РСФСР. — М., 1947. — 252 с.
Основные термины (генерируются автоматически): музыкальная культура, музыкальная память, музыкальное искусство, музыкальное произведение, собственное развитие, музыка, личная заинтересованность, музыкальная выразительность, музыкально-художественное восприятие, познавательный интерес.

Похожие статьи

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Пути повышения уровня физической подготовленности студентов

Похожие статьи

Этапы формирования предметных компетенций учащихся на уроках литературы

Формы и методы работы по формированию у детей здорового образа жизни

Актуальные вопросы формирования культуры здоровья у участников образовательной среды

Особенности и уровень развития культуры поведения детей старшего дошкольного возраста на занятиях

Особенности формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Методика, цели и задачи проведения музыкально-дидактических игр в ДОУ

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Педагогические условия воспитания духовно-нравственной личности младшего школьника

Принципы формирования экологической культуры учащихся младшей школы

Пути повышения уровня физической подготовленности студентов

Задать вопрос