Освоение элементарных математических представлений детьми раннего дошкольного возраста в процессе использования цветных палочек Х. Кюизенера
Авторы: Текнеджиян Диана Сергеевна, Рекеда Наталия Александровна, Шхалахова Оксана Васильевна, Чепкасова Ирина Викторовна, Шилова Клавдия Сергеевна, Соколова Юлия Николаевна, Бондарева Ирина Дикрановна, Мельникова Светлана Валерьевна
Рубрика: Дошкольное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 02.02.2019
Статья просмотрена: 358 раз
Библиографическое описание:
Освоение элементарных математических представлений детьми раннего дошкольного возраста в процессе использования цветных палочек Х. Кюизенера / Д. С. Текнеджиян, Н. А. Рекеда, О. В. Шхалахова [и др.]. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3877/ (дата обращения: 16.11.2024).
Эффективное развитие интеллектуальных идей у детей дошкольного возраста постоянно развивается, совершенствуется, обогащается новыми технологиями обучения. Разработка и внедрение в практику эффективных дидактических инструментов, разработка методов позволяет воспитателям ДОУ дифференцировать деятельность с детьми, внедрять комплексные абстрактные математические концепции в доступной для детей форме [1].
Воспитателями МБ ДОУ ДС № 25 «Чебурашка» г. Туапсе предлагается рассмотреть одну из универсальных технологий — палочки Куйзенера, ее использование в играх-мероприятиях, в свободных играх детей раннего возраста.
Бельгийский учитель начальной школы Х.Кюизинер разработал универсальный дидактический материал для развития у детей математических способностей. В 1952 году он опубликовал книгу «Числа и цвета», посвященную своему пособию. Основными особенностями этого дидактического материала являются абстракция, универсальность, высокая эффективность [6].
Большинство предложенных здесь дидактических игр разработанного цикла для детей раннего дошкольного возраста будут знакомы педагогам дошкольных организаций: они или их идеи заимствованы из педагогической литературы, в частности, из разработанных игр А. А. Столяра, З. А. Михайловой, М.Фидлер. Тем не менее, они уточняются и представлены в целостной системе, дополненной авторскими играми.
Цветные палочки — многофункциональный математический инструмент, который позволяет ребенку посредством отношения «через руки» сформировать концепцию элементарных математических представлений [5].
На начальном этапе палочки используются в качестве игрового материала. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками для конструирования (например, домик), так как они знакомятся с цветами, размером и формами.
На втором этапе палочки уже действуют по принципу руководства для маленьких математиков, где дети учатся понимать законы таинственного мира элементарных математических понятий [4].
Используя игровые действия с палочками Х. Кюизенера в раннем дошкольном возрасте, реализуется один из самых важных принципов дидактики — принцип наглядности [2]. Представленные дидактические игры с палочками позволяют ребенку осваивать способы действий, необходимые для появления элементарных математических понятий. Они важны для накопления сенсорного опыта, развития желания овладеть количеством, подсчетом, измерением, простыми вычислениями.
Дошкольники раннего возраста могут заниматься палочками Х. Кюизенера по отдельности или в небольших подгруппах. Важно проводить подборку дидактических игр с учетом индивидуальных способностей, возрастных возможностей каждого ребенка, а также уровня развития. Необходимо использовать методы и приёмы, которые обеспечат мотивацию дошколят: игровые методы; сюрпризность; тематическое представление математического содержания (использование инсценировки, сказочных персонажей); сенсорная привлекательность [6].
Чтобы разнообразить дидактические игры с цветными палочками, педагогам ДОУ возможно следующее обыгрывание при выполнении дидактической игры: так, для матрешки в красном сарафане можно предложить выложить красный платок, а для матрешки в желтом сарафане — желтый. Для большого медведя можно предложить построить розовую дорожку, а для маленького медвежонка — синюю; гаражи для автомобилей, песочницы для кукол, которые могут быть разных цветов, размеров, форм.
Педагогам групп раннего возраста предлагается система игр с использованием палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей, где обучение дошкольников основам математики с помощью цветных палочек реализуется по следующим блокам:
– Свойства предметов
– Сравнение
– Форма
– Один — много
Формирование элементарных математических представлений требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в самостоятельной [3]. Поэтому составлен примерный перечень дидактических игр по формированию математических представлений, основываясь на разработанную систему игр с детьми раннего дошкольного возраста с использованием палочек Кюизенера в совместной и самостоятельной деятельности детей.
Примерный перечень дидактических игр работы вмладшей группе по формированию математических представлений сиспользованием палочек Кюизенера всовместной исамостоятельной деятельности детей
Тема |
Игры для совместной деятельности |
Игры для самостоятельной деятельности детей |
Свойства предметов |
«Найдите и покажите». Цели: сформировать способность сравнивать палочки (цвет, размер) Правила: Воспитатель предлагает: Найдите и покажите палочку того же цвета и длины. Сложите все красные (синие, желтые). Уберите одну палочку белого цвета. Сложите палочки по цветам. |
«Бусы для мамы». Цели: сформировать способность различать цветовую гамму; развивать глазомер; понимать поставленную задачу, Правила: Воспитатель предлагает для мамы собрать бусы с помощью палочек и называет цвета в определённой последовательности: красный, голубой, чёрный и т. д. |
Сравнение |
«Книги на полке». Задачи: сформировать способность сравнивать предметы (палочки) по толщине, сопровождая результат сравнения по толщине: «толще — тоньше». Воспитатель предлагает: Найдите и покажите палочку той же толщины. Уберите палочки другой толщины. |
«Мосты через реку». Задачи: закрепить представления «короткий», «длинный». Правила: каждый ребенок точно определяет, где через реку будет построен мост, и выбирает палочки для соответствующей длины, чтобы длина перекрывала ширину реки. |
Форма |
«Теремок». Задачи: формировать представление о форме (треугольная, квадратная); развивать представление о длине (длинная, короткая). Упражнять в назывании цветов. Воспитатель предлагает сконструировать теремок из палочек. Воспитатель предлагает посмотреть на схему. Какой формы стена теремка? (квадратная). Какой формы крыша теремка? (треугольная). Взять синие палочки и сделать из них квадрат (стену теремка). Взять палочки синего цвета и сделайте крышу. Какой формы получилась крыша? Взять палочки розового цвета и сделать окно (квадратная форма посередине стены). Взять палочки чёрного цвета и сделать дверь. |
«Дорожки для теремка». Задачи: формировать представление о форме (прямоугольная); развивать представление о длине Воспитатель предлагает сконструировать дорожки для гостей. Вот наши гости и дома, но очень любят ходить друг другу в гости. Как мы им можем помочь гостям дойти в теремок? Предлагаю взять палочки любой длины, но одного цвета и построить дорожки для гостей. |
Один — много |
«Необычный поезд». Цели: познакомить детей с понятиями: «один», «много»; формировать способность детей выбирать полосы желаемого цвета и численное обозначение в соответствии с устной инструкцией взрослого. Воспитатель предлагает построить необычный поезд цветных палочек (сначала с одним вагоном, затем добавить второй, третий). |
Брёвнышки в сугробе» Цели: закрепить понятия: «один», «много» Воспитатель предлагает помочь зайчику достать из сугроба брёвнышки. Посмотрите, какой сугроб намело. Достанем аккуратно, чтобы не испачкаться и не рассыпать песок (из песка достаём палочки Кюизенера). Рассмотрим наши брёвнышки. Какого они цвета? Сколько палочек получилось достать из сугроба (песка) (одна). Воспитатель предлагает сложить их все в одну кучку. Сколько брёвнышек мы достали из сугроба (песка)? (много). |
Система построена на основе постепенно усложняющих задач с использованием приобретенных навыков. Задачи предлагаются в определенном порядке в игровой форме, что помогает решать любую ментальную задачу, находить решения и позволять проводить коррекционную работу с детьми раннего возраста. Основное правило: от простого к сложному — способствует развитию внимания, памяти, воображения, расширяет познание, пробуждает интерес к изучению новых вещей.
Все игры и игровые упражнения, в которых используются палочки Кюизенера имеют развивающийся характер. Их использование при работе с дошкольниками раннего возраста позволяет нам моделировать важные концепции элементарных математических представлений, включает в себя развитие способности детей мыслить, сравнивать, обобщать, определять закономерности и отношения, устанавливать зависимости.
Литература:
- Альтхауз Д., Дум Э. Цвет, форма, количество. — М.: Просвещение. — 1984.-68с.
- Венгер Л. А. Больше, меньше, поровну... // Дошкольное воспитание, 1994-№ 10.-с.48.
- Корнеева Г., Рудина Е. Современные подходы к обучению дошкольников математике // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 3.
- Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. — М., 1974.
- Логика и математика для дошкольников / Авт. сост. е.А. Носова, Р. Л. Непомнящая. — СПб., 2000.
- http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/igry-s-palochkami-kyuizenera