Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы)
Авторы: Воробьева Юлия Юрьевна, Ткаченко Елена Геннадьевна, Хомченко Светлана Викторовна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 28.01.2019
Статья просмотрена: 6119 раз
Библиографическое описание:
Воробьева, Ю. Ю. Семья и учреждение дополнительного образования: грани сотрудничества (из опыта работы) / Ю. Ю. Воробьева, Е. Г. Ткаченко, С. В. Хомченко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 34-38. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3893/ (дата обращения: 18.12.2024).
Современные родители рассматривают учреждение дополнительного образования детей не только как место для развития хобби ребенка, для организации его досуга, но и, прежде всего, заинтересованы в образовательных успехах ребенка, нацелены на четкий и внятный образовательный результат.
Поэтому для педагога дополнительного образования очень важно установление партнерских отношений с родителями, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия
Опыт показывает: «Самое сложное вработе сдетьми— это работа сих родителями»
Специфика МОУ ДО Дома детского творчества, как и всех учреждений дополнительного образования, состоит в том, чтобы выполнить государственный заказ по социализации детей, способствовать их духовному и нравственному становлению, создать дополнительные предпосылки и уникальные возможности для воспитания, интеллектуального и творческого развития детей при активном включении в этот процесс семьи.
Грамотное сочетание новых и традиционных форм работы с родителями позволяет повысить эффективность воспитательного процесса, укрепляет связь между родителями и детьми, повышает у детей способность и активность к сотрудничеству, творческому самовыражению.
Поэтому с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями в Доме творчества проводятся педагогические советы и методические объединения, где мы стараемся использовать активные формы обучения, а также обмен опытом между педагогами.
Ориентируясь на разнообразия форм общения с родителями, а также на свой педагогический опыт, интуицию и творческий подход, педагоги вовлекают родителей в образовательное пространство учреждения.
Обязательными, являются информационно- аналитические и наглядно-информационные формы:
– анкетирование, опросы, отзывы и т. д.
– информационные проспекты, стенды, дни открытых дверей, открытые занятия для родителей и т. д.
В качестве наглядно-информационного материала востребованы родителями записи концертов, детских праздников, фильмов про жизнь детей в Доме детского творчества.
Также, в последнее время с активным внедрением интерактивных форм общения, администрация и педагоги стали использовать интернет — ресурсы, где освещается деятельность учреждения и объединений. Результативной стала форма интернет — консультаций.
Родителей привлекают: информационный стенд «Для вас родители», фотовитрины, фотоколлажи, выставочные стенды работ одарённых детей.
Например, педагог Сивак Вера Томовна объединения «Цветной мир» знакомит с достижениями своих учащихся, оформляя их персональные выставки. В 2017–2018 учебном году таких выставок было восемь.
Популярностью у родителей пользуется действующий сначала учебного года творческий проект «Времена года», расположенный в витражах на 1 этаже, в нём принимают участие все объединения декоративно- прикладного отдела. Демонстрация творческих достижений учащихся дает возможность родителям выбрать объединения и педагога для занятий творчеством своих детей, знакомиться с их результатами деятельности.
Традиционно, каждый год, в дни весенних каникул организуются тематические выставки декоративно- прикладного творчества. На торжественном открытии всегда присутствует много родителей. Результат труда совместной деятельности педагога и детей всегда радует родителей, о чём свидетельствует «Книга отзывов и впечатлений», в которой можно найти такие строки:
– «Спасибо за наших детей»
– «Я рад видеть свою дочь счастливой от творчества в вашем центре»
– «Огромное спасибо педагогам за творческий подход к детям, за усердие и старание»
– «Огромное спасибо, что есть такой Дом детского творчества, спасибо всем».
– «Спасибо педагогам, что учат создавать наших детей такую красоту, ребёнок доволен, что занимается в Доме творчества».
Таких высоких результатов деятельности педагогов и качества творческих работ детей невозможно добиться без моральной и материальной поддержки родителей.
Все мы понимаем, что родители не обязаны финансировать учебно-воспитательный процесс, но при грамотном подходе педагогов к разрешению данной проблемы, этот вопрос решается.
Так:
–в ШРЭР — приобретается канцелярия;
–в отделе ДПТ — материалы для изготовления творческих изделий;
–в танцевальных, хоровых и эстрадных коллективах — изготавливаются костюмы к концертным номерам, находятся средства для участия в конкурсах и фестивалях;
–в физкультурно-спортивном отделе — средства для выезда на соревнования;
–в туристско- краеведческом отделе — средства на приобретение спортивного снаряжения.
Именно тогда, когда родители видят результаты обучения своих детей на концертах, выставках, соревнованиях, они готовы оказывать финансовую поддержку учреждению.
Традиционной формой работы в учреждение остаются родительские собрания, но меняется содержание их проведения.
Педагоги заменяют родительские собрания на более интересную форму общения: «Устный журнал», «Родительский ринг», «Чайные гостиные», на которых, уставшие после трудового дня родители, по-другому воспринимают информацию от педагога. На таких встречах активизируется внимание родителей к творческой деятельности детей, создаются условия для ведения доброжелательного, откровенного диалога между всеми участниками учебно-воспитательного процесса.
Примером такого собрания является итоговое мероприятия в конце учебного года Бариновой Ирины Юрьевны, педагога объединения «Рукодельницы» — праздник «Гостиная для родителей».
Учащиеся собираются вместе с родителями в зале.
В первой части праздника «Наши успехи» педагог на позитивной ноте подводит итоги года. Демонстрирует презентацию занятий, мероприятий, выставок. Под торжественную музыку вручает грамоты детям за целеустремлённость, работоспособность, творческий подход к делу и высокие достижения. Благодарственные письма родителям за сотрудничество и взаимопонимание, за добросовестное отношение к воспитанию детей, от администрации учреждения. Учащиеся демонстрируют на сцене модели одежды, которые они представляют на городских и межрайонных конкурсах.
Современный педагог всегда находится в поиске новых интересных граней сотрудничества с семьей. Поэтому каждый отдел Дома творчества выбирает для себя, наиболее эффективные формы общения с родителями.
В музыкально-хоровой студии популярностью пользуются, проводимые накануне Нового года «Родительские встречи».
У нарядной елки дети дарят родителям музыкальные новогодние подарки, младшие ребята — рисунки и поделки. Встреча продолжается за праздничным столом, с песнями, играми и конкурсами.
В школе раннего-эстетического развития проводится многогранная работа, которая включает кроме индивидуальных, наглядных и информационных форм коллективные.
Досуговое направление в работе с родителями на сегодняшний день является самым популярным, востребованным, привлекательным и полезным. Это:
– конкурсно-игровые программы: «Зов Джунглей», «День индейцев», «Школа юных поворят», «Пиратская вечеринка» и т. д.;
– участие в акциях: «Помоги зимующей птице», «В свете фар»;
– привлечение родителей к совместной деятельности в «Творческих мастерских».
В физкультурно-спортивном отделе для повышения профессионального уровня и спортивного мастерства учащихся, родители привлекаются к соревновательной деятельности, как к ее организации, так и непосредственно к участию в соревнованиях.
Например, в объединение «Шахматы» педагог Кривцов Николай Юрьевич предлагает родителям поиграть в логические игры, шахматы и шашки вместе с детьми в конце занятия, затем выполнить домашние задания для детей и взрослых. Итогом такой деятельности является, ставший уже традиционным, «Семейный турнир», где выявляются семьи — победители, которые награждаются памятными дипломами и подарками.
Популярной и востребованной формой работы с родителями в нашем учреждении является организация и проведение массовых, досуговых мероприятий: совместные праздники, конкурсно-игровые программы, концерты. В течение года их проводится большое количество.
Организация и проведение праздников в Доме творчества — это радость, торжество, веселье, которое разделяют родители и дети. В ноябре 2018 года наш уютный, маленький и всеми любимый Дом, отметил пятидесятилетний юбилей и, конечно же, в подготовке данного событийного мероприятия активное участие приняли и родители.
Организацией досуговой деятельности в учреждении занимается массово-организационный отдел.
В помощь педагогам в организации активных видов деятельности с детьми и родителями, методистами отдела был разработан Календарь воспитательных мероприятий Дома детского творчества «Творчество День за Днем».
Данная форма работы с детьми, родителями и педагогами введена в практику в течение двух лет.
Календарь рассчитан на девять учебных месяцев с сентября по май. В нем отмечены различные международные, всероссийские, профессиональные, государственные и другие праздники и события.
Каждый год в календаре выбираются наиболее интересные, массовые и важные с воспитательной точки зрения даты (одна, две в месяц), разрабатывается положение о проведении данных праздников, где участниками становятся учащиеся всех объединений Дома детского творчества, педагоги и конечно родители.
В зависимости от активности и массовости участия, объединения получают определенное количество баллов. На основании текущего рейтинга в конце года определяется «Лучшее объединение Дома творчества».
В 2017–2018 уч. года им стала Школа раннего эстетического развития и объединение «Рукодельница». И, конечно, таких результатов они добились, осуществляя правильную работу с родителями, активно вовлекая их в совместную деятельность с детьми.
В рамках творческого календаря в прошлом году с участием родителей прошла благотворительная ярмарка «Осени дары», все собранные средства которой были отправлены на развитие ЗооЦентра «Питон».
При поддержке родителей учащиеся
– прорекламировали свои объединения в акции «Мы — лучшие!», приуроченной ко Дню работников рекламы,
– дарили теплые объятия близким и друзьям в «День объятий»,
– писали совместные письма «с приветом» в другие объединения на Всемирный день приветствий,
– стали участниками семейной фотовыставки «Коты для Доброты», посвященной Международному Дню кошек,
– вспомнили о важности изучения и сохранения родного языка,
– и стали участниками многих других интересных дел.
В этом учебном году планируется ряд новых не менее интересных, познавательных и актуальных совместных с родителями мероприятий, которые будут приурочены ко Дню интернета в России, Всемирному дню домашних животных, Международному дню кино, Дню «Спасибо», Дню поэзии, Дню зимних видов спорта и др.
Ведь становление и развитие человеческих качеств: умение говорить друг другу «Спасибо», заботиться о братьях наших меньших, вести здоровый образ жизни, любить русскую литературу, помогать близким — происходит именно в семье. И наша задача — помочь родителям в этом.
Подводя итоги всего вышесказанного, хочется отметить:
на наш взгляд, Дом детского творчества не должен дублировать деятельность средних образовательных учреждений, проводя массовые обучающие родительские собрания и используя традиционные формы работы с ними. Нам хочется видеть родителей не только заказчиками учебно-воспитательного процесса, но и партнерами. А партнерство предполагает совместную, прежде всего — творческую деятельность педагога, детей и их родителей, создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.
Коллектив ДДТ понимает, что родители доверили нам самое дорогое — своих детей.
И мы стараемся оправдать их доверие.
Похожие статьи
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...
Похожие статьи
Привлечение педагогического ресурса семьи и повышение родительской компетентности
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного простра...
Создание условий и совершенствования сотрудничества в дошкольной организации по работе с родителями
В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы взаимодействия. Они направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узна...
Сотрудничество педагога, педагога-психолога и семьи
В статье раскрываются причины необходимости и востребованности психолого-педагогического сопровождения и поддержки семьи, совершенствовании способов и форм взаимодействия семьи и дошкольного образовательного учреждения, повышении ответственности роди...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи при воспитании культуры здоровья у детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Взаимодействие педагогического коллектива и семьи в воспитании культуры здоровья детей дошкольного возраста как средство консолидированного подхода по формированию ценностей семьи
Основная цель статьи — взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры здоровья детей, установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом сво...
Родительский клуб как форма сотрудничества дошкольной образовательной организации и семьи
Статья обращает внимание на важную роль родительского клуба в укреплении связи между семьями и образовательными учреждениями. Автор подчеркивает, что родительский клуб не только стимулирует обмен опытом и информацией, но и способствует формированию т...
Проектная деятельность на уроках литературы и истории: роль музейной педагогики в формировании личности учащегося
Проектная деятельность — педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразуме...
Взаимосвязь общественного и семейного воспитания
В статье рассматриваются формы работы с родителями в современном ДОУ, позволяющие эффективно построить работу на основе сотрудничества. Проблема взаимодействия ДОУ и семьи является актуальной, так как семья и дошкольное учреждение являются полноправн...
Взаимодействие семьи и школы по вопросу правильного питания младшего школьника
Успешное решение проблем образования возможно только при условии взаимодействия семьи и школы. Сотрудничество между семьей и школой становится все более актуальным и востребованным. Афоризм школы гласит: «Самое сложное в работе с детьми — это работа ...
Проектная деятельность – как средство развития познавательной инициативы
Статья посвящена вопросам поддержки детской познавательной инициативы в условиях дошкольного образовательного учреждения. В статье рассматриваются вопросы обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориент...