Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением
Автор: Остащенко Нина Валерьевна
Рубрика: Общеобразовательная школа
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 31.01.2019
Статья просмотрена: 424 раза
Библиографическое описание:
Остащенко, Н. В. Работа учителя математики с детьми с девиантным поведением / Н. В. Остащенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3910/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматриваются признаки, основные причины девиантного поведения. Приводятся примеры методов и средств работы с детьми с отклоняющимся поведением на уроках математики.
Ключевые слова: девиантное поведение; учащиеся с девиантным поведением; учитель-предметник; учитель математики.
The article describes evidence and main reasons of deviant behavior. Examples methods and means of work with deviant children which can be use on math lessons are given.
Keywords: deviant behavior; students having deviant behavior; subject teacher; mathematics teacher.
Принято считать, что профессия педагога — светлая, добрая. Она несет в себе позитивную энергетику. Но зачастую, многие педагоги могут «спасовать», столкнувшись с детьми девиантного поведения. Это трудные дети и подростки, поведение которых отличается от общепринятых норм. Такой ребенок может нагрубить, игнорировать замечания учителя, мешать другим детям на уроке, не усваивать материал, портить школьное имущество и т. д. Проблема детей и подростков с девиантным поведением представляет собой сложную социальную реальность.
Признаками девиантного поведения являются следующие: признаки девиантного поведения: агрессивность; социальная апатия; раздражительность; аутизм; конфликтность; чрезмерная эмоциональность; отсутствие интереса к творчеству и процессу обучения; отсутствие навыков к сотрудничеству с одноклассниками и педагогом [4]
Главное, это попытаться перебрать все методы и способы коррекции поведения таких детей. Стоит помнить, что они обычные дети, которым родители не смогли привить определенные навыки и модель поведения. Или на них негативно повлияли другие дети, с которыми они поддерживают контакт.
Лободина Е. В. перечисляет причины, по которым поведение может отличаться от нормы: дефекты семейного воспитания; ситуации, которые могли повлиять на психику ребёнка; проблемы в межличностных отношениях; нарушения психического или физического здоровья; педагогические ошибки; прочие социальные причины [3].
Какие бы не были причины, на конечное формирование личности повлиять все же можно.
Стоит помнить, что социализация ребенка и подростков — процесс длительный, на него оказывает влияние множество различных факторов. И далеко не последнюю роль в данном процессе играет школа, классный руководитель и учителя предметники. Роль школы и педагогов велика.
И здесь многие учителя могут совершить большую ошибку. Педагоги могут забыть, что процесс обучения должен быть интересным, мотивирующим. Дети должны получить мотивацию. Учебный процесс должен вызывать заинтересованность учащихся. Не стоит подходить к объяснению материала стандартно. Необходимо искать новые методы и способы подачи материала, так, чтобы «трудные» дети могли вовлекаться в процесс, чтобы он их захватывал.
Например, Баранова Л. В., учитель математики, предлагает следующую схему организации начала урока математики [1]:
- Предложить ученикам задачи, которые бы вытекали из жизненного опыта детей, а также их смекалки. При таком способе постановки задачи, учащиеся будут равны между собой, и дети с девиантным поведением смогут решать задачи наравне с другими детьми.
- Давать детям задачи на тренировку памяти, поиск закономерностей по материалу, который был хорошо усвоен ранее.
- Написать задачу или пример с наиболее распространенными ошибками.
- Писать на доске уравнения, а также готовые ответы к указанным уравнениям, среди которых будут как правильные ответы, так и неправильные.
Баранова Л. В. утверждает, что подобные способы организации начала урока помогут детям с девиантным поведением заинтересоваться и втянуться в процесс урока.
Также принято считать, что одной из самых действенных форм при работе с трудными детьми будет игра [6]. Игра не только помогает пробудить заинтересовать «трудных» детей к предмету, но и открывает возможности для реализации социальной активности детей, что также, несомненно, оказывает влияние на коррекцию отклоняющегося поведения.
Одним из удачных проявлений игры при изучении предметов, в том числе и математики, является театрализация. Данный прием обычно интересен всем учащимся. В процессе подготовки учится текст, готовятся костюмы и декорации, повышается интерес к предмету, его содержанию, увеличивается овладение деятельностью, и, в конечном итоге, все это ведет к саморазвитию.
Захаренко И. Н. на уроках математики советует использовать как можно больше наглядности. Для большего усвоения составлять таблицы или схемы. Приобщить детей к созданию и использованию наглядных пособий. Например, создание геометрически фигур к урокам геометрии [2].
В процессе изучения интересующего вопроса, мне попалась статья «Профилактика девиантного поведения средствами математических задач». Предлагаются задачи по типу: «из 4200 душевно-больных (в 1902 году) 1554 пациента заболели по причине злоупотребления алкогольными напитками. Сколько сгубленных спиртным людей приходится на сотню душевно-больных» [5, С. 126.]. С одной стороны, такие задачи могут шокировать подрастающее поколение. Но, с другой стороны, подобными нестандартными задачами мы можем «убить» сразу нескольких «зайцев»: привлечь внимание нестандартными условиями задачи к ее решению, тем самым уже втянув детей в отработку пройденного материала по делению, умножению и т. д.; заставить задуматься о вреде социально-опасного поведения и его последствиях. Безусловно, не стоит давать такие задачи для решения детям младшего школьного возраста. Но для старших школьников можно дать пару таких задач для привлечения внимания и размышления. Конечно, метод не совсем стандартный, но в отдельных случаях, когда другие методы оказываются малодейственными, стоит попробовать.
Хочется вспомнить и некоторые «банальности», хорошо известные всем профессиональным педагогам. Улыбка, доброжелательное отношение, похвала даже за самые незначительные достижения. И вот: вчерашний трудный ребёнок уже стремится к новым и новым результатам. Не стоит лишний раз требовать дневник или вызывать родителей. Как правило, все дети с отклоняющимся поведением, не реагируют на эти методы, и лишь глубже погружаются в самих себя, отталкивая учебный процесс. Не зря подмечено, что улыбка ничего не стоит, но бесценна, а ласковое слово всем приятно.
Доверительные отношение и создание благоприятных условия для развития, обучения и воспитания — важные составляющие работы с девиантным поведением детей.
В заключении стоит отметить, что важными элементами работы с детьми с девиантным поведением является не только правильный подбор методов и средств. Любовь. Любовь к своей работе, к детям, ко всем людям-важная составляющая любого дела. Без неё все будет рассыпаться как карточный домик. Любовь — это основа, прочный фундамент. Она способна преображать, как ничто другое. Если подходить к процессу коррекции с любовью к детям, все, несомненно, получится. Дети чувствуют хорошее отношение и стараются отвечать тем же. Это ли не перемены к лучшему?
Литература:
- Баранова Л. В. Из опыта работы на уроках математики с детьми с девиантным поведением. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://открытыйурок.рф/статьи/602315/ (дата обращения: 27.01.2019)
- Захаренко И. Н. Взаимодействие с детьми девиантного поведения на уроках физики и математики. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/npo-spo/obrazovanie-i-pedagogika/library/2017/08/15/vzaimodeystvie-s-detmi-deviantnogo-povedeniya-na (дата обращения: 27.01.2019)
- Лободина Е. В. Работа с детьми девиантного поведения. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: http://открытыйурок.рф/статьи/524384/ (дата обращения: 29.01.2019)
- Методы коррекционной работы с детьми девиантного поведения. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://multiurok.ru/files/mietody-korriektsionnoi-ra.. (дата обращения: 28.01.2019)
- Профилактика девиантного поведения средствами математических задач. Воскрешая мудрость предков // Вестник практической психологии образования. 2014. Том 40. № 3. С. 126.
- Технологии работы с детьми девиантного поведения. Статья. 01.02.2017. Электронный ресурс. Режим доступа: URL: https://academy-prof.ru/blog/rabota-s-detmi-deviantnogo-povedenija (дата обращения: 27.01.2019)
Ключевые слова
девиантное поведение, учитель математики, , учащиеся с девиантным поведением, учитель-предметникПохожие статьи
Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы
В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.
Методы и приёмы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии
В статье представлены формы и методы работы на уроках географии и во внеурочное время со слабоуспевающими учащимися для устранения пробелов в знаниях. Определены особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся, а также представлены основные прави...
Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения
В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...
Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития
В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.
Направления воспитательной системы при работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы
В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждо...
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Формы и методы работы преподавателей математики и физики с одаренными и имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности нахимовцами
В статье авторы определяют формы и методы работы преподавателей математики и физики при работе с одаренными воспитанниками.
Похожие статьи
Применение некоторых методов обучения на уроках математики в начальных классах общеобразовательной школы
В данном материале рассматривается возможность применения некоторых педагогических технологий на уроках математики.
Методы и приёмы работы со слабоуспевающими детьми на уроках географии
В статье представлены формы и методы работы на уроках географии и во внеурочное время со слабоуспевающими учащимися для устранения пробелов в знаниях. Определены особенности неуспевающих и слабоуспевающих учащихся, а также представлены основные прави...
Особенности школьной адаптации младших школьников на первом году обучения
В статье рассмотрена проблема школьной адаптации младших школьников на первом году обучения, приведены примеры коррекционных программ, способствующих улучшению адаптации детей к новым социальным и психологическим условиям.
Социально-культурные условия профилактики девиантного поведения детей в школе
Авторы в статье рассказывают о проблемах поведения учащихся и профилактической работы с детьми с девиантным поведением.
Особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста, имеющими синдром дефицита внимания и гиперактивности
Статья рассматривает особенности работы тренера с детьми младшего школьного возраста с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Проанализированы основные научно-практические и теоретические положения по данной проблеме.
Обучение и развитие математических способностей учащихся средней школы
Данная статья рассматривает вопрос об обучении и развитии математических способностей учащихся, формировании навыков самостоятельного добывания математических знаний учащимися, овладении культурой умственного труда, воспитании целеустремленной личнос...
Процесс адаптации к обучению в школе детей с трудностями в обучении, обусловленными задержкой психического развития
В статье произведен анализ процесса адаптации к учебной деятельности детей с задержкой психического развития, которые имеют трудности в обучении.
Направления воспитательной системы при работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы
В данной статье рассматриваются направления воспитания в работе с умственно отсталыми детьми в условиях специальной (коррекционной) школы, а именно: физическое, нравственное, эстетическое, гражданское, трудовое. Проанализированы задачи и методы каждо...
Особенности организации логопедической работы с детьми старшей и подготовительной групп в детском саду
В статье освещаются основные особенности организации логопедической работы с воспитанниками детских садов, в которых нет специальных групп компенсирующей направленности. На основе многолетней практики и материалов научных публикаций современных автор...
Формы и методы работы преподавателей математики и физики с одаренными и имеющими повышенную мотивацию к учебно-познавательной деятельности нахимовцами
В статье авторы определяют формы и методы работы преподавателей математики и физики при работе с одаренными воспитанниками.