От творчества к социальной активности
Авторы: Валеева Алина Раисовна, Вихарева Екатерина Михайловна
Рубрика: Внешкольное (дополнительное) образование и воспитание
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 04.02.2019
Статья просмотрена: 884 раза
Библиографическое описание:
Валеева, А. Р. От творчества к социальной активности / А. Р. Валеева, Е. М. Вихарева. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 33-34. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3923/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейший атрибут человеческой жизнедеятельности — способность к самосовершенствованию. Источником активности общества и отдельной личности являются существующие потребности и интересы, глубина и сложность решаемых задач. Появление новых социальных интересов, целей и задач, требующих неординарного подхода, активизирует людей.
Социальная активность является основой социального творчества. Существует множество определений социальной активности. Ф. А. Батурин вычленяет уровни социальной активности: творческий, репродуктивно-творческий, репродуктивный, пассивный, отрицательный. Ученые выделяют жизненные позиции:
а) высокого уровня активности, предполагающей высокий уровень активности и творчество;
б) среднего уровня активности, отличающейся ответственным отношением к обязанностям, но с перевесом репродуктивной деятельности;
в) пассивную, которая характеризуется низким уровнем активности, конформизмом на здоровой основе, добрыми намерениями, но не подкрепленными навыками и умениями;
г) пассивную, с потенциально негативной направленностью, в основе которой лежит скептицизм, конформизм на основе социальных разочарований [1, с. 12].
Е. А. Якуба считает: «Социальная активность — это не только понимание и принятие интересов общества и определенных общностей, но и готовность, умение реализовать эти интересы, активная деятельность самостоятельного субъекта. Важнейшими признаками социальной активности личности (в противоположность личности пассивной) является сильное, устойчивое, а не ситуативное стремление влиять на социальные процессы (в конечном счете, общества в целом) и реальное участие в общественных делах, диктуемое стремлением изменить, преобразовать, или, напротив, сохранить, укрепить существующий социальный порядок, его формы, стороны» [2, с.176].
Таким образом, Ф. И. Минюшев отмечает: «высокий уровень социальной активности отождествляется с творческой активностью. Если в результате социальной активности создается подлинно новое, она достигает уровня творческой активности, направленной на создание подлинно нового, прогрессивного и проявляющейся при столкновении с решением принципиально новых задач» [4].
Эта активность отождествляется с самодеятельностью как свободной, сознательной деятельностью в различных сферах жизни общества. Она предполагает развитие всех способностей и талантов личности.
Для того чтобы человек проявлял сознательную социальную активность, мы считаем, что необходимо с самого раннего возраста развивать его творческий потенциал.
По мнению В. Н. Константинова, «все это дает основания считать, что высший, творческий уровень социальной активности и есть социальное творчество, проявляющееся во всех сферах жизнедеятельности, в том числе в сфере культурной деятельности» [1, с. 18].
В Детско-юношеском центре города Глазова осуществляет свою педагогическую, творческую и воспитательную деятельность образцовый шоу-игровой коллектив «Хок». Коллектив успешно работает в учреждении уже более 20 лет и реализует дополнительные образовательные общеразвивающие программы по современной хореографии, народно-сценическому танцу, гимнастике и акробатике, актерскому мастерству. В шоу-игровом коллективе «Хок» занимаются дети в возрасте с 4 до 17 лет. Художественный руководитель коллектива Алина Раисовна Валеева собрала команду педагогов-единомышленников, способных не только обучать детей, но и осуществлять большие шоу-проекты.
Таким образом, в шоу-игровом коллективе «Хок» творческая активность воспитанников проявляется:
1) в участии в больших творческих шоу-проектах: на время осуществления большого шоу-проекта старшим поручается группа средних, младших или «малышковых» воспитанников для осуществления дополнительных репетиций, а также контроля за выполнением указаний педагогов; помимо общения в своей группе, обучающиеся объединяются во временные разновозрастные творческие группы для решения творческих задач определенного проекта.
2) в участии в конкурсах разного уровня: активная и успешная концертная и конкурсная деятельность старших подвигает младших на более старательное обучение и подражание им. В том числе, примером для всех служат выпускники-педагоги.
3) в самостоятельной постановочной деятельности: постановка старшими творческих номеров для подшефной группы в рамках профильных смен при лагерях отдыха.
В «Хоке» обучающиеся приобретают столь необходимый им социальный опыт, как результат действий самого обучающегося, так и активного взаимодействия с окружающим миром. Ребенок приобретает собственный опыт: в процессе разнообразной деятельности, осваивая обширный фонд социальной информации, умений и навыков; в процессе общения с людьми разного возраста, расширяя систему социальных связей и отношений, усваивая социальные установки; в процессе выполнения различных социальных ролей, усваивая модели поведения.
Творческая активность при помощи осознанных социально направленных мероприятий (новогодний интерактивный шоу-проект для детей города, воскресный «Данс-холидей», турслет совместно с родителями, Кросс наций, социальная акция «Твори добро» и т. д.) перерастает в социально-творческую активность.
Социальное творчество — это высшая форма деятельности, процесс повышения мастерства, направленный на преобразование и создание качественно новых форм социальных отношений и общественного бытия [3].
На наш взгляд, трудно представить человека, который был бы социально активным, но не развивал свои творческие способности. Социально активный человек, с большой вероятностью, поднимется до уровня социального творчества. В шоу-игровом коллективе «Хок» педагогами активно отслеживается деятельность выпускников после окончания обучения в коллективе. И можем с уверенностью сказать, что наши выпускники как минимум люди социально неравнодушные, а в большей степени социально-творческие личности. Следует подчеркнуть также, что многие из нынешних педагогов «Хока» являются его выпускниками. Происходит не просто профессионально-творческий рост, как танцора, а творческий рост, переходящий в социально-творческую деятельность.
И мы рассматриваем «социальное творчество» как творческий подход к решению проблем других людей или группы людей при внесении в социальную жизнь новых подходов, новых идей, новых форм и методов.
Литература:
- Константинов В. Н. Социальная активность и пассивность личности. — Владимир: ВГПИ, 1990. — C. 130.
- Якуба Е. А. Критерии и показатели социальной активности личности // Методологические и методические проблемы социологических исследований социальной активности личности. Вестник ХГУ. — Харьков. Изд. Основа, 2001. — С. 331.
- Социальная активность как основа социального творчества // https://book-science.ru. URL: http://book-science.ru/social/skd/social-naja-aktivnost-kak-osnova-social-nogo-tvorchestva.html (дата обращения: 29.01.2019).
- Галеева Л. И., Турханова Р. И. Социально-культурное творчество как область творческой самореализации личности в условиях досуга // https://cyberleninka.ru. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialno-kulturnoe-tvorchestvo-kak-oblast-tvorcheskoy-samorealizatsii-lichnosti-v-usloviyah-dosuga (дата обращения: 29.01.2019).