Нужно ли студентам колледжа участвовать в заочных олимпиадах и конкурсах
Автор: Панова Валентина Николаевна
Рубрика: Общие вопросы народного образования и педагогики
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 03.02.2019
Статья просмотрена: 1036 раз
Библиографическое описание:
Панова, В. Н. Нужно ли студентам колледжа участвовать в заочных олимпиадах и конкурсах / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 57-60. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3925/ (дата обращения: 16.11.2024).
Профессиональный колледж чаще всего связывают с получением профессии. И это правильно. Пока без рабочих профессий — не обойтись. Стране необходимы высококвалифицированные рабочие кадры. Государство сегодня уделяет огромное внимание их подготовке. Но современный рабочий должен быть и интеллектуально подготовлен к работе в условиях бурных темпов научно-технического прогресса.
Эту задачу вполне успешно сегодня решают различные конкурсы, олимпиады, научно-практические конференции, фестивали. Их главными целями являются повышение уровня знаний студентов, повышение общей культуры будущих специалистов, создание атмосферы творческого поиска в студенческой среде. Особенно важными являются Профессиональные конкурсы и олимпиады. Они повышают уровень профессиональной подготовки, развивают и популяризируют ту или иную профессию. Конкурсы, связанные с профессией, начинаются в колледже уже на первом курсе. В нашем колледже это: «Лучшая швея группы», «Лучший парикмахер группы», «Лучшая швея колледжа», «Лучший парикмахер колледжа». Это наиболее массовые конкурсы. В них участвуют практически все студенты групп, обучающиеся по данным профессиям. Затем муниципальные конкурсы. Туда попадают 2 человека. То есть по одному от каждой профессии.
А как же предметные олимпиады? Эти «умственные состязания», в которых участники демонстрируют свои навыки и знания по общеобразовательным дисциплинам? Я считаю, что они являются неотъемлемой частью образовательного процесса. Ведь из колледжа должен выйти всесторонне развитый специалист. Поэтому олимпиады по общеобразовательным предметам, в том числе и по предмету история, который я преподаю уже 37 лет, помогают мне выявлять наиболее способных студентов, повышают у обучающихся интерес к выбранному предмету, повышает мотивацию к образовательному процессу, учат работать с дополнительной литературой, приучают к самостоятельности, формируют активную жизненную позицию. Участие в «интеллектуальных боях», позволяет студентам не только проверить свои знания, но и сравнить их со знаниями своих сверстников. Работая с дополнительными источниками, студенты расширяют свой кругозор, совершенствуют свои творческие способности. Ещё одним важным моментом является способность правильно применить знания. Важно не только выучить материал, знать его, но и правильно использовать его. Решение олимпиадных заданий помогает тренировать ум, решать нестандартные проблемные ситуации, выходящие за рамки предметного курса в колледже.
Необходимы предметные олимпиады и для личностного и профессионального роста преподавателей. Ведь именно преподаватель обеспечивает активное участие студентов, участвует в подготовке и проведении олимпиад. Совместная деятельность обогащает и учащихся, и преподавателя, объединяет их, способствует передаче и закреплению социального опыта, создает условия для установления личностного контакта и заинтересованного диалога между представителями различных поколений.
«Олимпиадное движение оказывает положительное воздействие на становление личности ребенка, воспитывая при этом ответственность за начатое дело, аккуратность, трудолюбие и целеустремлённость. Многопрофильные предметные и междисциплинарные олимпиады дают учащемуся свободу выбора, они способны поддержать и развить интерес к школьному предмету…» [1]. Это относится и к очным олимпиадам по истории. Но, к сожалению, на региональную олимпиаду по истории мы можем отправить только 1 студента 1 раз в год. Больше представить невозможно. Это запрещено Положением по проведению олимпиад.
Но мне всегда хочется большего. Моя задача — развить у учащихся желание изучать историю. Стараюсь привлекать ребят, которые не только увлекаются историей, но и просто неординарно мыслят, грамотно строят свои мысли на исторические темы. Отсюда моё обращение к различным дистанционных конкурсам и олимпиадам, которые в настоящее время проводятся самыми различными организациями на Международном, Всероссийском уровнях. В основном, они являются платными. Правда стоимость их невысока.
Хороши или плохи платные олимпиады? Соглашусь, что они несколько слабее в части сложности заданий и в части организации проведения, нежели очные. Но можно найти и довольно интересные, с творческими заданиями. Ради развития интереса к истории и привлечения к участию в олимпиадах достаточного большого количества учащихся, в последнее время, а именно, с 2015 года, я и мои студенты принимаем участие в дистанционных олимпиадах по истории.
«Преимуществом дистанционных форм проведения подобных мероприятий является: широкий территориальный охват участников (участие вне зависимости от места проживания); отсутствие каких-либо ограничений в количестве участников; выполнение заданий в удобное для ребёнка время (в спокойной обстановке); возможность участия без отрыва от учебного процесса» [2].
Сайтов, которые предлагают проведение дистанционных олимпиад, довольно много. В каких же олимпиадах участвовать? В 2015 году мы пробовали свои силы в различных заочных олимпиадах. Это позволило нам сравнивать задания, сравнивать удобство сайтов, удобства в отправке ответов, стоимость участия. Сайты иногда меняем. Особенно девушкам нравятся задания, связанные с написанием эссе, написанием мини-сочинений. На один из сайтов отправляли как-то коллективную работу — презентацию «Улицы Калуги, названные в честь героев Великой Отечественной».
В таблице видно, что и количество студентов, участвующих в олимпиадах, и сайты, на которые мы отправляем работы, меняются. Но общее количество участников ежегодно увеличивается.
Таблица 1
Участие студентов колледжа во Всероссийских дистанционных олимпиадах в 2015–2018 учебных годах
Сайт/год |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
проект intolimp.org |
11 |
6 |
10 |
- |
«Инфоурок.ру» |
12 |
- |
18 |
27 |
«ФГОСТЕСТ» |
3 |
8 |
- |
27 |
«Мир олимпиад» |
1 |
5 |
4 |
5 |
«Профобразование» |
1 |
- |
- |
8 |
«Видеоуроки» |
5 |
- |
25 |
- |
«Котофей» |
- |
7 |
- |
- |
«Новое образование» |
1 |
3 |
- |
2 |
«Эрудит» |
- |
4 |
1 |
5 |
Всего |
33 |
33 |
58 |
74 |
Стоит ли привлекать такое количество студентов? Ведь мои студенты далеко не отличники!
Основная масса детей учится средненько и не блещет успехами. Но из опыта работы, теперь точно знаю, что надо! Получив первые дипломы по олимпиадам по истории, студенты становятся как-то увереннее, серьёзнее относятся к истории как к дисциплине, чаще общаются со мной, как с преподавателем, лучше занимаются. Самооценка у студентов повышается. А на экзамене по истории такие студенты показывают лучшие результаты. «За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою жизнь» (Клей Патрик Бедфорд). Именно это я и стараюсь делать.
«При подготовке обучающихся к участию в олимпиаде происходит формирование устойчивой положительной мотивации к учебной деятельности, ученик чувствует себя субъектом учебно-познавательного процесса, понимая, что этот процесс организован для него, что цели и задачи этого процесса — его личные цели, что именно он играет не подчинённую, а главенствующую роль». [3] Полностью соглашусь с утверждением коллеги.
С чего начинаю вовлечение студентов к участию в олимпиадах? Делаю это сразу в сентябре на 1 курсе после входного контроля на первых уроках по истории. Они должны быть очень интересными и, обязательно, с применением ИКТ. Заинтересовала, «показала себя» — можно ненавязчиво привлекать к выполнению несложных заданий — сделать презентацию, проект по теме, кроссворд, подобрать материал по краеведению. И, наконец, послать свои работы на предметный конкурс, поучаствовать в дистанционной олимпиаде. Конечно, не все получают дипломы победителя, участвуя в олимпиаде. Примерно половина студентов довольствуется сертификатами или дипломами лауреата. Но это не расстраивает их. В любом случае — это интересно и познавательно.
Ведь этому было посвящено наше личное время, мы жили этой олимпиадой, мы старались и проверяли свои знания. И мы будем участвовать в таких конкурсах вновь и вновь! Таково мнение моих девчонок.
Привлекательны дистанционные олимпиады и конкурсы ещё и потому, что они помогают студентам в овладении компьютерными и информационными технологиями, развивают навыки сетевого общения, работы в сети Интернет, с поисковыми системами и электронной почтой.
Используя различные формы в работе со студентами, участвуя в олимпиадном движении, конкурсах, пусть даже и в дистанционных, мы прививаем и воспитываем определённые качества у наших студентов. Мы растим патриота, гражданина, личность. А это так важно в нашей сегодняшней действительности!
Литература:
- Кобзева, Н. И. Возрастной и социально-психологический портрет современного старшеклассника /Н. И. Кобзева, М. А. Кобзева// «Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры»: материалы Всероссийской научно-методической конференции; Оренб. гос. ун-т. — Оренбург: ОГУ, 2016. — С. 2815–2820.
- Кобзева Н. И., Кобзева М. А. Олимпиада школьников — показатель эффективности учебного процесса // Молодой ученый. — 2016. — No23. — С. 486–489. — URL https://moluch.ru/archive/127/35223/
- https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/effektivnost_uchastiya_obuchayushihsya_v_zaochnih_olimpi_102216.html