Методика правового воспитания и обучения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в нынешних реалиях | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Общеобразовательная школа

Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.

Дата публикации: 05.02.2019

Статья просмотрена: 99 раз

Библиографическое описание:

Семенов, Д. О. Методика правового воспитания и обучения несовершеннолетних граждан Российской Федерации в нынешних реалиях / Д. О. Семенов. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 30-33. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3928/ (дата обращения: 16.11.2024).



На данный момент в программах обучения нынешних школьников нашей страны входит такой предмет преподавания как обществознание.

Знание, получаемые молодыми людьми по праву, сводятся к поверхностному ознакомлению их с основами государственного строя Российской Федерации, понятиями мораль и право, правовая культура, некоторыми самыми общими аспектами теории права, понятиями частного и публичного права, правонарушений и юридической ответственности, основными понятиями и нормами конституционного, административного, гражданского, трудового и уголовного права, с правами человека, их системой защиты и международным документальным закреплением. Школьников также ознакомляют с правовыми реформами в Российской Федерации.

Однако среди всей этой преподносимой информации, мало что может понадобиться современному школьнику после получения им среднего образования или для применения знаний на практике.

Так анализируя Конституции Российской Федерации можно заметить, что право на образование (ст. 43) тесно связано с другими конституционными правами граждан, такими как право на свободу мысли и слова (ч. 1 ст. 29); право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (ч. 4 ст. 29); право на доступ к культурным ценностям (ч. 2 ст. 44); право свободно выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); право свободно выбирать религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними (ст. 28); право на объединения (ч. 1 ст. 30); право на труд (ч. 3 ст. 37); свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч. 1 ст. 44); способствует реализации права предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

В связи с этим, автор хочет обратить внимание в данной статье на возможные направления совершенствования методики преподавания и воспитания подрастающих граждан Российской Федерации.

Первое, на что автор обращает внимание, — это сформулированная цель получения знаний несовершеннолетними о праве и государстве в целом.

Согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ образование — это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов.

Исходя из определения мы можем сделать вывод, что целями получения образования в Российской Федерации через процесс воспитания и обучения являются:

− интеллектуальное, духовно-нравственное, творческое, физическое и (или) профессиональное развитие человека;

− удовлетворение его образовательных потребностей и интересов.

Само же обучение согласно ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» — это целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни.

Именно на понятии обучения автор хочет остановиться поподробней и взять его за основу для раскрытия темы данной статьи, как и обратить внимание также на права ребенка.

Так, автор считает, что нынешнее преподавание права в курсе обществознания должно стать более направленным на получения знаний и компетенции, необходимой для практического применения умений как во время получения школьниками среднего образования, так и после окончания ими учебного заведения.

Это связано, как упоминалось выше, с осуществлением прав ребенка и все более активизацией нынешней молодежи, такой как работа, занятие предпринимательской или иной экономической деятельностью, не запрещенной законом, создание объединений, самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности.

Так школьник, к моменту изучения права на уроках обществознания должен не только получить поверхностные, основные знания о теории государства и права, правовой культуре, понятиях мораль и право и т. д., но также получить основные, необходимые знания в сфере трудового, гражданского, административного, уголовного и конституционного права.

К перечню необходимых навыков автор относит прежде всего систематизированное знание о своих правах и обязанностях, а также практические и иные знания, необходимые для применения в трудовой (порядок заключения трудового договора, его необходимые аспекты, порядок защиты трудовых прав, составление трудовых договоров и. т. п.), предпринимательской и иной экономической деятельности, не запрещенной законом (сюда относится понятие сделок в гражданском праве, их основные аспекты, порядок заключения сделок, порядок признания сделок недействительными, защита своих гражданских прав, составление договоров и т. п.). Сюда также относится знание об основных аспектах уголовного и административного права, таких как понимание ответственности за свои деяния, наказуемости неправомерных поступков, защиты своих прав и т. д.

Так, с момента рождения ребёнок имеет право:

− на имя, отчество и фамилию (ч.ч. 1, 2 ст. 19 Гражданского кодекса РФ, ст. 58 Семейного кодекса РФ);

− на гражданство (ст.ст. 4, 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

− обладает правоспособностью по гражданскому праву (ч. 2 ст. 17 Гражданского кодекса РФ);

− жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов (ч. 2 ст. 54 Семейного кодекса РФ);

− на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства и др.

С 6 лет ребёнок получает право:

− совершать мелкие бытовые сделки;

− совершать сделки по распоряжению средствами, предоставленными родителями или другими людьми, с согласия родителей для определенной цели или для свободного распоряжения (ст. 28 Гражданского кодекса РФ)

С 8 лет уже имеет право на участие в детских общественных объединениях (ст.19 Федерального закона «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ).

С 10 лет ребёнок в Российской Федерации:

− даёт согласие на изменение своего имени и (или) фамилии (ч. 4 ст. 59 Семейного кодекса РФ);

− даёт согласие на своё усыновление или передачу в приёмную семью (ч. 1 ст. 132 Семейного кодекса РФ);

− вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства (ст. 57 Семейного кодекса РФ).

С 14 лет происходит существенное расширение прав ребёнка, но появляются и обязанности. Он уже может:

− получить паспорт гражданина Российской Федерации;

− самостоятельно обращаться в суд для защиты своих прав;

− давать согласие на изменение своего гражданства вместе с родителями (ч. 2 ст. 9 Федерального закона «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 № 62-ФЗ);

− самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

− вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими (ч. 2 ст. 26 Гражданского кодекса РФ);

− поступать на работу с согласия одного из родителей;

− требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

− самостоятельно осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или другого результата своей интеллектуальной деятельности;

− подлежать уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);

− подлежать имущественной ответственности по заключённым сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

− вступать в молодёжные общественные объединения;

С 15 лет добавляется право:

− работать не более 24 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством

С 16-ти лет добавляются следующие права и обязанности:

− вступить в брак при наличии уважительных причин с разрешения органа местного самоуправления;

− работать не более 36 часов в неделю на льготных условиях, предусмотренных трудовым законодательством; быть членом кооператива;

− может быть объявлен, в установленном законом порядке, полностью дееспособным (эмансипация), если работает по трудовому договору или занимается предпринимательской деятельностью;

− подлежит административной ответственности за правонарушения в особом порядке (через комиссию по делам несовершеннолетних); за некоторые правонарушения несёт административную ответственность в общем порядке;

− несёт уголовную ответственность за любые преступления.

В 18 лет гражданин РФ становится совершеннолетним, полностью дееспособным, то есть может иметь и приобретать своими действиями все права и обязанности, а также нести за свои действия полную ответственность.

Дать юридическое образование каждому, как это делают наши университеты в стране, школа не способна и не обязана. Однако дать, хоть и общие, но основные и фундаментальные знания о праве, которые будут иметь практическое применение возможно, следовательно нужно.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/
  3. Трудовой Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34683/
  4. Семейный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8982/
  5. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/
  6. Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31.05.2002 № 62-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_36927/
  7. Федеральный закон «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ [Электронный ресурс] — Режим доступа к ресурсу: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_6693/
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, знание, экономическая деятельность, административная ответственность, интеллектуальная деятельность, правовая культура, трудовое законодательство, трудовой договор.

Похожие статьи

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Юридическая природа и специфика правового статуса несовершеннолетнего гражданина России

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Проблемы реализации норм международного права в сфере высшего образования в современной России

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Инструменты формирования патриотизма в Российской Федерации

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Похожие статьи

Проблемы и перспективы налогового администрирования в Российской Федерации на современном этапе экономического развития

Юридическая природа и специфика правового статуса несовершеннолетнего гражданина России

Проблемы реализации конституционного права на труд несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Проблемы реализации норм международного права в сфере высшего образования в современной России

Состояние проблемы преемственности воспитания нравственных качеств личности в теории и практике образования

Теоретические и методические аспекты патриотического воспитания школьников на уроках иностранного языка

Проблемы духовно-нравственного воспитания школьников в системе современного образования

Проблемы физического воспитания дошкольников в условиях современного дошкольного образования

Инструменты формирования патриотизма в Российской Федерации

Налогово-правовые механизмы государственной поддержки предпринимательства в современных условиях

Задать вопрос