Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема
Автор: Искандарова Татьяна Энверовна
Рубрика: Образование взрослых и самообразование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (21) февраль 2019 г.
Дата публикации: 04.02.2019
Статья просмотрена: 2303 раза
Библиографическое описание:
Искандарова, Т. Э. Формирование орфоэпических норм в речи учителя начальных классов как психолого-педагогическая проблема / Т. Э. Искандарова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 1 (21). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/114/3933/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье раскрывается понятие профессионально-речевой культуры и актуальность формирования орфоэпической компетенции учителей начальных классов в современной школе. Статья кратко характеризует основные орфоэпические нормы русского языка, которые должен соблюдать учитель при обучении детей начальной школы: орфоэпически грамотно читать и грамотно записывать орфоэпически диктуемое. В статье указаны условия и средства совершенствования владения нормами литературного языка.
Ключевые слова: орфоэпические нормы, языковая и речевая культура, произносительно-слуховая культура, учитель начальной школы, методы и приёмы совершенствования речи.
Культура речи человека свидетельствует о его воспитании, интеллекте, этике, и многом другом, и поэтому ей всегда уделяли особое внимание. Владение культурой речи — это успех в обществе, авторитет, перспектива. В связи с этим профессиональная деятельность педагога в настоящее время является сферой повышенной речевой ответственности. Специфика учительской профессии заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми (детьми). Работа учителя направлена на формирование личности ученика, выработку соответствующих правил и норм поведения, а также на интеллектуальное развитие ребенка [7].
Важнейшими средствами воздействия и влияния на учеников являются язык, как феномен культуры, и речь, как деятельность человека, использующего потенциал языка. Личностные особенности учителя позволяют ему творчески осваивать педагогическую технику и технологии деятельности, которые являются основой педагогического мастерства и профессиональной культуры. Все это, в свою очередь, дает возможность целенаправленно работать над формированием речевой культуры учащихся.
Учитель должен обладать не только психологическими и специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.
«Для педагога язык, речь — прежде всего рабочий инструмент, средство донесения учебной информации до аудитории, но это еще и средство эмоционального воздействия, и средство воспитания, в том числе и формирования языковой и речевой культуры учащихся» [4].
Педагогический подход к данной проблеме дает возможность рассмотреть феномен культуры речи учителя в трех аспектах (рис. 1).
Рис. 1. Профессионально-речевая культура учителя
Уровень речевой культуры как одно из главных условий эффективности воздействия на разум и чувства ребенка имеет особое значение для учителя начальных классов.
В системе речевого развития учащихся важное место занимает работа над произносительной стороной речи. Долгое время этому направлению не уделялось должного внимания. Считалось, что дети, поступающие в первый класс, обладают достаточным уровнем сформированности произносительных навыков, которые позволяют им свободно осуществлять речевую деятельность. Однако исследование произносительных навыков речи младших школьников показывает, что у большей части первоклассников имеются значительные нарушения этой стороны речи: речь многих из них отличается невнятностью, речевой аппарат работает вяло, учащиеся не умеют правильно пользоваться дыханием и голосом, у многих наблюдаются физиологические нарушения дикции (нечеткое проговаривание отдельных звуков и звукосочетаний). Все это в значительной степени сказывается на речевой активности ученика и требует особого внимания от педагога.
С приходом ребёнка в школу основным механизмом овладения произносительными нормами продолжает оставаться имитация, подражание речи окружающих, причём важнейшим фактором становится звучащая речь учителя. Поэтому учитель должен говорить, соблюдая все правила русской орфоэпии.
Таким образом, для того, чтобы добиваться результатов, предъявляемых Стандартом к овладению обучающимися основными орфоэпическими нормами русского литературного языка, учителю необходимо не только самому соблюдать данные нормы, но и иметь знания о предполагаемых проблемах в речи учащихся во всех видах речевой деятельности.
В начальной школе уделяется большое внимание пополнению и обогащению словарного запаса школьников, но мало отводится времени на обучение нормам литературного произношения — орфоэпии русского языка.
Лингвист Аванесов Р. И. определил орфоэпию (греч. orthos — правильный и epos — речь) как «совокупность правил устной речи, обеспечивающих единство ее звукового оформления в соответствии с нормами национального языка, исторически выработавшимися и закрепившимися в литературном языке» [1].
В данной науке выделяются следующие разделы: произношение звуков (гласных и согласных); произношение отдельных морфем; произношение имен и отчеств; употребление иностранных слов.
Произношение, соответствующее орфоэпическим нормам, облегчает и ускоряет процесс общения. Поэтому социальная роль правильного произношения очень велика, особенно сегодня, когда устная речь служит средством самого широкого общения. Орфоэпические ошибки мешают воспринимать содержание речи: внимание слушающего отвлекается неправильностями произношения, и высказывание во всей полноте не воспринимается.
Основные орфоэпические нормы русского языка регулируют главным образом функционирование звуков. Рассмотрим для начала нормы произношения гласных. В нашем языке, как и во многих других, гласные звуки делятся на два вида: ударные и безударные. Рассмотрим их подробнее. Ударными называются гласные в сильной позиции, отличающиеся отчетливым звучанием, то есть возможностью определить их подъем и ряд. Безударные — гласные в слабой позиции, чье звучание неотчетливо, затерто.
Вот что говорят относительно произношения гласных звуков орфоэпические нормы русского языка.
Четко в русском языке произносятся, как отмечалось выше, только гласные под ударением. Что касается безударной позиции, то существуют следующие правила:
− буквы «а» и «о» в слоге, стоящим перед ударным (предударным) произносятся как [а] (ботинок — б [а]тинок, корова — к [а]рова);
− буква «о», стоящая после ударного слога и твердой согласной, читается как нечто среднее между «ы» и «а». В транскрипции такой звук обозначается как [ъ] и называется редуцированным звуком (молоко — м [ъ]локо, золотой — з [ъ]лотой);
− буквы «а», «я», «е» в предударном слоге и после мягкой согласной произносятся как что-то среднее между «и» и «е». В транскрипции обозначается как [иэ] (шестой — ш [иэ]стой, пяти — п [иэ]ти);
− буква «и», стоящая после твердой согласной, всегда произносится как звук [ы] (к Илье — к [ы]лье, мединститут — мед [ы]ниститут).
Орфоэпические нормы современного русского языка также регулируют и правила произношения согласных звуков. Перечислим основные из них:
− все звонкие согласные, за исключением сонорных, на конце слова оглушаются (хлеб — хле [п], сад — са [т]);
− для буквы «г» характерно оглушение и превращение в звук [к], характерно это не только на конце слова, как для других звонких согласных (недуг — неду [к]); исключение составляет слово бог. Также «г» может в ряде случаев переходить в [х], однако это скорее исключение, чем правило (господь — [х]осподь);
− в русском языке есть согласные, которые не смягчаются — «ж», «ц», «ш» (жираф — [ж]ираф, шесть — [ш]есть). И есть звуки, которые всегда сохраняют свою мягкость: «щ», «ч» (чтец — [ч’]тец);
− сочетание согласных «чн» обычно так и произносится [чн] (маскировочный, посадочный); произношение [шн] вместо орфографического чн в настоящее время требуется в женских отчествах на –ична (Никитична — Никити [шн]а) и сохраняется в отдельных словах (конечно — коне [шн]о, нарочно — наро [шн]о, яичница — яи [шн]ица); некоторые слова с сочетанием чн произносятся двояко (булочная — було [чн]ая и було [шн]ая, порядочный — порядо [шн]ый и порядо [чн]ый, копеечный — копее [шн]ый и копее [чн]ый), а «чт» — как [шт] [4].
Чтобы не допустить ошибки в постановке ударения, следует знать не только норму, но и типы вариантов, а также условия, при которых может быть использован тот или иной из них. Для этого рекомендуется пользоваться специальными словарями и справочниками.
Система современных норм русского литературного произношения и особенности произношения более 63 000 слов и их грамматических форм отражены в «Орфоэпическом словаре русского языка» под редакцией P. A. Аванесова (первое издание вышло в 1983г, после чего был ряд переизданий). И для школьника, и для учителя полезен также компактный «Словарь трудностей русского произношения» M. Л. Kaлeнчyк и P. Ф. Kacaткинoй (M., 1997), в котором представлены 15 000 наиболее употребительных русских слов, произношение которых может вызывать затруднения [3].
Орфоэпическая компетенция учителей начальных классов является актуальной проблемой, которую, опираясь на современные технологии, призвана решать современная школа.
Учитель начальной школы играет важную роль в становлении и развитии навыков правильной устной речи, так как процесс усвоения орфоэпических норм языка происходит в основном в дошкольном и младшем школьном возрасте. В устной речи детей, пришедших в школу, встречаются разнообразные отклонения от норм русского литературного произношения. Важным для учителя является представлять определённый уровень орфоэпической грамотности учеников, знать их произносительные ошибки, а также причины их появления в двух видах речевой деятельности детей: чтении и говорении.
Учитель должен сам соблюдать орфоэпические нормы, чтобы добиться главной цели обучения орфоэпии в начальных классах — научить детей орфоэпически грамотно читать написанное или напечатанное и грамотно записывать орфоэпически диктуемое.
Повышение уровня сформированности орфоэпических норм в речи учителя начальной школы возможно при соблюдении следующих условий:
− организация консультаций для учителей по ознакомлению с нормами современного русского литературного языка и требованиями к устной речи;
− освоение учителями программы занятий, направленную на повышение орфоэпической грамотности.
Заинтересованность учителя в улучшении своей звучащей речи появляется и растет по мере приобретения определенных знаний и умений, входящих в понятие произносительно-слуховой культуры. Формирование произносительно-слуховой культуры — существенное условие, определяющее успех развития устной речи.
Под произносительно-слуховой культурой понимается «отчетливость и ясность произношения, умение расчленять слова на отдельные звуки, сопоставлять их с буквами, навык легко и быстро находить лексическое ударение, соблюдение правильного литературного произношения» [2].
Для совершенствования орфоэпических навыков используется звуковой образец (фильм, запись классического произведения литературы, профессиональных чтецов или артистов).
Орфоэпия тесно связана с орфографией и фонетикой, так как без знания звуков, правильного их интонирования и написания слов тяжело овладевать орфоэпическими умениями и навыками. Следовательно, повышение произносительной культуры означает и подъем орфографической грамотности. Как говорил в своих работах Н. С. Рождественский, чем выше культура устного слова, чем правильнее орфоэпически говорят люди тем правильнее они пишут [6].
Для развития орфоэпических норм в речи важна также работа над интонацией. Эффект громкого проговаривания заключается в том, что оно способствует формированию внутренних артикуляторных схем, является основой формирования внутренней речи. Речевые движения способствуют усвоению называемых графических написаний, помогают избегать пропуска букв, их замены и перестановки, потому что четкое проговаривание слова проясняет его звукобуквенный состав.
Важным условием является работа над коррекцией диалектного произношения. При работе над правильным произношением не следует забывать о том, что литературный язык — ведущая форма национального русского языка, не изолирован от местных говоров.
Для развития орфоэпических норм необходимо такое условие как работа над акцентированием. В литературной речи важная роль отводится нормативному произношению и ударению. Отклонения от орфоэпических норм становятся помехой в общении с аудиторией: отвлекают внимание от содержательной стороны выступления, направляют мысль на второстепенные детали.
Совершенствование владения нормами литературного языка важно осуществлять систематически. Необходимо постоянно тренировать собственные произносительные умения и навыки (дикцию, громкость, темп, ритм, интонацию речи), так как важно тактично корректировать ответы учащихся на уроках, когда часто наблюдается интонационная невыразительность речи, преобладание бытового стиля произношения.
Таким образом, существуют разнообразные методы и приёмы совершенствования речи, и о них нужно помнить тем, кто старается достичь высокого уровня педагогического мастерства. Для того, чтобы добиваться положительных результатов, предъявляемых различными Стандартами к овладению обучающимися основными орфоэпическими нормами русского литературного языка, учителю необходимо самому соблюдать данные нормы и иметь знания о предполагаемых проблемах в речи учащихся во всех видах речевой деятельности. И создание оптимальных педагогических условий, которые обеспечат формирование орфоэпических норм в речи учителя с целью повышения эффективности образовательного процесса, важная задача образовательной организации.
Литература:
- Аванесов Р. И. Русское литературное произношение / Р. И. Аванесов. — 6-е изд. перераб. и доп. М.: Просвещение, 1984. 384 с.
- Евсеева И. В., Лузгина Т. А., Славкина И. А., Степанова Ф. В. Современный русский язык: Курс лекций / И. В. Евсеева, Т. А. Лузгина, И. А. Славкина, Ф. В. Степанова; под ред. И. А. Славкиной. Красноярск: Сибирский федеральный ун-т, 2007.
- Кaлeнчyк М. Л. и Kacaткинoй Р. Ф. // Словарь трудностей русского произношения — M., 1997.
- Листофорова К. А. Формирование профессионально-речевой культуры учителя начальных классов // Молодой ученый, 2016. № 20. С. 704–706. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/124/34109/
- Москвин В. П.: Правильность современной русской речи. Норма и варианты. — Ростов н/Д: Феникс, 2006 253 с.
- Рождественский Н. С. Обучение орфографии в начальных классах. — М., 1960.
- Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник: 2-е изд., испр. и доп. М., 2006
- https://cyberleninka.ru/article/v/formirovanie-professionalno-rechevoy-kultury-uchitelya-nachalnyh-klassov-kak-pedagogicheskaya-problema
Ключевые слова
орфоэпические нормы, языковая и речевая культура, произносительно-слуховая культура, учитель начальной школы, методы и приёмы совершенствования речиПохожие статьи
О соблюдении литературной нормы в разговорной речи
В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.
К проблеме развития выразительности речи младших школьников
Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...
Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного
В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...
Формирование у младших школьников базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием у обучающихся начальной школы базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма.
Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе
В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений
Повышение орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования: проблемы и тенденции
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования, и тенденции в решении этих проблем.
О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов
В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.
Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах
В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...
Похожие статьи
О соблюдении литературной нормы в разговорной речи
В статье говорится о важности соблюдения литературной нормы в речи говорящего. Основное внимание в статье уделяется соблюдению произносительных норм речи: орфоэпических и акцентологических.
К проблеме развития выразительности речи младших школьников
Статья посвящена проблеме развития выразительности речи учащихся начальных классов. Актуальность темы обусловлена недостаточной разработанностью критериев оценки выразительности речи младших школьников. Авторами предложены критерии оценки интонационн...
Способы обучения устной речи на начальном этапе изучения русского языка как иностранного
В статье описаны основные методические приёмы, которые нацелены на обучение иностранцев устной речи на занятиях по русскому языку как иностранному. Отмечается важность введения в структуру занятия диалогизма, а также опоры на учебные тексты, в том чи...
Формирование у младших школьников базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма (из опыта работы)
В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием у обучающихся начальной школы базовых навыков, необходимых для понимания и применения орфографических и грамматических правил письма.
Особенности обучения фонетической стороне речи в начальной школе
В данной статье рассматриваются основополагающие подходы в обучении учащихся начальной школы фонетической стороне речи иностранного языка. Автором раскрыты трудности формирования фонетических навыков и пути их решения. Уделено внимание комплексу фоне...
Речевая задача как средство воспитания звуковой культуры речи у детей младшего дошкольного возраста в детском саду
В статье рассматривается ключевые понятия «звуковая культура речи» и «воспитание звуковой культуры речи у младших дошкольников». Анализируются педагогические подходы в современных образовательных программах к развитию речевых умений и коммуникативных...
Вопросы развития письменной речи учащихся национальных групп средних образовательных учреждений
В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с развитием русской письменной речи учащихся средних образовательных учреждений
Повышение орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования: проблемы и тенденции
В статье рассматриваются проблемы, возникающие в процессе работы по повышению орфографической и пунктуационной грамотности, речевой культуры педагогов дополнительного образования, и тенденции в решении этих проблем.
О формировании лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов
В статье представлен опыт работы и рекомендации учителя — логопеда по формированию лексико-грамматической стороны речи слабовидящих школьников начальных классов.
Функциональная грамотность на уроках русского языка в 5–11-х классах
В данной статье рассматривается понятие и компоненты функциональной грамотности, определяется роль функциональной грамотности при обучении детей в школе, на примере уроков русского языка в 5–11 классах рассматриваются возможные методы формирования фу...