Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения
Автор: Дао Тхи Нгок Ань
Рубрика: Общая педагогика
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 19.02.2019
Статья просмотрена: 42 раза
Библиографическое описание:
Дао, Тхи Нгок Ань. Организация учебных занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения / Тхи Нгок Ань Дао. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 7-9. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/3963/ (дата обращения: 16.11.2024).
В настоящее время во Вьетнаме наблюдается бурная разработка модели нового учителя — модели активного учителя в соответствии с требованиями разносторонней реформы в области образования. В таком контексте вырастает роль курса «Педагогика» в подготовке будущих учителей. Педагогика как наука, изучающая обучение и воспитание, выполняет следующие функции:
− познавательная — изучение опыта и практики обучения и воспитания человека;
− научно-содержательная — овладение теорией, объяснение педагогических явлений;
− диагностическая — изучение причин явлений, процессов;
− прогностическая — экстраполяция идей на другие явления, перспективы их развития;
− проективно-конструктивная — разработка методик, определяющих будущую педагогическую деятельность;
− преобразовательная — внедрение достижений передового опыта в практику;
− интегрирующая — междисциплинарная и внутрипредметная;
− организационно-методическая — методика преподавания педагогики как ориентир в перестройке преподавания других дисциплин;
− культурологическая — формирование педагогической культуры преподавателя.
В системе высшего педагогического образования психолого-педагогическим дисциплинам отводится особое место. Они призваны способствовать:
− развитию у студентов диалогического мышления;
− формированию у них системы знаний о человеке как развивающейся личности, индивидуальности, субъекте жизнедеятельности, о социально-психологических закономерностях его взаимодействия с другими людьми, о сущности, содержании и структуре образовательных процессов, об образовательных системах, их становлении, развитии, преобразовании, о культуро- и природосообразности образования и его целях, о себе как субъекте образовательной деятельности;
− овладению обучаемым умениями строить культуро- и природосообразные образовательные процессы, способами работы с участниками образовательного процесса любого возраста и социально-психологического статуса, методами социально-адаптационными, этнопедагогики, опытом психотерапевтической работы, способами проектирования образовательных систем, опытно-экспериментальной и исследовательской работы в области образования [2].
Согласно мнению русских педагогов, вьетнамские педагоги в своих научных работах также подтвердили важную роль педагогики в профессиональной подготовке будущих учителей. Автор Хо Тхи Зунг в своей докторской диссертации соглашается с тем, что педагогика является профессиональным предметом, занимающим очень важное место в программах подготовки учителей в педагогических школах. Этот курс не только предоставляет студентам систему базовых знаний теории преподавания, образовательного мышления, но также формирует у них базовые педагогические умения, умения эффективной организации обучения и воспитания, умение оптимально решать педагогические ситуации и т. д. [1, с.4]
Можно сказать, на сегодняшний день бурно развивается роль педагогической науки, обусловленная многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею, в результате чего идет инновация обучения дисциплине «Педагогика» в педвузах. Одной из инноваций, введенных нами в обучение курса «Педагогика», является организация учебных занятий по педагогике на основе применения элементов телевидения. Здесь речь идет о следующих элементах телевидения: сценарии, стили взаимодействия персонажей программ телевидения, аудиовизуальные элементы телевидения, техника передачи телепрограмм и т.д. [3].
Опираясь на вышесказанную идею, мы формировали новую модель учебных занятий по педагогике, во многом отличающуюся от традиционной модели, которая сегодня не способна вызывать интерес студентов к данному учебному предмету.
По традиционной модели изучения педагогики каждое учебное занятие организуется по следующим шагам:
− Шаг 1: изучение проблемы
− Шаг2: чтение лекций
− Шаг 3: контроль изученного материала, часто в форме беседы.
Практика показала, что данная модель занятий быстрее утомляет студентов, они скорее теряют мотивацию к обучению. Такова реальность, поэтому обучение педагогике в Ханойском педагогическом университете поставило перед педагогами новую задачу, заключающуюся в нововведении и реорганизации обучения данной дисциплине. Специалисты университета выдвинули идею применения элементов телевидения при обучении педагогике, что дает возможность формировать новую модель учебных занятий, которая состоит из следующих этапов:
- Этап 1: Старт
Шаг 1: Определение психологического состояния студентов перед занятием и предоставление программы учебных занятий, основанной на моделировании того, как представлены телевизионные программы на VTV.
План работы: Телепрограмма «Психологическое тестирование»
Шаг 2: Формирование у студентов положительного психологического состояния для подготовки их к учебной деятельности.
План работы: Организация студентов для участия в играх, которые имитируют телевизионные игры
- Этап 2: Организация видов учебно-исследовательской деятельности студентов
Шаг 1: Организация учебно-исследовательской деятельности для развития у студентов компетентностей критического мышления.
План работы: Организовать беседу в форме телевизионных ток-шоу, которые можно комбинировать с программой «Новости недели» или «Новости образования» (в зависимости от каждой темы).
Шаг 2: Организовать учебно-исследовательскую деятельность для развития у студентов компетентности создания методов обучения.
План работы: Выполнять уже созданные телевизионные игры на VTV или созданные преподавателем и творческими студентами, на основе имитации интерактивного стиля телевидения.
Шаг 3: Организовать учебно-исследовательскую деятельность для развития у студентов социальных компетентностей (поиск оптимальных решений для социально-педагогических ситуаций).
План работы: Организовать деятельность студентов в соответствии с сериалом телевизионных игр «Thank God You're Here» или с телевизионными программами, созданными преподавателем.
Шаг 4: Организовать учебно-исследовательскую деятельность для развития у студентов компетентности самопознания.
План работы: Организация учебной деятельности студентов в соответствии с форматом и сценариями уже созданных телевизионных программ на VTV или созданных преподавателями телевизионных программ в зависимости от каждой темы.
- Этап 3: Расслабление
Цель: помочь студентам расслабиться и уменьшить стресс после выполнения многочисленных учебных задач.
План действий: Съемка комедии.
Созданная нами модель занятий по педагогике была применена в большой группе студентов (99 человек) при изучении 7 тем педагогики. После занятий мы провели анкетирование для измерения уровня удовлетворенности студентов и получили результаты, представленные в таблице 1 и на диаграмме 1.
Таблица 1
Процент студентов по уровню удовлетворенности
Уровень удовлетворенности |
Количество студентов (в процентах%) |
Высокий |
67 |
Нормальный |
33 |
Низкий |
0 |
Рис. 1. Процент студентов по уровню удовлетворенности
Высокий уровень удовлетворенности студентов показывает, что созданная нами модель занятий по педагогике на основе имитации элементов телевидения позитивно влияет на учебную мотивацию и интерес студентов к курсу «Педагогика». Это позволяет подтвердить практическую значимость данной модели обучения, что выражает наш новый подход к проектированию и организации обучения в высшей школе, где преподаватель и студенты являются не только обучающим и обучаемыми, но также и персонажами телевизионных программ, что позволяет делать учебные занятия более познавательными и интересными. Необходимо отметить, что учебная мотивация студентов является одним из важнейших критериев качества обучения. Поэтому авторы методики надеются, что данная модель обучения будет применяться не только в рамках курса «Педагогика», но и в других учебных дисциплинах высшей школы, что позволит сделать обучение более разнообразным и эффективным.
Литература:
- Хо Тхи Дунг, Разработка и использование системы упражнений в преподавании курса «Педагогика» в университетах. Кандидатская диссертация в области педагогических наук, Вьетнамский институт педагогических наук, 2013
- Ильина С. П. Возможности педагогических дисциплин в профессиональном становлении студентов педагогического вуза./ Интернет-Форум в рамках Всероссийской научной конференции с международным участием «Педагогика в современном мире» кафедры Педагогики Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена 13 октября 2011 года. [Электронный ресурс]. URL: http://kafedra-forum.narod.ru/index/0–19
- Дуонг Суан Сон, Телевизионная пресса: Учебник, Ханой: Издательство Ханойского национального