Играя, рисуем | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Дошкольное образование

Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.

Дата публикации: 12.03.2019

Статья просмотрена: 207 раз

Библиографическое описание:

Герасимова, Л. А. Играя, рисуем / Л. А. Герасимова, Н. В. Маринина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 15-17. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4025/ (дата обращения: 16.11.2024).



«Не следует забывать, что основной закон детского творчества заключается в том, что ценность его следует видеть не в результате, не в продукте творчества, важно то, что они создают, творят, упражняются в творческом воображении и его воплощении», — писал Л. С. Выготский.

На современном этапе происходят серьезные изменения в области дошкольного образования, что, в свою очередь, меняет содержание и организацию педагогического процесса в целом. От педагога требуется поиск новых способов и методов для развития ребёнка. Современный ребенок объединяет и комбинирует все виды творческой деятельности: изобразительную, игровую, литературную. Становится все труднее увлечь, заинтересовать маленького непоседу. Он носится по дому, а мама или няня безуспешно предлагают ему поиграть, порисовать, почитать и так далее. Как же заинтересовать ребенка учебой и творчеством?

Известно, что основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста — игра. Так давайте же играть! Играть обучая. Играть, создавая вместе с малышом «шедевры» с помощью красок, пластилина и бумаги. Результатом таких игр будут не только навыки и умения, но и хорошее настроение ребенка. Радость взрослых (педагога — от процесса сотворчества, родителей — от результатов) передается ребенку, создает несравнимую ни с чем творческую атмосферу.

По нашему мнению, толчком к развитию творческого воображения, включающего в себя самостоятельность, инициативность, индивидуальность, могут служить техники с использованием нетрадиционных материалов, инструментов и способов рисования. Нужно просто отойти от шаблонов и стереотипов, стать, под стать детям, фантазером. Приемы, о которых мы расскажем, можно использовать не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребенка.

Сначала поговорим о материалах, с помощью которых даже самый маленький ребенок может создать настоящие шедевры. Краски, цветные карандаши, фломастеры и мелки известны всем. Но для рисования могут пригодиться и неожиданные вещи: ниточки и тушь; пальчики и ладошки малыша; кусочки картофеля, намазанные краской; пищевая пленка. И даже мыльные пузыри могут стать инструментом для создания сложных композиций.

Самые интересные и привлекательные техники работы с различными материалами.

Рисование восковой свечой — показываем фокусы.

Рисунок, изображенный на листе бумаги свечой, вначале невидим. Он появится, если нанести на лист акварельную краску (лучше закрасить лист полностью, можно с помощью губки). Покажите ребенку фокус: закрасьте лист краской, равномерно нанося ее на изображение — ребенок будет в восторге от появившейся чудесной картинки. Для самостоятельного рисования свечой можно предложить ребенку несложные сюжеты. Даже самые маленькие дети (от 1,5 до 3 лет) способны нарисовать вьюгу (детские каракули), снежные комочки, клубочки, дорожки из линий и т. п. Получится очень красиво, если возьмете краски разных цветов.

Печать картофелем.

Вырезаете из картофеля формы различных предметов, обмакиваете их в краску, а затем накладываете на бумагу. Вы можете нарисовать таким образом веточку или стебелек, а ребенок — ягодки, лепестки цветка (ему, конечно, нужно помочь вырезать форму и аккуратно «напечатать» ее на листе бумаги). Дети постарше могут самостоятельно «напечатать» целые сюжеты: стая птиц, поляна с бабочками, цветочная поляна, подводный мир, натюрморты. Дети 4–7 лет способны дорисовать детали кистью, фломастером. Такое сочетание техник очень интересно.

Узоры с помощью пищевой пленки.

Смешайте несколько цветов акварельной краски с водой. На лист бумаги нанесите цвета близко друг к другу. Прежде чем краска высохнет, накладывайте кусок пищевой пленки большего, чем лист, размера. Слегка нажимайте пальцами на пленку так, чтобы краски под ней растекались и смешивались. В результате получаются чудесные узоры. Пленку оставьте на поверхности, пока краска окончательно не высохнет. Затем аккуратно снимите ее. Такой необычно раскрашенный лист можно использовать как фон для рисования тушью, фломастером, восковыми мелками, гуашью, а также — для аппликации. Если вы хотите добиться более интересного эффекта, прежде чем наложить пленку, посыпьте лист крупной солью.

Засушенные осенние листья вместо кисти.

Соберите осенний букет. Засушите листья под прессом или утюгом. Они пригодятся вам для ажурного пейзажа. Нанесите краску осенних тонов на изнаночную часть листа (туда, где больше всего видны прожилки). Пока не высохла краска, приложите лист к бумаге окрашенной стороной и сильно прижмите его. С помощью такой техники можно нарисовать осеннее дерево, листопад, лес и т. п. Обговорите с ребенком композицию, вспомните породы деревьев, листья которых вы используете. Можно предложить детям большой формат бумаги. Ведь многие дети любят рисовать на обоях. Им нравится творить на большом пространстве. Подойдут и ватман, и старые обои.

Мыльные пузыри.

Абсолютно все дети любят пускать мыльные пузыри. Но как с ними можно поиграть? Они ведь так быстро лопаются! Часто взрослые не разрешают играть с мыльными пузырями в помещении. Однако мыльными пузырями можно … рисовать.

Разведите в воде, в нескольких емкостях, несколько цветов краски. Ее концентрация должна быть достаточно высокой. Добавьте в раствор мыло, шампунь, специальную жидкость для пузырей. Подготовьте плотный лист бумаги и выдувайте на него пузыри. Они будут оседать на лист, лопаться, оставляя разноцветные радужные круги. Восторгу и радости ребенка не будет предела!

Теперь узнаем, как можно играть с разными красками, чернилами и тушью.

Монотипия.

Сложите лист бумаги пополам. На одной части нарисуйте краской любое изображение. Сложите лист опять пополам, не дожидаясь, когда высохнет краска. На другой стороне отпечатается ваш рисунок. К тому же его очертания станут размытыми и живописными. Такую технику можно применять при рисовании пейзажей (отражение деревьев в воде, домов, гор и т. д.)

Ниточные узоры.

Сложите лист бумаги пополам. Раскройте его. Окуните длинную, толстую нить в чернила или тушь. Положите ее на лист, причудливо изогнув, на одну половину листа, Кончик оставьте снаружи. Прикройте ее другой половиной листа. Сильно прижмите рукой и вытягивайте нить снизу, сбоку или сверху. Раскройте лист. Получившееся изображение можно обыграть и дополнить деталями. К тому же рисунок будет зеркальным на обеих сторонах. Предела фантазии не будет!

Рисуем ладошками, пальчиками, кулачками.

Ваш ребенок обожает шлепать по лужам, пачкать одежду во время игры на улице? Это нормально. Только нужно знать, что так выражается его потребность в творчестве. Помогите ребенку, направьте его энергию в нужное русло. Нанесите гуашевую или акриловую краску на ладошки ребенка. Пусть он печатает на листе бумаги рукой, изображая деревья, смешных ежиков, цветочки и т. п. То же самое можно проделывать, нанеся краски на подушечки пальцев и на разные части тыльной стороны ладоней. А еще лучше, если ребенок сам обмакнет пальчики в краску. Для такого рисования нужна бумага большого формата. И тогда ребенок получит огромное поле для творческого самовыражения.

Рисуем с помощью соли и клея.

Возьмите кисть для клея, обмакните ее в клей ПВА и рисуйте на цветном картоне любую картину. Кисточку чаще обмакивайте в клее не жалейте его. Пусть вас не беспокоит, что ваш ребенок заинтересовался каплей клея, которая капает на лист в виде клякс разного размера. Они будут только оживлять и украшать рисунок. Когда рисунок готов, возьмите соль разного помола и обсыпьте ею картину. Через минуту-две аккуратно ссыпьте лишнюю соль. Шедевр готов. Если ребенок хочет получить разноцветную картину, пусть возьмет краски, разведенные в воде, кисть и набирает на кисть побольше краски, капает ей в нужные места на рисунке. Этот способ особенно хорош при создании объемных рисунков.

Рисование по мокрому листу.

Этот вид техники подходит детям любого возраста. Стоит использовать плотные листы для акварели, акварельными красками и беличьи или колонковые кисти любых размеров. Лист необходимо хорошо смочить водой, и тут необходима помощь взрослого. Лист не должен быть суховатым или, через чур, сильно смоченным водой. Ни в первом, ни во втором случае рисунок не получится. Рисовать по мокрому листу нужно легкими прикосновениями кисти и фантазировать. Особенно правдоподобными получаются картины, связанные с морем, аквариумом, облаками, отражением в воде.

Рисование пластиковой вилкой.

Вот так здорово! Вилка, которой ест ребенок, может стать кистью. Это заинтересует любого озорника, ведь такое рисование похоже на шалость, за которую взрослые нередко делают замечание. Эта техника используется, когда надо изобразить что-то лохматое, колючее, пушистое. Нам необходимы лист бумаги любого цвета, гуашь и пластиковая вилка. Нужно просто зачерпнуть вилкой краску и накладывать ее на рисунок. Единственная сложность в том, что необходимо зубцам строго соблюдать нужное направление

Рисуем объемными красками.

Эта техника рисования может увлечь не только ребенка, но и взрослого. Нам понадобиться гуашь, клей ПВА и пена для бритья. Все ингредиенты смешиваются в отдельных емкостях по цветам. И вперед! Накладываем пенную краску в соответствии с сюжетом на лист. Рисунки вызывают восторг и очень нравятся абсолютно всем.

Разнообразие техник рисование на занятиях по изобразительной деятельности доставляют всем детям радость, повышают интерес к художественной деятельности. Рисунки выразительны, индивидуальны. Они позволяют ребенку почувствовать себя увереннее, раскованнее, свободнее в самовыражении.

По словам психолога Ольги Новиковой «Рисунок для ребенка является не искусством, а речью. Рисование дает возможность выразить то, что в силу возрастных ограничений он не может выразить словами. В процессе рисования рациональное уходит на второй план, отступают запреты и ограничения. В этот момент ребенок абсолютно свободен».

Литература:

  1. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте.- СПб, 1997
  2. Шульгина О. Л. Нетрадиционные техники рисования на занятиях в детском саду // Дошкольное воспитание. — 2011. — № 1. — С. 25–31
  3. Ильина А. Рисование нетрадиционными способами //Дошкольное воспитание — 2004 — № 2.
  4. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, сценарии занятий, планирование / Под ред. Казаковой Р. Г. — М., 2004.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, краска, лист, лист бумаги, рисование, Рисунок, акварельная краска, ваш ребенок, мокрый лист, пищевая пленка.
Задать вопрос