Применение различных методов обучения учащихся с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях РСВ и ФП
Автор: Фисенко Елена Фёдоровна
Рубрика: Специальные (коррекционные) школы
Опубликовано в Образование и воспитание №2 (22) апрель 2019 г.
Дата публикации: 06.03.2019
Статья просмотрена: 251 раз
Библиографическое описание:
Фисенко, Е. Ф. Применение различных методов обучения учащихся с нарушением слуха и после кохлеарной имплантации на индивидуальных занятиях РСВ и ФП / Е. Ф. Фисенко. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2019. — № 2 (22). — С. 49-52. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/121/4027/ (дата обращения: 16.11.2024).
Неправильно думать, что глухой ребенок, которому была сделана кохлеарная имплантация, сразу научится слушать и говорить. Имплантированный ребенок растеряется в море звуков неречевых и звуков речи. Он должен определить структуру слуховых ощущений, какие это звуки, кто или что издает их, откуда они доносятся. Он должен научиться слушать.
Чтобы представить, что ощущает имплантированный человек после операции, давайте вспомним новорожденного ребенка с нормальным слухом. Проходит около года, прежде он начнет говорить. Все это время он уже слышит, но его слуховые впечатления не осмысленны. Постепенно ребенок учится определять разницу между голосами, между голосами и другими разными звуками.
Роль педагога заключается в том, чтобы научить ребенка слушать и говорить, при этом используя разные методы обучения, потому что все дети разные, с разными сопутствующими диагнозами, поэтому приходится разрабатывать разные программы, исходя из слуховых и речевых способностей детей, программы, которые позволят детям научиться ориентироваться в своем слуховом окружении. При составлении рабочих программ я, конечно, опираюсь на Программы I и II вида по развитию речи и РСВ и ФП, отдаю приоритет речевому материалу, который довольно часто употребляется в речи. Для накопления активного словаря целесообразно использовать такие темы, как: «Я или Давайте познакомимся», «Моя семья», «Мой класс», Времена года», «Праздники», «В магазине», «У врача», а также активный словарь учебных занятий по математике, русскому языку, природоведению. Введение учащихся в речевую коммуникацию осуществляется в течение всего времени пребывания детей в школе-интернате и носит цикличный спиралевидный характер. Это означает, что от класса к классу активный словарь пополняется новыми словами (прилагательными, глаголами, местоимениями, числительными и наречиями), и высказывания детей становятся более распространенными. Сформированный материал на индивидуальном занятии используется потом в игровой деятельности, в драматизации, во время проведения различных викторин и речевой недели.
Основными направлениями работы по формированию речевых высказываний на занятии РСВ являются:
− развитие потребности в речевом общении;
− формирование произносительных навыков;
− развитие слухового восприятия;
− развитие диалогической речи;
− накопление активного словаря;
− развитие слухо-зрительного восприятия
− работа над просодической стороной речи;
− развитие памяти, внимания, мышления.
Чтобы высказывания детей были верными необходимо учить их грамматике, иначе они, как иностранцы, путаются в окончаниях существительных, прилагательных и глаголов, не могут правильно подобрать подходящее местоимение, например, когда поздравляют учителя или воспитателя с праздниками. Необходимо расширять их словарный запас путем узнавания родственных, однокоренных слов. Например, на занятии было дано предложение: Иногда зимой бывает оттепель. Я спросила, что означает слово оттепель. Никто из детей не смог ответить. После того, как мы вместе разобрали слово по составу, некоторые дети поняли, что это от слова тепло, теплый, потеплело. Вот таким образом проводилась работа со словами снежинки, заморозки, завтракает, подснежник, и т. д.
Карточка по теме «Зима». Подумай, почему? • У девочки замёрзли руки. • Как ты думаешь, почему у девочки замёрзли руки? • У девочки замёрзли руки, потому что … |
Невозможно общение без слов приветствия, прощания и вежливых слов и выражений. С детского сада мы учим детей говорить «здравствуйте», «привет» при встрече, «пока» и «до свидания» при прощании. Но постепенно вводим и другие слова и выражения: доброе утро, добрый день, добрый вечер, пожалуйста, спасибо, извините меня, приятного аппетита, спокойной ночи, с легким паром, и т. д.
На занятиях учу, что нужно говорить в той или иной ситуации на улице, в транспорте и дома. Многие дети едут домой на маршрутном такси, нужно его остановить, когда необходимо выйти. Научила детей говорить: «Остановите, пожалуйста», и «Можно выйти тут?», «Передайте деньги за проезд, пожалуйста».
В ноябре провела общешкольное мероприятие «Праздник вежливости и доброты» в рамках речевой недели. Дети показали хорошие знания вежливых слов. Потом предложила проиграть ситуации. Сначала мы вставили пропущенные слова в диалоги, а потом дети их инсценировали.
Задание № 1. Вставь пропущенные слова. Вова едет в автобусе. На остановке в автобус зашла женщина с маленьким ребёнком. Вова встал и уступил место. Он сказал: — Садитесь, …. Женщина ответила: — …, мальчик. Потом автобус резко затормозил. Мальчик нечаянно толкнул рядом стоящего пассажира. Вова сказал ему: — … меня, …. Пассажир ответил: — Всё в порядке, не стоит беспокоиться. |
Задание № 2. Вставь пропущенные слова. Шура проснулся, умылся и пошёл на кухню завтракать. Вся семья уже завтракает. — … …, — сказал Шура. — … …, Шура, — ответили родители. — И всем … …, — пожелал Шура. — …. |
На занятиях РСВ тоже проигрываю с детьми тексты. Придумала альбом, в котором нарисовала разные комнаты, которые есть в любой квартире: зал, спальня, кухня, ванная комната, а также улицу, парк, потому что во многих текстах АВК действие происходит в одном из этих мест. Вместе с детьми мы раскрасили цветными карандашами. Вырезали фигурки главных героев: Шура, Зина, Соня, Дядя Андрей, мама, папа, Петя, Продавец, женщина, кошка Мурка. Постепенно дополняли другими атрибутами историй, в зависимости от содержания текста. С помощью этого альбома я могу проверить, как ребенок понял содержание текста, могу провести слуховой диктант, а также можем поиграть по ролям. Ребенок двигает мелкие фигурки, перемещает предметы во время диалога, тем самым развивает мелкую моторику и речь.
кухня комната
спальня улица, парк
Еще у меня есть пальчиковые куклы, с их помощью мы проигрываем диалоги. Сначала дети при проговаривании слов диалога не могли шевелить фигуркой, сейчас уже более раскрепощены, любят играть с пальчиковыми куклами, как сами двумя руками, так и со мной.
|
— Мама, что ты варишь? Суп? Что на обед сегодня? Почему ты молчишь, мама? — А зачем ты спрашиваешь меня? Сама видишь, что я готовлю. — Я вижу суп и мясо. — А разве ты не видишь кашу? — О, я очень люблю кашу. Можно, я помогу тебе, мама? |
В пятом классе мы с детьми попробовали разыграть сценку «Гастроном» или «В магазине». С первого раза ничего не получилось из-за зажатости детей, для них главное было произнести свои реплики, а то, что нужно было выполнять движения брать — давать, показывать, они забывали. После нескольких попыток получился диалог «В магазине». Я не заставляла говорить строго по тексту, но ребята говорили заученными фразами.
Итак,
− правильно организованная коррекционная работа;
− отбор речевого материала с позиций потребностей общения;
− организация слухо-речевой среды как условия развития речи.
− мотивация учащихся к общению,
все это способствует развитию разговорной речи детей, пониманию обращенной речи, но проблема формирования самостоятельных речевых высказываний учащихся и включения их в речевую коммуникацию еще остается и является актуальной и значимой.
Литература:
- Программа для классов специальных коррекционных (образовательных) учреждений I–II вида под редакцией К. Г. Коровина, А. Г. Зикеева и др., 2006 г.
- И. В. Королёва «Диагностика и коррекция нарушений слуховой функции у детей раннего возраста. Санкт-Петербург, изд. Каро, 2005г.
- И. В. Королёва «Слухоречевая реабилитация глухих детей с кохлеарным имплантом». Санкт — Петербург, 2008г.
- О. В. Зонтова «Методические рекомендации по слухоречевой реабилитации глухих детей с кохлеарным имплантом». Санкт-Петербург, 2007г.